Сейчас в Мурманске

13:02 -4 ˚С Погода
18+

Беды английского флота

Северное направление остаётся приоритетным для Лондона.

Вооруженные силы Великобритания
Владимир Ераносян
11 мая, 2021 | 08:59

Беды английского флота
Фото: Crown Copyright


Лондон в авангарде борьбы с Россией

Летом прошлого года, когда правительство Великобритании назначило новым главой английской разведки MI-6 тюрколога Ричарда Мура, казалось, что Туманный Альбион сосредоточит свое внимание на южных фронтирах России, чтобы насолить Москве на Южном Кавказе и в Средней Азии. Однако прошедшие в сентябре 2020 года манёвры стран НАТО с участием Великобритании в Арктике показали, что северное направление остается приоритетным для Лондона. Ну а «вишенкой на торте» стал звонок нового главы Пентагона Ллойда Остина своему английскому коллеге Бену Уоллесу (министр обороны Великобритании с 2019 года), в ходе которого в том числе обсуждался вопрос усиления британского подводного патрулирования в Арктике. 

Декларированная цель всех проходящих  учений НАТО, будь они в Баренцевом море или в море Бофорта —подтверждение и защита свободы судоходства. Однако, всем очевидно — манёвры США и сателлитов являются классической демонстрацией силы, это так называемая «дипломатия канонерок». 

Лондон в этой связи демонстрирует активность на фоне купирования неоспоримого лидерства американцев в претензиях к России. США в Арктике действительно в роли догоняющих — даже у Канады появилось два новых патрульных ледокола, чем США похвастаться не могут. То ли американцам не до этого, то ли наступило время, когда «маленький задира» действует не из-за спины покровителя, а в авангарде. 

«Задира» знает, что защитник спит, но уверен, что не крепко, и что в нужный момент он проснется, словно спит вполглаза, не уставая сквозь зубы делать заявления по поводу растущей военной мощи России и Китая в регионе и разрастания на архипелагах Северного Ледовитого океана нашей военной инфраструктуры. 

Реальность же такова, что береговая охрана США,  располагающая всего двумя полярными ледоколами — тяжелым полярным ледоколом Polar Star с истекшим сроком службы и средним ледоколом Healy — сегодня не может в полной мере обеспечить амбиции США в регионе. Поэтому американцы делают сегодня ставку на развитие ВВС, подводного флота и сухопутных сил на Аляске, заодно напрягая сателлитов. 

Отправить две быстроходные подводные лодки USS Toledo и USS Connecticut на учения ICEX 2020 в Арктику оказалось недостаточно. Принять концепцию ВВС, новую доктрину ВМС, объединенную с новой стратегией корпуса морской пехоты и береговой охраны США тоже мало. Ее нужно реализовывать. А денег на все не хватает, ведь строить инфраструктуру дорого. Вот почему с «правого фланга» решено подтянуть англичан…


USS Connecticut. Фото: Thiep Van Nguyen II / U.S. Navy

Беды английского флота: то течь, то проблемы с реактором

Итак, американские субмарины показательно, на камеры, вспороли лед в море Бофорта, всплыв на поверхность. «Мы все еще здесь!» — такой слоган подошел бы для обозначения визуального присутствия ВМС США. Но британцы, похоже, отставать не намерены.

Иначе и не объяснить вхождение британской атомной подводной лодки HMS Trenchant в Арктику. Эту дерзкую выходку британское издание Daily Express претенциозно окрестило «предупреждением» президенту России Владимиру Путину.

О британском подводном флоте стоит упомянуть отдельно. К началу 90-ых на английских верфях было построено 7 подводных лодок типа «Трафальгар». По состоянию на сентябрь 2017 года три лодки этого типа все еще остаются на вооружении Королевского флота, но четыре лодки уже списаны.

На замену им с 2008 по 2023 годы постепенно вводятся в строй лодки проекта «Астьют». По состоянию на сентябрь 2020 года в строю находятся 4 лодки типа «Астьют». Три лодки строятся, на одну подписан контракт. Правда, с проектом «Астьют» не обошлось без эксцессов.  В феврале 2017 года в СМИ просочилась информация, что на одной из подлодок обнаружены неисправности в реакторной установке. В этой связи все остающиеся в строю АПЛ этого класса были временно выведены из эксплуатации. 

Английский флот в последнее время вообще преследуют какие-то странные происшествия. Чего стоит возвращение через 1,5 года эксплуатации крупнейшего авианосца Королевского ВМФ Великобритании HMS Queen Elizabeth, спущенного на воду в 2017 году, на базу в Портсмут после того, как его внутренний отсек затопило водой.


Подводная лодка типа «Астьют» HMS Ambush. Фото: Crown Copyright 2012

Запоздалое послание Великобритании 

В июле 2020 года британцы присутствовали на противолодочных учениях НАТО Арктике в составе двух фрегатов, подводной лодки и нового морского патрульного самолета P-8 Poseidon. 

