Сейчас в Архангельске

11:25 5 ˚С Погода
18+

Дрейфующая станция «Северный плюс-41» завершила свою работу в высоких широтах Северного Ледовитого океана

Судно легло в дрейф перед началом движения в порт Мурманска, откуда полярников самолетом доставят в Санкт-Петербург

О науке и культуре ААНИИ ЛСП Северный полюс
Анна Щетинина
2 мая, 2024 | 17:04

Дрейфующая станция «Северный плюс-41» завершила свою работу в высоких широтах Северного Ледовитого океана

Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс». Источник: ААНИИ / aari.ru



Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс» самостоятельно вышла из ледового поля на открытую воду в районе архипелага Шпицберген, рядом с которым дрейфовала более восьми месяцев, прошла более 30 морских миль и легла в дрейф в ожидании благоприятных погодных условий и ледовой обстановки, сообщает пресс-служба Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).

Участники дрейфующей станции «Северный полюс-41» впервые публично расскажут о своей работе на станции в программе Международной научно-практической конференции POLAR 16 мая 2024 года, а свой профессиональный праздник – День полярника 21 мая – встретят в стенах Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Санкт-Петербурге.

За 19 месяцев с начала работы станция «Северный полюс-41», развернутая  на базе ЛСП «Северный полюс», преодолела около 3 000 морских миль. Генеральный дрейф от точки старта в районе Новосибирских островов составил более 900 морских миль. За период работы станции выполнена программа из 50 направлений междисциплинарных научных исследований, включающих изучение природных компонентов Арктического региона от дна Северного ледовитого океана до стратосферы.

«Экспедиция "Северный полюс-41" стала большим успехом российских ученых, конструкторов и судостроителей. Уникальный, – а десять лет назад, казалось, фантастический проект, задуманный в стенах ААНИИ, – был реализован и полностью подтвердил свою целесообразность не только с научной, но и с экономической стороны. Завершающаяся экспедиция принесла обширный объем научной информации, которая уже анализируются нашими учеными. В августе судно будет готово к выходу в очередной рейс. Дрейфующая станция "Северный полюс-42" начнет свою работу уже осенью этого года», – рассказал директор ААНИИ Александр Макаров.

Дрейфующая станция «Северный полюс-41», пришвартовавшись к кромке ледового поля площадью около 42 квадратных километров, открылась 2 октября 2022 года в точке с координатами  82°37’ с.ш. 155°31’ в.д.: на лед выгрузили научное оборудование, транспорт и технику, развернули полевые научные лаборатории и со станции ушла первая метеосводка. В апреле 2023 года состоялась первая ротация экспедиционного состава ЛСП – на льду в 200 километрах от Северного полюса. Для доставки полярников использовались аэродром Научно-исследовательского стационара «Ледовая база Мыс Баранова» на Северной Земле и ледовый лагерь «Барнео». В августе 2023 года к дрейфующей станции отправилось научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников», доставившее продукты, научное оборудование и смену судового состава. В этот же период ЛСП «Северный полюс» перешвартовалась к новому, более устойчивому ледовому полю. Перед Новым годом на станцию с помощью авиации доставили необходимые грузы, подарки и письма от родных и близких.

Экспедиция «Северный полюс-41» стала продолжением отечественной программы дрейфующих полярных станций, начавшейся в 1937 году с экспедиции под руководством Ивана Папанина. В 2013 году программу пришлось свернуть из-за таяния льдов в Арктике. Специалисты ААНИИ  проанализировали и обобщили уникальный опыт предшествующих экспедиций и нашли оптимальный вариант для долговременного базирования научно-исследовательских лабораторий – ледовую самодвижущуюся платформу «Северный полюс». Судно, не имеющее аналогов в мире, построено на Адмиралтейских верфях и спущено на воду в 2022 году. Оно стало для полярников одновременно транспортом, домом, научно-исследовательским центром и даже измерительным прибором – в корпус ЛСП вмонтированы датчики, которые помогают изучать ледовую обстановку.



Источник: ААНИИ / aari.ru


НЭС ЛСП «Северный полюс» – научно-экспедиционное судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжёлые вертолёты типа Ми-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечивает комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%. Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость – не менее 10 узлов; прочность корпуса – Arc8; автономность по запасам топлива – около 2 лет; срок службы – не менее 25 лет.

Экспедиция «Северный полюс-41» (СП-41) стала продолжением программы комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной советскими учеными. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция «Северный полюс» («Северный полюс-1») начала работу 21 мая 1937 года. С тех пор каждой следующей экспедиции присваивалось название «Северный полюс» и порядковый номер. В общей сложности было организовано 40 таких экспедиций. На протяжении 75 лет дрейфующие станции выполняли комплексные исследования в области океанологии, метеорологии и биологии моря, отслеживали динамику изменения площади льдов, производили наблюдения в ионосферном и магнитном полях планеты, позволяющие делать выводы о распространении радиоволн. В 2013 году команду ученых с дрейфующей станции «СП-40» эвакуировали, программа была приостановлена почти на 10 лет: критическое состояние льда, подвижки, трещины, разрывы не оставляли возможности оставлять ледовый лагерь. В 2022 году, спусти 85 лет с ее образования, программа дрейфующих арктических станций была возобновлена на технологически новом уровне – экспедиция проводится при поддержке ледостойкой платформы «Северный полюс».

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) — научный центр по исследованию полярных областей Земли. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. За 100 лет научной работы специалистами института организовано около 1 100 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. В настоящее время ААНИИ входит в структуру Росгидромета. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров.


 

далее в рубрике