Индия не скрывает интереса к Арктике
Часто при упоминании Северного морского пути (СМП) можно услышать определение, что это «русский путь в Индию». Действительно, СМП — это кратчайший и наиболее безопасный выход на мощный, развивающийся рынок этой огромной страны.
Фото: branstonoriginal / Flickr
Главное — не отстать от Китая
Часто при упоминании Северного морского пути (СМП) можно услышать определение, что это «русский путь в Индию». Действительно, СМП — это кратчайший и наиболее безопасный выход на мощный, развивающийся рынок этой огромной страны.
Ни одна труба, даже самая широкая в диаметре, не сможет обеспечить потребности Индии в нефти и газе. А вот поставки по морю — другое дело, и, похоже, что Индия давно присматривается к альтернативным маршрутам, которые позволят обеспечить ее энергетическую безопасность. Нашим же газовым и нефтяным компаниям такой партнер, как Индия, поможет диверсифицировать рынки сбыта полезных ископаемых.
Освоение Арктики для Нью-Дели — еще и вопрос постоянной конкуренции с другим глобальным игроком региона — Китаем, который уже заложил третий ледокол из серии «Снежных драконов». Индия пытается не отставать. Известно, что она давно присматривается к российским ледоколам проекта 21180(М). Эти вспомогательные дизель-электрические ледоколы нового типа с мощным энергетическим комплексом и современной гребной электроустановкой российского производства оценены индийцами как корабли с расширенными функциональными возможностями. Они способны фрезеровать лед до 1,5 метров.
По водоизмещению они соответствуют норвежскому патрульному ледоколу «Свальбард». Однако практика военно-технического сотрудничества Индии и России показывает, что Нью-Дели больше доверяет российским разработчикам и кораблестроителям, что не раз выражалось во взаимовыгодных и долгосрочных контрактах. К слову, ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» стал первым за 45 лет ледоколом, созданным исключительно для нужд ВМФ России. Он входит в состав Северного флота.
Свежи в памяти и воспоминания о том, что именно Индия сыграла ключевую роль в модернизации нашей палубной авиации. Стоящие на вооружении Северного флота МиГи-29К — тому яркое свидетельство.
Дизель-электрический ледокол проекта 21180. Фото: пресс-служба Министерства Обороны
Проверенное годами партнерство
Реинкарнация авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» произошла в Северодвинске, на «Севмаше», при активном участии Невского проектно-конструкторского бюро, благодаря Индии. Нашими кораблестроителями был получен уникальный опыт в реализации столь глобальных задач. Индийский заказ позволил фактически модернизировать российский палубный истребитель МиГ-29К до уровня 4++.
Сегодня МИГ-29К отвечает всем современным требованиям к палубной авиации. Он малозаметен — 20% самолёта собраны из неметаллических композитных материалов, а для снижения видимости в инфракрасном диапазоне реализована технология «охлаждаемое крыло».
Истребитель оборудован новейшей авионикой, инфракрасным пеленгатором целей, наведением ближних ракет «воздух-воздух» по повороту головы лётчика. Новая РЛС «Жук-МЭ», установленная на борту, находит цели на дистанции 200 км, с ее помощью осуществляется управление наведением корректируемыми бомбами и ракетами средней дальности.
И хоть Миг-29К имеет меньшую дальность и грузоподъёмность, чем Су-33, зато он компактнее и, благодаря деньгам индусов, глубоко модернизирован относительно исходных советских проектов Миг-29К и Су-33.
МиГ-29КУБ. Фото: Rulexip / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0
Военная кооперация трансформируется в арктическую Сотрудничество Москвы и Нью-Дели продолжается не только в военной, но и в нефтегазовой сфере. По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, это может позволить Индии стать первым неарктическим государством, добывающим ресурсы в Арктике. Об этом руководитель российского внешнеполитического ведомства заявил в интервью газете The Times of India.
