Сейчас в Мурманске

17:15 -8 ˚С Погода
18+

High Tech для Арктека

Какие инновации нужны компаниям, работающим в Арктике?

Технологии
Алексей Егоров
23 мая, 2023 | 19:22

High Tech для Арктека
Даже в самых удаленных уголках Арктики жизнь должна быть достойной. Фото И. Ковалева


Новые геополитические реалии требуют новых технологических решений. И Арктика здесь не исключение. 16–19 мая на первом этапе технологического конкурса «Арктек Инжиниринг» прошла серия вебинаров от ведущих корпораций, участвующих в освоении макрорегиона.


Нарастить испытанное

До 8 июня принимаются заявки на конкурс. Они должны включать в себя подробное описание технологии решения задач, сформулированных индустриальными партнерами конкурса.

На первом вебинаре задачи своей компании презентовал руководитель направления специальных проектов ООО «Русатом – Аддитивные технологии» Игорь Попов.

Если коротко, то «Русатому» нужны мобильные аддитивные центры, которые бы на месте методом 3D-печати изготавливали необходимые для ремонта оборудования детали. Конкурсанты также могут предложить типологию и модельный ряд деталей-демонстраторов для их апробации в полевых условиях. «При этом мы допускаем, что могут быть сделаны выводы о неприменимости тех или иных видов наращивания в Арктике», – отметил Игорь Попов.

Выступление Попова заинтересовало конкурсантов. «Являются ли стоп-фактором габариты аддитивного комплекса?» – спросил Алексей Солдатов (ООО «Да­таП­ро»). «Нет, не являются», – ответил Попов. «Можете ли вы помочь с налаживанием производства расходников из металлолома у нас в Якутии», – задал вопрос Валерий Лепов (Институт физико-технических проблем Севера им В.П. Ларионова). «Есть практика вторичного использования порошков. Там до 80% отработанного сырья доходит», – последовал ответ.


2.jpg

Аддитивные технологии помогают на месте нарастить почти любую сломанную деталь. Фото: vuzopedia.ru


Евгений Лазаренко (ООО «Трилобит») предложил использовать для ремонта медных деталей аппараты водородной пайки производства своей компании. «Наше решение требует только электричество и дистиллированную воду», – похвалился он. Попов ответил в том духе, что хотя это решение и не имеет отношения к 3D-печати, оно интересно, так как медь плохо поддается аддитивной обработке.

Ко всем озвученным на вебинаре предложениям спикер проявил интерес. «Испытания предлагаемых решений участники конкурса проводят за свой счет?» – задал уточняющий вопрос Рудольф Корсмик (СПбГМТУ). Из обтекаемого ответа спикера следовало, что, как минимум, руководство «Русатома» хотело бы увидеть детально проработанную программу испытаний.

Победители конкурса будут объявлены до 24 ноября.


Не дрейфить

Уже в этом году ожидалось открытие круглогодичной навигации по Северному морскому пути. «В связи с известными действиями оно отложено пока на год», – сказал в начале своего выступления советник гендиректора «Совкомфлота» Александр Андреев. И подробно охарактеризовал семь технологических задач, которые стоят перед компаниями-участниками навигации. Некоторые из них капитаны судов начали решать еще на заре освоения Арктики.

Так, до сих пор не понятно, отчего зависит налипание льда на корпус судна и неподвижных объектов и, следовательно, как с этим бороться. Сейчас от налипшего льда освобождаются с «помощью обмыва». Невероятно трудоемкая задача, если учитывать, что на платформу «Приразломная» в Баренцевом море в 2021 году налипло 500 (!) кубических метров льда. Евгений Лазоренко предложил решать проблему направляемым подледным взрывом… «Само слово «взрыв» смущает, – ответил ему Андреев, – вы не забывайте, что мы имеем дело с танкерами».


1.jpg

Платформа «Приразломная» – яркая иллюстрация проблемы налипания льда


Для определения толщины льда по пути следования судна сегодня используются данные спутников. Но, во-первых, спутники дают информацию с большой задержкой, а, во-вторых, в этой области Россия пока сильно зависит от зарубежных поставщиков данных. Между тем, толщина льда величина неравномерная. В одном месте судно застревает, а буквально в нескольких десятках метрах от него – нет. Экономия от выбора правильного участка пути доходит до 300 тысяч долларов в месяц с одного судна.

