Сейчас в Архангельске

09:49 3 ˚С Погода
18+

Американские подводные лодки в Норвегии и борьба экологов в Заполярье

Зарубежные СМИ об Арктике

Вооруженные силы Экология
Денис Ивановский
8 сентября, 2020 | 09:06

Американские подводные лодки в Норвегии и борьба экологов в Заполярье
Фото: Анатолий Кочнев, GeoPhoto

 

Американцы покоряют Норвегию

Норвегия продолжает укреплять свой военный потенциал в Арктике, модернизируя портовую инфраструктуру. Об этом рассказывает американское издание Breaking Defense.

Тромсё – ключевой арктический порт на севере Норвегии – был модернизирован в части работы с атомными подводными лодками. Проведённые улучшения позволят увеличить частоту приёма американских военных судов, для которых Тромсё является ключевой базой наблюдения за Северным флотом России.

За 2020 года военно-морские силы США уже дважды демонстрировали свою подводную силу, отплывая от норвежских портов в сторону территориальных вод России. Такие короткие заплывы стали своего рода напоминанием в адрес Москвы о постоянном присутствии Вашингтона в Арктике. Обновлённая база в Тромсё позволит подводным лодкам США и НАТО заходить в порт и пополнять своих запасы, а также в случае необходимости оперативно развертывать военный контингент в Заполярье.

«У США и Норвегии прекрасные отношения, и теперь наша возможность использовать объекты в Тромсё обеспечит стратегическое преимущество. Это придаст гибкости действиям не только США, но и союзных государств в рамках проведения учений на Крайнем Севере», – отметил высокопоставленный чиновник американского военного ведомства.

Норвежский Тромсё расположен в 305 километрах от Северного полярного круга и уже долгое время является центром военной активности, учитывая его близость к Кольскому полуострову России. Так, 21 августа американская разведывательная подводная лодка типа «Сивулф» остановилась у берегов города для пополнения запасов и обновления экипажа. Несколькими днями ранее, 17 августа, в Тромсё останавливался американский эсминец «Рузвельт», который в течение 50-ти дней патрулировал воды Крайнего Севера.

Все эти действия похожи на провокации в стиле «холодной войны», которые сегодня становятся всё более обыденным явлением. Изменение облика порта в Тромсё будет иметь долгосрочные стратегические последствия для США, которые тем самым пытаются подчеркнуть приоритетность арктической безопасности.

Кроме того, Вашингтон и Осло завершают длительный период переговоров, направленных на обновление существующих соглашений о сотрудничестве в области обороны. Данные документы регламентируют присутствие американских сил на норвежских объектах, а также вопросы совместной деятельности в военной сфере. Издание заключает, что эти действия не могут оставить равнодушной Москву, которая продолжит укреплять свой могучий Северный флот.

 

USS Seawolf во время остановки у берегов Тромсё 21 августа. Фото: breakingdefence.com

 

Запрет тяжёлого топлива в Арктике

Запрет на использование отдельных видов судового топлива в арктических водах устранит только 5% наиболее вредных выбросов, сообщает европейское издание Euractiv.

Согласно одобренной инициативе, вынесенной на обсуждение Международной морской организацией ещё в феврале этого года, использование тяжелого мазута будет запрещено в арктических водах с 2024 года. Аналогичный запрет действует в Антарктике с 2011 года.

Однако ряд исключений, которые подразумеваются принятым документом, позволит работать 74% судов на тяжёлом мазуте вплоть до 2029 года. По оценкам Международного совета по чистому транспорту, такая полумера позволит снизить выбросы чёрного углерода лишь на 5% вместо изначально запланированных 30%. При этом под запрет попадут большинство круизных судов. Лайнеры, как правило, ходят под флагами неарктических государств и не соответствуют критериям, необходимым для предоставления возможности использовать тяжёлый мазут ещё в течение 9 лет.

Больше всего вопросов у экологов возникли к исключению, по которому суда с усиленным двойным корпусом могут ходить на тяжёлом мазуте. Предполагается, что такие корабли менее подвержены риску разлива нефти, однако правозащитные экологические организации с этим не согласны. Лишь полный запрет тяжёлого топлива без каких-либо исключений действительно позволит сократить количество загрязнений в Арктике, считают экологи.

Принятые исключения стали компромиссом между Организацией Объединённых Наций и арктическими государствами, флот которых к 2024 году ещё не будет готов полностью отказаться от тяжёлого топлива. Таким образом, был соблюдён баланс между разрешением на внутренние перевозки тяжёлого топлива арктическими странами при одновременном запрете на перевозку и использование этого вида топлива в остальной части Северного Ледовитого океана.

Выбросы тяжелого дизельного топлива и чёрного углерода особенно опасны в полярных регионах, поскольку их тёмная окраска проникает в снег и лёд или оседает на них, поглощая больше солнечного тепла и приводя к более быстрому таянию, отмечает европейское издание. Климатические организации призвали государства Международной морской организации как можно скорее отказаться от использования тяжёлого топлива.

В ноябре 2020 года Комитет по защите морской среды ООН проведёт расширенное заседание, где ключевой повесткой станет запрет на использование тяжёлого топлива в Артике, а также возможный пересмотр исключений этого запрета.

далее в рубрике