Мощными темпами налаживается российско-индийская кооперация в геологоразведке и совместной разработке нефтяных и газовых месторождений, включая шельфовые проекты. Индийские компании участвуют в освоении нефтегазовых месторождений в рамках проекта «Сахалин-1» и Ванкорского нефтегазоконденсатного месторождения. Стоит заметить, что наша «Роснефть» является акционером крупного индийского НПЗ «Вадинар».
В приоритете и совершенствование доставки российских энергоресурсов индийским партнерам. Здесь нужно отметить, что Китай очень ревностно относится к допуску Индии в регион. При этом экономические потенциалы Индии и Китая различаются.
Китай, помимо наличия кораблей ледового класса, уже давно проявляет активность в инвестировании инфраструктурных энергетических проектов в Арктике. Индия в этом смысле значительно отстает. И дело не только в осторожности Нью-Дели. Есть игроки, которые все время отвлекают Индию от выгодных для нее проектов… Но об этом чуть ниже.
Что же касается медлительности Индии в арктических делах, то в этой неторопливости не только минус, но, как ни странно и парадоксально, и плюс для Нью-Дели. Экспансия Китая вносит серьезное напряжение. Подъем Китая и его агрессивность в тактике захвата рынков настораживают приарктические страны, которые не собираются уступать главенствующие роли в Арктическом совете (АС) более могущественному финансовому игроку.
У Индии в Арктической восьмерки однозначно положительный образ. К тому же Индия располагает лоббистскими возможностями представительной диаспоры в арктических странах, в особенности в США и Канаде. Слабая инвестиционная активность индийских бизнес-структур — дело наживное.
Фото: wili hybrid / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0
За двумя зайцами
Индия давно опередила Японию и вышла на третье место в мире по объему экономики, исчисляемому по паритету покупательной способности. Потребление углеводородов растет с каждым годом.
По прогнозам Международного энергетического агентства Индия к 2030 году станет третьей страной в мире по объему потребления энергоресурсов. Из-за нехватки собственных источников первичной энергии страна увеличит их импорт. И собирается она это делать, принимая самое деятельное участие в освоении полярных богатств. Во всяком случае, стремление такое есть.
Россия для Индии в этом смысле — гарантия колоссальных вложений. Единственная проблема — несостыковка концепций развития гражданского и военного морского флота. Это как погнаться за двумя зайцами. С одной стороны, Индия не желает отставать от Китая в Арктике, но с другой — реализует амбициозную морскую стратегию, цель которой — превращение страны в главную силу в Индийском океане.
Хватит ли у Индии финансов, особенно если учесть, что Соединенные Штаты все активнее втравливают Индию в столкновение с Китаем через четырехсторонний военный блок, так называемый Диалог по безопасности (англ. Quadrilateral Security Dialogue, QSD), куда входят также Япония и Австралия. Будет ли у Индии время на Арктику, если усилиями Вашингтона ее втянут в войну…
США действительно целенаправленно заманивают Индию в ловушку, из которой азиатский гигант просто не может выйти победителем. Ведь на стороне Китая в случае эскалации регионального конфликта выступит Пакистан. А конфликт между ядерными государствами может легко перерасти в ядерную катастрофу. Это уже чревато для стабильности на планете, но разве такие мелочи волнуют ястребов в Вашингтоне…
Освоение Арктики Индией откладывается каждый раз, когда в мировой повестке появляется слово «Аксайчин» — регион противостояния Индии и Китая, двух держав, которые более других могут повлиять на радикальное перераспределение мировых ресурсов. Могут ли допустить Соединенные Штаты, чтобы к дележу арктических ресурсов приблизились такие «прожорливые» на взгляд янки страны? Вопрос риторический.
Говорить в Конгрессе США могут все, что угодно, но допустить усиление влияния Китая и якобы союзнической Индии в Арктике американцы не позволят. Их истинное желание — чтобы Индия и Китай поумерили свои амбиции. Для этого Вашингтон и прилагает все усилия, чтобы стравить Пекин и Нью-Дели в заведомо невыгодном для обеих стран бессмысленном поединке.
***
Владимир Ераносян, специально для GoArctic