Другие задачи, поставленные на вебинаре от 17 мая, это – определение предельной нагрузки льда на корпус и механизма дрейфа льда (для ее решения предлагается использовать стационарные буи), организация лоцмонской проводки с помощью коптера, разработка методов определения дистанции и скорости каравана, а также алгоритма построения маршрута при плавании во льдах. Широкий простор для инновационных решений от солидного индустриального партнера, каким является «Совкомфлот».


3.jpg

Арктик СПГ-2. Фото: arcticspg.ru


Мощные и хрупкие

ПАО «Новатэк» планирует в этом году ввести в эксплуатацию 1-ю линию «Арктик СПГ-2». Общая производительность этого завода на гравитационных платформах должна составить 19,8 млн кубометров газового конденсата в год. Этот гигантский объем будет транспортироваться в перевалочные пункты в Мурманске и на Камчатке газовозами класса Арк-7. «Наша цель, – объяснил Максим Соколов (замдиректора департамента по эксплуатации флота), – до начала сезона составить расписание рейсов и вписаться в него. Любое отставание или, наоборот, опережение графика будет означать значительные финансовые издержки».

На пути к достижению поставленной цели много проблем. Так, компания ищет инструмент для оптимизации движения газовозов по СМП. Он должен будет свести воедино ряд факторов – от текущей ледовой обстановки до местоположения других судов. Удивительно, но существующая программа имитационного моделирования показывает, что встречное движение судов не создает тех рисков, которые видят судоводители. Но вдруг программа ошибается?! Чтобы дать исчерпывающий ответ на этот вопрос, компании нужны партнеры.

До выхода в Карское море газовоз идет по каналу длиной 43 километра, шириной 500 метров с одним поворотом и встречным движением. Дальше начинаются морские просторы с риском натолкнуться на айсберги, которые на сегодняшний день никак не маркируются. А надо. Чтобы судно заблаговременно «увидело» айсберг и передало информацию о нем в общую для всех участников движения базу данных. Разработка такого рода системы составляет суть второго технологического запроса от компании «Новатэк».

Наконец, как и «Совкомфлот», компания заинтересована в разработке эффективной методики анализа характеристик морского льда и ледяного покрова. Поскольку, несмотря на внушительные размеры (300 на 50 метров), газовозы являются весьма хрупкими сооружениями. Достаточно сказать, что толщина мембраны, отделяющей газовый конденсат от изоляции, колеблется в пределах от 0,8 до 1,5 миллиметров. Интерес к запросам «Новатэка» проявило несколько организаций, в их числе ЦНИИ Морского флота, Институт математики СО РАН и ООО «Бюро Гиперборея».


4.jpg

Телемедицина не стоит на месте. Комплекс на фото уже устарел. Фото: tularegion.ru


Телемедицина придет в ваш чум

19 мая перед участниками конкурса выступила директор по развитию инновационных проектов группы компаний «Медси» Елена Андресюк. В первую очередь ее компания заинтересована в разработке аппаратно-программного телемедицинского комплекса. Подобные комплексы (MedWand и ICLMed) уже используются для дистанционного оказания медицинской помощи жителям удаленных поселков. Новый АПТК должен превзойти их возможности благодаря алгоритмам машинного обучения и дополнительным девайсам, например, аппарату ультразвуковой диагностики.

Дефицит врачей-рентгенологов в нашей стране – 40%. Это одна из причин того, что 28% случаев рака молочной железы диагностируются на поздних стадиях. Данные именно по арктической зоне на вебинаре не были представлены, но вряд ли они дают повод для оптимизма. Решить проблему без привлечения новых кадров группа компаний «Медси» намерена посредством разработки системы интерпретации маммографий на основе искусственного интеллекта.

Остается сказать, что в период с 12 июня по 24 июля участники конкурса «Арктек Инжиниринг» пройдут образовательные мастер-классы по направлениям коммерциализации технологий. По их окончанию конкурсная комиссия отберет 15 лучших команд для индивидуальной работы с экспертами (с 7 августа по 13 ноября). 24 ноября состоится очная защита проектов перед экспертами с перспективой получения финансирования от индустриальных партнеров «Арктек Инжиниринг». Еще один шаг к процветающей и комфортной для проживания Арктике будет сделан.


***

Алексей Егоров, специально для GoArctic

далее в рубрике