Сейчас в Мурманске

16:14 -4 ˚С Погода
18+

Перспективы на круглый год: что показала блокировка судов на СМП

В акватории Северного морского пути 19-20 ноября сразу 24 судна оказались заблокированы льдами. Они следовали без ледокольного сопровождения, так как, согласно прогнозам, проблем с проходом по северному маршруту возникнуть не должно было. 

Северный морской путь
Виктория Бабаева
24 ноября, 2021 | 11:58

Перспективы на круглый год: что показала блокировка судов на СМП
Фото: Оборонлогистика


В акватории Северного морского пути 19-20 ноября сразу 24 судна оказались заблокированы льдами. Они следовали без ледокольного сопровождения, так как, согласно прогнозам, проблем с проходом по северному маршруту возникнуть не должно было. Как решается возникшая проблема, какими могут быть последствия случившегося и какие выводы важно сделать — в материале GoArctic. 


Зима пришла внезапно

Впервые за последние семь лет процесс ледообразования в определенных районах акватории Севморпути начался на две недели раньше, чем прежде. Фактически с начала ноября на некоторых участках движение без ледокольной проводки стало невозможно, сообщил генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка. 

По данным администрации Северного морского пути на 12.00 мск 19 ноября 2021 года дрейфовали и были заблокированы льдами 19 судов, писал ранее газета «Ведомости». Среди них оказались как российские суда, так и суда зарубежных компаний.

«Полар Кинг» («Эко Шиппинг»), «Ямал Ирбис» («Севнор Логистик»), «Юрий Аршеневский» (Мурманское морское пароходство), «Инженер Трубин» и  «Механик Пустошный»(Северное морское пароходство), «Селенга» (Сахалинское морское пароходство, SASCO), «Михаил Сомов» (Гидрометфлот), «Владимир Русанов» и «Георгий Ушаков» (Хатангский морской торговый порт), «Арктика-1» (Реском-Тюмень), Vitus Bering (Мурманский губернский флот), Nordic Nuluujaak и Nordic Qinngua, следующие под флагом Маршалловых Островов, UHL Fusion под флагом Португалии, «Северный проект» (Арктическое морское пароходство, ASCO), Kumpula (ESL Shipping, Финляндия), а также судно ПАК (Ленское объединенное речное пароходство).

В понедельник, 22 ноября, генеральный директор госкорпорации «Росатом» (является оператором Севморпути) Алексей Лихачев сообщил СМИ о том, что в ледовом плену оказались 24 судна. 

«Совпал ряд серьезных факторов. Первый — это поэтапное расширение перевозок по СМП, связанное и с объемом северного завоза, и с количеством реализуемых инвестиционных проектов, и с необходимостью развивать новые. Объемы серьезно возросли. Второе – это то, что пандемия наложила отпечаток на всю мировую глобальную логистику и косвенно повлияла на сроки проводок судов, которых с плановых сентября — октября сдвинули на конец октября — ноябрь. То есть на тот период, когда не рекомендуется самостоятельное движение по СМП», — привели слова Лихачева «Ведомости». 


Кочнев Анатолий_kchn000102 (3).jpg

Фото: Анатолий Кочнев / GeoPhoto


Также одной из причин (но не основной) глава «Росатома» назвал неточный прогноз Росгидромета. В Минвостокразвития же считают, что именно из-за некорректного прогноза ледовой обстановки блокировки судов не удалось избежать.

На данный момент в «Росатоме» уже в течение десяти дней действует оперативный штаб по разрешению сложившейся ситуации под руководством замгендиректора корпорации Вячеслава Рукши. Как сообщил Алексей Лихачев, по восьми судам уже найдено решение, по оставшимся 16 работа продолжается.  Предполагается, что до конца декабря все проблемы с проводкой судов будут решены полностью, а северный завоз будет выполнен в полном объеме.


Выдали желаемое за действительное

О том, что основным препятствием на пути к налаживанию круглогодичной навигации на Севморпути является непредсказуемость процесса образования льдов, десятки раз отмечали эксперты разных уровней. Но благоприятные условия, которые наблюдались в предыдущие годы, дали повод думать, что ситуация может измениться. 

Помимо того, что, как отметил Мустафа Кашка, в ноябре 2020 года и в аналогичный период предыдущих лет, проход по СМП не вызывал таких проблем, стало отодвигаться и начало навигации. В 2020 году первая отправка сжиженного газа из порта Сабетта в восточном направлении состоялась как никогда рано – 18 мая, хотя традиционно это происходит в середине или даже конце июля. Тогда судно шло в сопровождении ледокола «Ямал», и проход по Севморпути занял 12,5 суток, средняя скорость была равна 8,5 узла. Но выводы на основании этих данных все же были ошибочными. 

«Новость о том, что лёд в Арктике может образовываться на части акватории новость только для тех, кто никогда не работал в Арктике. Специалисты знают, что осенью лёд может образовываться неожиданно. Поэтому все разговоры о том, что на СМП можно обойтись без ледокольной проводки, ещё долго останутся просто разговорами», — прокомментировал директор Информационного-аналитического центра Проектного офиса развития Арктики Игорь Павловский. 


Гернет Николай_ ngrt0966727 .jpg

Фото: Николай Гернет / GeoPhoto


Ситуация в акватории СМП негативно повлияла на северный завоз — поставку товаров первой необходимости в районы Крайнего Севера и на Дальний Восток. Также в непростом положении оказались зарубежные компании, чьи суда застряли на Севморпути. Как рассказал GoArctic адвокат, управляющий партнер юридической компании «Инмарин» Кирилл Маслов, в ледокольной проводке в восточном направлении судам иностранных компаний было отказано. Это значит, что им придется вернуться в порт отправки, что повлечет за собой ощутимые финансовые потери. 

«Эта ситуация подрывает доверие со стороны судовладельцев из-за рубежа. У них есть подписанный договор на оказание услуг по ледокольной проводке, однако в ответ на заявку на ледокольное сопровождение получен отказ», — отметил эксперт. 

По словам Кирилла Маслова, ситуация с застрявшими судами продемонстрировала все еще высокую потребность инфраструктуры Северного морского пути к развитию. «Пока договоры на ледокольную проводку будут заключаться под условиями, что погода будет хорошей и ледоколов будет много и они все будут в нужном месте, а ответственность сторон за односторонний отказ не будет взаимно сбалансирована, транзит никогда не станет линейным или хотя бы регулярным. Как планировать перевозку, если в любой момент в сопровождении по запланированному маршруту может быть отказано без каких-либо компенсаций?» — подчеркнул эксперт.

Ожидается, что вывод новых ледоколов в будущем все же позволит наладить на Севморпути круглогодичную навигацию (сейчас в списке действующих числится всего пять ледоколов — «Вайгач», «50 лет Победы», «Таймыр», «Ямал», а также головной универсальный атомный ледокол «Арктика»). А до этого времени важно не утратить доверие партнеров, в противном случае перевозить транзитные грузы будет некому. 


***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике