Сейчас в Мурманске

21:11
18+

Две полярные эпопеи: от «Челюскина» до «Северного полюса – 1». Лекция 2 из цикла «Русская Арктика: Судьба. Дерзость. Величие»

Что показали гибель одной полярной экспедиции и триумф второй

Образование История Анатолий Ляпидевский Пароход Челюскин Арктические экспедиции Видео
6 октября, 2025, 17:33
Две полярные эпопеи: от «Челюскина» до «Северного полюса – 1». Лекция 2 из цикла «Русская Арктика: Судьба. Дерзость. Величие»

Фото: Юлия Трубникова


10 сентября в Проектном офисе развития Арктики прошла вторая лекция из цикла об истории русского Севера. Мероприятия проводят совместно ПОРА и Институт общественных наук Президентской академии (РАНХиГС) при поддержке Фонда «История Отечества». Николай Манвелов, кандидат исторических наук, эксперт Российского военно-исторического общества — «оживил» для слушателей события двух полярных экспедиций.

История освоения Арктики в 1930-е годы была наполнена пафосом мужества и технического прогресса. Две знаменитые экспедиции: плавание парохода «Челюскин» и дрейф первой станции «Северный полюс – 1», — превратились в легенды, определившие представление о возможностях человека в условиях Крайнего Севера.


Видеозапись лекции


«Челюскин»: триумф и трагедия

В 1933 году СССР поставил перед собой амбициозную задачу — пройти Северным морским путём за одну навигацию. Для этого был использован пароход «Челюскин», построенный в Дании и лишь частично усиленный для плавания во льдах. На борту находились более ста человек — учёные, полярники, строители, экипаж, а также припасы, строительные материалы и даже скот для будущего поселения на острове Врангеля.

Экспедицией руководил математик и альпинист Отто Шмидт, капитаном был опытный помор Владимир Воронин. Однако тяжёлые льды быстро взяли судно «в плен». С сентября 1933 года «Челюскин» дрейфовал до февраля 1934-го, когда был затёрт льдами и затонул.


IMG_0786.jpegФото: Юлия Трубникова


На льдине был организован так называемый «лагерь Шмидта». Участники соорудили бараки и поддерживали отопление, ожидая спасения. Радист Эрнст Кренкель пытался наладить связь, но сигнал был слабым. Лагерь обнаружили случайно – и сразу началась уникальная операция массовой эвакуации по воздуху.

Первым спасателем стал лётчик Анатолий Ляпидевский, впоследствии удостоенный первого в истории звания Героя Советского Союза. В эвакуации участвовали Водопьянов, Леваневский и другие пилоты. Людей вывозили на бомбардировщиках ТБ-1 и разведчиках Р-5, порой размещая их даже в пеналах для газет. В итоге из 104 человек погиб лишь один — завхоз Могилевич, причём не в ходе эвакуции, а ранее, при трагической случайности во время разгрузки тонущего корабля.


IMG_0784.jpegФото: Юлия Трубникова


Возвращение «челюскинцев» в Москву превратилось в национальный праздник. Их встречали как героев, в их честь писались книги и статьи. История «Челюскина» стала символом силы советской науки, техники и авиации.


IMG_0783.jpegФото: Юлия Трубникова

«Северный полюс – 1»: триумф науки

Через три года СССР решился на новый шаг — организацию первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс – 1». На льдину были высажены четверо исследователей: начальник экспедиции Иван Папанин, радист Эрнст Кренкель, геофизик Евгений Фёдоров и гидробиолог Пётр Шершов. Вместе с ними в экспедиции участвовал пёс по кличке Весёлый.


IMG_0785.jpegФото: Юлия Трубникова


Снаряжение включало трёхслойную палатку, меховую одежду, запасы консервов, концентратов и сухарей. Учёные жили в тяжёлых условиях: ломались лампы и ветрогенераторы, портились продукты, приходилось изобретать самогонный аппарат для получения спирта. Особо тяжёлой оказалась работа с гидрологической лебёдкой — вручную приходилось поднимать оборудование с глубины пятикилометровой глубины.

Несмотря на трудности, «папанинцы» собрали уникальные научные данные по геофизике, метеорологии, гидробиологии, доказали, что даже на глубинах под полюсом существует жизнь. Экспедиция длилась 274 дня и завершилась успешной эвакуацией ледоколами «Таймыр» и «Мурман».


IMG_0788.jpegФото: Юлия Трубникова


Судьбы участников и значение экспедиций

Все члены «Северного полюса – 1» были удостоены звания Героя Советского Союза. Их дальнейшие судьбы сложились так: Папанин возглавил Главное управление Северного морского пути, Фёдоров стал академиком и руководителем Гидрометслужбы, Шершов — министром морского флота и директором Института океанологии, Кренкель — начальником Управления полярных станций. А пёс Весёлый остался в памяти как «пятый член экспедиции».

Две эти истории — гибель «Челюскина» и триумф «Северного полюса-1» — стали символами того времени. В первом случае трагедия превратилась в победу советской авиации и пропаганды, во втором — на практике было доказано, что человек способен работать в самых экстремальных условиях. Вместе они на десятилетия вперёд определили образ Арктики как пространства подвига и освоения. 

IMG_0789.jpegФото: Юлия Трубникова



Смотрите все лекции цикла «Русская Арктика: Судьба. Дерзость. Величие»


  1. Николай Манвелов: Седов и Беринг: две трагических судьбы. Что объединяло и разделяло первооткрывателей Арктики
  2. Николай Манвелов: Две полярные эпопеи: от «Челюскина» до «Северного полюса – 1»
  3. Никита Петров: Мудрость Арктики в современном мире – как происходило взаимодействие переселенцев и коренных народов
  4. Алексей Исаев: О боях за Арктику в годы Великой Отечественной войны
  5. Николай Манвелов: Архангельск — колыбель российского флота
  6. Андрей Головнёв: Россия — не Запад и не Восток, а Север
  7. Ирина Поткина: Как Британия не стала владычицей арктических морей
  8. Ирина Поткина: Как формировалась экономическая мысль об Арктике на рубеже XIX–XX веков
  9. Николай Манвелов: Как русская Арктика училась жить без дорог






далее в рубрике