Сейчас в Архангельске

04:23 11 ˚С Погода
18+

На Соловках задействовали молодых специалистов Летней школы САФУ для изучения и популяризации культурного наследия территории

За 10 дней проведена работа по нескольким направлениям: от мониторинга водоёмов до разработки культурологического проекта «Азбука веков»

Образование Архангельская область Соловки САФУ
Анна Щетинина
4 сентября, 2024, 16:22

На Соловках задействовали молодых специалистов Летней школы САФУ для изучения и популяризации культурного наследия территории

Участники Летней школы смотрят на свинцовые воды архипелага с отражением неба. Источник: narfu.ru

На Соловецком архипелаге, относящемся к Архангельской области, завершила работу XI Летняя школа Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) для студентов: в этом году в проекте, помимо будущих инженеров, педагогов, биотехнологов, историков, культурологов и географов, приняли участие магистранты кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, и за десять дней участники школы провели исследования по нескольким направлениям – от мониторинга состояния природных водоёмов до разработки просветительского проекта «Азбука веков». Всего в школе была организована работа семи проектных мастерских, сообщают пресс-службы правительства региона и вуза.

Кроме того, в Летней школе проводились мероприятия с участием местных жителей: лекции, мастер-классы и пр., а результаты своих исследований участники презентовали на предзащите проектов. Финальная защита состоится в ноябре-декабре 2024 года.



Летняя школа. Источник: narfu.ru


Какие исследования проводились в Летней школе

Музыкальная мастерская

В этом году в школе появились два новых направления, в одном из них – музыкальном – впервые поучаствовали магистранты кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

Несколько лет назад преподаватели и студенты кафедры делали аудиозапись распевов в стенах Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, которые звучат уже не одно столетие. В этом году они помогали Соловецкому музею-заповеднику подготовить выставку «Звучащие рукописи Соловецкого монастыря». А в Летней школе магистранты консерватории работали над созданием музыкального пособия по древнерусскому языку для интересующихся традициями древнерусского пения, учеников музыкальных школ, – рассказала руководитель проекта школы на Соловках, директор Интеллектуального центра – научной библиотеки САФУ Светлана Тюкина. Участники музыкальной мастерской «Поющие Соловки», кроме того,  задумали разработать серию мини-игр в локации одного из певческих центров Древней Руси – Соловецкого монастыря, объединенных квестовой сюжетной линией и главным персонажем – иноком Варлаамом.

Туристская мастерская

Еще одно новое направление Летней школы – оценка туристско-рекреационного потенциала Соловков. Сейчас, в преддверии 600-летия Соловецкого монастыря, которое отметят в 2029 году, и в связи со стратегией по повышению уровня внутреннего туризма – изучается потенциал антропогенной нагрузки на острова архипелага, с учетом паломничества. В планах Летней школы было – проработать несколько методик туристско-экскурсионного потенциала Русского Севера – исходя, по словам эксперта, из «эколого-эстетической выразительности ландшафта» и туристических ожиданий.



Соловецкий музей-заповедник. Фото: Фурсов Александр / GeoPhoto


Мастерская «Книжная азбука»

Задачей проектной группы этой мастерской стала популяризация книжной православной культуры из богатого наследия Соловецкого книжного собрания. Студенты мастерской подбирали материалы, ключевые слова, термины, иллюстрации, делали фотографии для создания мультимедийного культурологического ресурса «Азбука веков».

Мастерская историографии

В этой мастерской, как и в предыдущей – собирали информацию. В частности, – о том, какие ученые-историки писали о Соловецком архипелаге. Итогом их работы станет информационный ресурс (где будет использована работа и мастерской «Книжная азбука»).

Мастерская биотехнологии

Традиционно в работе школы участвовали и биотехнологи – они продолжили мониторинг антропогенного воздействия на воды архипелага, начали тему изучения пищевых технологий Соловков: изготовления кваса, молочных продуктов, использования водорослей и пр.



Летняя школа. Источник: narfu.ru


Инженерная мастерская

Группы инженеров проводила прикладную работу по уточнению предельных антропогенных нагрузок и мониторингу состояния природной среды архипелага. Отбирались пробы воды и почвы в разных его точках. Продолжится исследование уже в лабораторных условиях.

«Мастерская педагогического проектирования»

Эта группа работала над развитием научно-образовательного центра на Соловках, поиском возможности расширения форматов образовательных программ для соловецких школьников.


Летняя школа организована Фондом развития САФУ при поддержке агентства по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области, Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого морского музея.

далее в рубрике