Сейчас в Архангельске

18:47 4 ˚С Погода
18+

Бороться с незаконным промыслом в Арктике возможно только с помощью единого правового режима

Зарубежные СМИ об Арктике

Транспорт и логистика Рыбный промысел Навигация в арктике Арктическое регулирование
Денис Ивановский
2 мая, 2021 | 09:36

Бороться с незаконным промыслом в Арктике возможно только с помощью единого правового режима
Фото: Annie Spratt / Unsplash


Новые принципы навигации в Арктике

Команда инженеров Массачусетского технологического института совместно с военно-морскими силами США разработали систему навигации для кораблей и подводных лодок с новом принципом работы, позволяющую точно ориентироваться в Северном Ледовитом океане без использования спутниковой связи. Такая необходимость появилась в связи с изменениями окружающей среды в Арктике, которые серьёзно на работу навигации и связи, особенно для подводных лодок.

«Главная цель исследования – понять, как эта новая арктическая среда, вызванная глобальным изменением климата, влияет на использование подводного звука для связи, навигации и зондирования? В арктических льдах звук – один из немногих источников для навигационных систем», – объясняет руководитель научно-исследовательской группы Генри Шмидт.

В течение месяца военнослужащие, ученые и инженеры проводили инженерные испытания в водах Арктики чтобы понять, как именно должны работать навигационные системы в Северном Ледовитом океане. Помимо формирования новой навигационной концепции исследовательская группа разработала потенциальные морские торговые пути в районах океана, которые ранее были недоступны. 

ВМС США отмечают исключительную роль исследования, так как его результаты напрямую повлияют на оснащённость военно-морских кораблей и подводных лодок. Для сбора данных команда развернула в арктических водах сеть зондов, которые контролировали проводимость, температуру, глубину воды и проводили её биохимический анализ. Благодаря этим исследованиям изучался «профиль» звука и сигнала. 

Результатом исследования стала масштабная концепция акустической связи и навигации в Арктике, благодаря которой корабли и подводные лодки смогут передвигаться во льдах Северного Ледовитого океана без использования GPS-систем с предельной точностью. Эта концепция включает в себя как новые данные по методу распространения звука в Арктике, так и практические решения для навигационных систем.


jeremy-goldberg-lKbW5QTT3nQ-unsplash.jpg

Фото: Jeremy Goldberg / Unsplash


Арктическую экосистему спасёт общий правовой режим

К концу 2020 года девять стран, включая Россию, ратифицировали Соглашение о рыболовстве в центральной части Северного Ледовитого океана, которое было подписано в 2018 году. Этот документ должен создать механизм, который будет бороться с нерегулируемым промыслом в открытом море Арктики. 

Предпосылкой к соглашению стала подписанная арктическими странами в 2015 году декларация, запрещающая коммерческий промысел судов арктических стран в международных водах центральной части Северного Ледовитого океана. Нынешний многосторонний мораторий направлен на предотвращение рыболовства в Северном Ледовитом океане, сняв определенную степень споров о суверенитете территорий.

Несмотря на важность контроля рыбного промысла для всей арктической экосистемы, по сей день не существует какой-то единой арктической контрольной структуры.

В отличие от Антарктики, где Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ) уделяет особое внимание консервативному и предупредительному использованию рыбных запасов, незамерзающая арктическая территория находится в ведении региональных рыбохозяйственных организаций. Коммерческий промысел в Северном Ледовитом океане и прилегающих морях распределен неравномерно. Но океан – это динамичная природная система, которая быстро меняется, и каждая его часть зависит друг от друга. 

Из-за доминирования региональных организаций и отсутствия единой системы контроля рыбного промысла родились две проблемы контроля арктических вод. Во-первых, страны не могут оперативно подстраивать свою работу по борьбе с незаконным рыбным промыслом из-за постоянного изменения покрова льда и миграции морских животных. Во-вторых, у арктических государств до сих пор сохраняются некоторые вопросы в определении суверенитета водных территорий. Кроме того, до сих пор ведутся споры относительно рыбных запасов в Арктике, а это также влияет на определение зон для рыбного промысла. Таким образом, отсутствие общего правового режима, который мог бы быстро и эффективно реагировать на изменения климата, препятствует международному сотрудничеству в области экологической безопасности и влияет на региональные экосистемы в Арктике.

Несмотря на большое количество органов, в которых осуществляется сотрудничество в области управления рыбным промыслом, всеобъемлющий правовой режим, специфичный для Арктики, всё ещё отсутствует. 

Арктический совет остается единственной организацией, работающей на глобальном арктическом уровне с упором на региональный мониторинг. Тем не менее, в Арктическом совете нет юридически обязывающих механизмов. 

В качестве альтернативы западные эксперты предлагают сформировать комплекс управления Северным Ледовитым океаном, который включит в себя все существующие обязательства по международным арктическим договорам, предназначенным для устойчивого развития морских ресурсов. Однако в такой концепции экологическая безопасность должна преобладать над геополитическими задачами стран, чего нельзя наблюдать сегодня. 

далее в рубрике