По словам Иэна Баллантайна, редактора журнала Warships International Fleet Review, участие Британии в этих крупных противолодочных учениях НАТО стало самым значимым за последние годы.  Эксперт с гордостью и даже некоторой долей чванства заявил: 

«Великобритания повышает свою роль и активнее действует в этой ключевой части мира, расположенной недалеко от дома, где в течение слишком долгого времени её присутствие было малозаметно».

При этом показательно, что действия английской короны чуть ли не были оценены как самостоятельные. «Послание Великобритании и ее союзников по НАТО Путину…» — именно так назвал все происходящее Баллантайн. Оно, на взгляд эксперта, заключается в том, что впервые за многие десятилетия Североатлантический союз готов решительно направлять свою военно-морскую мощь на Арктику, а также следить за развитием нового вооружения России.

После такой английской бравады сообщение о возобновлении патрулирования английскими атомными подводными лодками арктических вод не стали сенсацией.  И, кстати, особой паники в российском штабе ВМФ не вызвали, просто были приняты к сведению. Запрещать нахождение в международных водах корабля или подводной лодки любого государства Россия не может по международным канонам, даже если судно или корабль не числятся на балансе приарктических стран. 

И все же вызывает определенное недоумение, почему британцы, прервавшие свои арктические вылазки в 2007 году (тогда на АПЛ Tireless во время аварийного всплытия во льдах прогремел взрыв, повлекший гибель военных), решили показать силу в Арктике спустя 13 лет? Почему Британия заявляет о своих интересах в этом регионе в последнее время?

 Ответ не подо льдами, а на поверхности. В первую очередь из-за активного освоения Россией Арктического шельфа и его колоссальных богатств. Англия не хочет остаться обделенной в распределении арктического пудинга и с завистью смотрит на свой бывший доминион, Канаду, которая к российским берегам не приближается, довольствуясь контролем своей части Арктики. 

У Англии своего сектора нет. Но есть огромное желание и подводный потенциал. У остальных стран, кроме США, в распоряжении только дизельные лодки.  Американцы же, несмотря на наличие стратегического подводного флота, уступают российским подводникам в хождении подо льдами в северных широтах. Вот почему США задействуют потенциал британских союзников. Сами не справляются. Да и некогда им.



Подводная лодка «Коннектикут» пробила лёд и вызвала интерес у белого медведя. Фото: US Navy


Как делят шкуру неубитого белого медведя 

Потенциал Королевского подводного флота из семи ударных атомных субмарин — мощный кулак, к тому же один экипаж британской АПЛ типа «Трафальгар» прошел тренировку на американской лодке. Правда, в более южных широтах. 

Американцы, возможно, специально пестуют амбиции чопорных британцев, чтобы привлечь их на патрулирование именно арктического региона, и тем самым отвлечь от других океанов, чтоб не путались под волнами. Может даже пообещали кусочек от будущего дележа Арктического пудинга. Шкуру неубитого белого медведя делить безопасно. 

Британия, конечно, может при этом витать в облаках и обманываться собственными иллюзиями о том, что возвращает утраченный статус «владычицы морей». Но, скорее всего, США только притворяются спящими, на самом деле используя британцев в собственной игре. США нужны дополнительные силы. Конкурировать с существующей военной инфраструктурой России в Арктике самостоятельно они не могут, а принятие на вооружение Северного флота АПЛ проекта 885 «Ясень» и проекта 955 «Борей» перечеркивает все потуги НАТО контролировать океан. 

Сегодня можно лишь гадать о том, насколько планы Великобритании коррелируют с планами США. Вклиниться в гонку в Арктике довольно амбициозно. Но даже Китай, намного более мощная держава, также не входящая в Арктический совет, соизмеряет свои возможности и  пытается взаимодействовать с Россией в арктических вопросах. 

Альтернативы для получения доступа к Северному морскому пути и участию в разработке  перспективных месторождений просто не существует. Данность такова, что договариваться нужно именно с Россией, а не с США. Силой в Арктике уже ничего не докажешь. Поздно. 


Подводная лодка класса «Трафальгар». Фото: Crown Copyright

Времена изменились

Во времена Маргарет Тетчер англичане послали свой флот к чужим берегам, отбив силой спорные острова у Аргентины. Видно, хотят спустя много лет развить успех. Но здесь загвоздка, климат иной. Чтобы отправить субмарины подо льды Арктики нужен вспомогательный флот. Мало ли что приключится!

 Системы навигации GPS из космоса лед «пробивают» с трудом, РЛС с баз НАТО достают не до всякой точки Арктики, ледокольного флота нет даже у США. Так что английская лодка может ненароком и затеряться… 

Российские же подводники знают Арктику, как свои пять пальцев, и они вряд ли допустят вторжение чужаков в свои территориальные воды.  К тому же, подводные ракетоносцы стратегического назначения — главная ударная сила ВМФ России. Арктический ледовый щит прикрывает их от обнаружения средствами воздушной и космической разведки противника, а сложная гидрография снижает возможности обнаружения лодками-охотниками. Так что гостеприимство «желтым субмаринам» Британии оказано не будет. Это в Лондоне должны четко понимать.


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике