Сейчас в Мурманске

22:53 6 ˚С Погода
18+

12 апреля в Национальном художественном музее Якутии открывается выставка скульптора, ювелира Александра Манжурьева

В экспозиции «Киэҥ киэли кистэлэҥэ» / «Магия пространства и формы» – произведения малой пластики и ювелирного искусства

Искусство Якутия Выставка
Анна Щетинина
9 апреля, 2024 | 11:29

12 апреля в Национальном художественном музее Якутии открывается выставка скульптора, ювелира Александра Манжурьева

Автор: Александр Манжурьев. Фото: ЯСИА / Иточник: jewellerynews.ru



Выставка «Киэҥ киэли кистэлэҥэ» / «Магия пространства и формы» в Национальном художественном музее Якутии представляет произведения станковой скульптуры и ювелирного искусства Александра Манжурьева, некоторые из них послужили основой для создания атрибутов и костюмов к спектаклю «Глухой Вилюй» («Тулаайах оҕо») по одноименному роману народного писателя Якутии Василия Яковлева-Далана, над которыми автор работал в Саха академическом драматическом театре им. П.А. Ойунского, – сообщает пресс-служба музея.



 Автор: Александр Манжурьев. Источник: видео «Сахамедиа» / youtube.com


«Хронотоп – это ворота смысла», – говорил выдающийся мыслитель ХХ века М.М. Бахтин. – «Чем меньше пространство-время, чем локализованнее смысл, тем очевиднее его метаморфозы». Александр Манжурьев находится в неустанном созидании смысла, синтезируя свои познания в области формы на основе канонов национального и мирового культурного наследия. Он родился и вырос в Якутии, и, как эпический герой Кудай Бахсы, «врос корнями в родную землю», впитав в себя духовный народный опыт, традиционную модель мировосприятия, связанную с национальным мифологическим сознанием. Его произведения создают символическую картину действительности, объединяющую в себе закодированный посредством архетипов опыт данной конкретной социальной общности. Они рассчитаны на длительное созерцание, на внутренний диалог с изображенным героем или на обдумывание символического смысла какой-нибудь «вечной темы».



 Автор: Александр Манжурьев. Источник: видео «Сахамедиа» / youtube.com


Совмещение мотивов разных исторических периодов: эпохи бронзы (стилистика наскальных рисунков), эпохи раннего железа (сакский звериный стиль) и эпохи тюрков, глубокое изучение фольклора, орнаментального искусства позволили автору разработать собственный авангардный подход в решении пластической образности камерной пластики и ювелирных украшений. Художник мастерски владеет техникой литья, чеканки, инкрустации, применяя в работе разнообразные материалы: бронзу, искусно состаренную патиной, серебро, золото, дерево, бивень мамонта, драгоценные камни. Он удачно сочетает в своем творчестве традицию и эксперимент, фантазии и реальность, чувственность и прагматизм. Его образам чужда внешняя экспрессия, они носят отвлеченный характер, отличаясь стремлением передать энергию времени и пространства через знаковость формы.



 Автор: Александр Манжурьев. Источник: видео «Сахамедиа» / youtube.com


Не случайно творчество Александра привлекло внимание известного режиссера Саха академического драматического театра им. П.А. Ойунского Руслана Тараховского. Их коллаборация вылилась в совместную работу над спектаклем «Глухой Вилюй» («Тулаайах оҕо») по одноименному роману народного писателя Якутии Василия Семеновича Яковлева-Далана, премьера которого состоялась в 2023 году. В поисках расширения границ сценической условности, стремления к большей смысловой нагрузке персонажей, метафоричности сценического языка возникла идея использовать образы самобытных работ Манжурьева.




Космологические образы мирового древа, небесного коня, оленя, шамана, всадника, женщины претворены в своеобразный метафорический мир, где глубинные воспоминания органично слились с волшебной мифологией и мудростью древних сказаний, юмором и лирикой.




Скульптура способна соединять воедино настоящее, прошлое и будущее, временное и вечное, реальное и ирреальное. Колокольчики, подвешенные перед входом на выставку, олицетворяют ритуальное благопожелание – так исстари пытались оградить себя от воздействия враждебных сил; в спектакле звук колокольчика служит началом новой сцены, а на выставке – приглашением окунуться в магию пространства и формы Александра Манжурьева.



 Автор: Александр Манжурьев. Источник: видео «Сахамедиа» / youtube.com


На выставке представлены и ювелирные работы мастера. По словам автора, Александра Манжурьева, он всегда хотел объединить функции ювелирного изделия и музыкального инструмента. Так появились «поющие кольца» – кольца, являющиеся и хомусом. В Музее и центре хомусов народов мира хранятся парные кольца Александра Манжурьева – «жених с невестой»: Бере Бетюнг Боотур с луком и колчаном, полным стрел, верхом на волке, и его нареченная, дочь Улуу Хоро Кубалдьыйа Куо, верхом на быке. Их уже опробовали хомусисты ииз Японии и Якутии.



Поющие парные кольца. Автор: Александр Манжурьев. Фото предоставлено автором. Источник: yakutia-daily.ru


Выставка Александра Манжурьева «Киэҥ киэли кистэлэҥэ» будет работать с 12 апреля по 19 мая 2024 г. в основном здании музея; ее посетители получают возможность попасть и на мультимедийную выставку-путешествие «Достояние Республики».



далее в рубрике