Сейчас в Архангельске

17:09 4 ˚С Погода
18+

Сделаны очередные шаги на пути к созданию глубоководного порта в восточной части Севморпути: в селе Найба Якутии

Агломерация Найба-Тикси входит в перечень из опорных 16 населенных пунктов Арктической зоны

Социально-экономическое развитие Арктические города Севморпуть Якутия
Анна Щетинина
2 февраля, 2024 | 01:23

Сделаны очередные шаги на пути к созданию глубоководного порта в восточной части Севморпути: в селе Найба Якутии

Фото: Сергей Доля / GeoPhoto



На совещании с участием первого заместителя председателя правительства Якутии Джулустана Борисова, главы Минтранса республики Владимира Сивцева и заместителя генерального директора – директора Дирекции Северного морского пути государственной корпорации «Росатом» Вячеслава Рукши был рассмотрен вопрос строительства глубоководного морского терминала вблизи села Найба в Хараулахской бухте Булунского района Якутии, информирует ИАА «ПортНьюс».

В Минтрансе Якутии заявили, что намерены инициировать включение строительства глубоководного терминала морского порта Найба в федеральный проект комплексного развития Северного морского пути.



Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto


Сегодня в западной части Северного морского пути работает два глубоководных порта – Сабетта и Мурманск, а в восточной части такие порты отсутствуют, что не позволяет перерабатывать весь грузопоток по Севморпути и обеспечивать обслуживание ледокольного флота. В поселке Тикси, расположенном в 112 км от села Найба, есть морской порт, но его глубины недостаточны для захода океанских судов. В конце мая 2023 года по распоряжению правительства РФ статус порта Тикси повышен до международного и разрешен заход туда иностранных судов. Найба же станет глубоководной частью единого портового комплекса. В самом Тикси реконструируют имеющийся грузовой терминал и построят пассажирский – для перевозок и развития круизного туризма.

Власти Якутии рассчитывают, что строительство глубоководного морского порта Найба в море Лаптевых на севере Якутии будет круглогодично обеспечивать северный завоз и обеспечит экспорт углеводородного сырья. Об этом сообщил первый заместитель председателя правительства региона Джулустан Борисов: «Мы говорим о том, что порт Найба будет работать не только на [экспорт] углеводородного сырья, но и будет круглогодично обеспечивать северный завоз. К 2028 году мы должны выйти на [переработку грузов] в 7,5 млн тонн, к 2035 году – 30 млн тонн».



Фото: Николай Гернет / GeoPhoto


Проект глубоководного терминала Найба и прогнозируемый объем перевозок грузов пересмотрен с учетом потребности Арктической зоны РФ в жизнеобеспечивающих грузах, снижения риска их завоза, а также реализации минерально-сырьевого потенциала Арктики. Джулустан Борисов уточнил, что «прогнозные ресурсы углеводородного сырья в арктической зоне составляют 845 млн тонн нефти, 1,9 трлн куб. м природного газа на 47 перспективных участках».

Ранее, на ВЭФ-2023 Газпромбанк и правительство Якутии заключили соглашение о сотрудничестве в совместном проекте по созданию глубоководного терминала Найба прогнозной мощностью 30 млн тонн грузов в год, что будет способствовать расширению акватории морского порта Тикси. В настоящее время глубина в порту Тикси не превышает 5,8 м, и крупные морские суда вынуждены разгружаться на рейде. Глубина у нового причала, достигающая 13 м, позволит принимать и обслуживать суда, которые ходят по Северному морскому пути. Расширение порта Тикси позволит сделать здесь навигацию круглогодичной. Доставку грузов по Севморпути планируется осуществлять судами ледового класса Arc7.

далее в рубрике