Что творится в Нобелевском комитете? Шведский детектив об убийственных интригах

Культура и искусство
Валерий Кондаков
12 Декабря, 2021, 05:51
Что творится в Нобелевском комитете? Шведский детектив об убийственных интригах
Постер фильма «Завещание Нобеля».

10 декабря каждого года в память о дне смерти Альфреда Нобеля (в этом году – 125-я годовщина) вручают Нобелевскую премию. Сейчас большинство мероприятий проходят камерно или онлайн, а раньше главным событием был банкет, на котором присутствовала королевская чета Швеции, лауреаты премии и другие уважаемые люди. Именно таинственному убийству, совершенному на таком банкете, посвящен фильм «Завещание Нобеля» (2012 год, режиссер Петер Флинт).



Альфред Нобель. Ранее 1896 года. Источник: Wikimedia Commons

Когда в 1888 году умер на лечении в Каннах и был погребен на Смоленском кладбище Людвиг Нобель – купец 1-й гильдии Санкт-Петербурга и учредитель Русского технического общества, репортеры перепутали его с младшим братом Альфредом. Создатель динамита, получив известие о собственной смерти, задумался о том, каким он останется в памяти потомков и переписал завещание. Отныне все имущество Альфреда Нобеля распродавалось, а деньги помещались в банк, доходы от вложений при этом распределялись среди тех, кто в течение предыдущего года принес наибольшую пользу человечеству. Проценты делились на пять равных частей между лауреатами в области физики, химии, медицины, литературы и миротворческой деятельности.



Медаль, вручаемая лауреату Нобелевской премии. Источник: Wikimedia Commons

В 1900 году был создан Фонд Нобеля, с начальным капиталом 31,6 млн шведских крон, главной задачей которого было и остается управление богатством Нобеля, которое, замечу, было преимущественно приобретено в Российской империи. Конечно же трудно выбрать пять человек (или даже групп людей) за их годовые достижения, и члены Нобелевского комитета неоднократно подвергались критике за свой выбор. В последнее время на выбор лауреатов и даже на само членство в Комитете стала влиять «новая этика», когда одним из главных критериев отбора стал гендер, национальность и расовая принадлежность конкурсанта.



Завещание Нобеля. Источник: Wikimedia Commons

Интригам в Нобелевском комитете и преступлению, к которому они привели, посвящен один из романов Лизы Марклунд в цикле о шведской журналистке Аннике Бенгтзон. В 2012 году книга была экранизирована под названием «Завещание Нобеля» (в российском прокате фильм получил название – «Последнее завещание Нобеля»). Несмотря на то, что это был шестой роман цикла, он был экранизирован первым, поэтому многие отношения между героями кажутся непонятными, некоторые сюжетные линии просто обрываются.


Банкет. Кадр из фильма «Завещание Нобеля».


Фильм начинается с того, что 10 декабря на завершающем мероприятии вручения Нобелевской премии совершается убийство. В танцевавшую пару израильского и шведского ученых неизвестная девушка выпустила несколько пуль. Главная героиня – журналистка Анника Бенгтзон (Малин Крепин, позднее она сыграет в «Саамской крови») видит преступницу и помогает следствию идентифицировать ее. Однако полицейские запретили сообщать эту информацию кому бы то ни было, соответственно о полноценном репортаже не могло быть и речи, и Анника была временно переведена в другой отдел писать о мире гламура и развлечений.


https://i0.wp.com/p3.no/filmpolitiet/wp-content/uploads/2012/03/Nobels-testamente-bilde-4.jpg

Аннике в редакции. Кадр из фильма «Завещание Нобеля».

Как всегда, шведской полиции проще искать преступника за пределами страны, так было при расследовании реального убийства Пальме, так произошло и в данном случае. Поскольку пострадал израильтянин, да к тому же занимавшийся исследованиями в области стволовых клеток, то и убийц надо искать среди джихадистов, как говорит одна из коллег Анники: «старая добрая исламофобия».

Однако сама Аннике уверена, что главной целью убийцы была умершая шведская ученая Каролина фон Беринг – глава комитета Каролинского университета, выбирающего лауреата Нобелевской премии в области медицины. Она начинает собственное расследование и встречается с коллегой Каролины – Биргиттой Ларсен, которая сообщает, что защищалась с умершей в один год, что было нонсенсом для того времени: целых две женщины получили ученые степени.


https://www.kino.dk/sites/default/files/styles/k_gallery/public/gallery/nobelgalleri10.jpg?itok=Dso-w8at

Аннике и Бернхард Торелл. Кадр из фильма «Завещание Нобеля».

Затем Аннике встречается с Эрнстом Эрикссоном – следующим претендентом на пост главы комитета, который без обиняков заявляет, что Каролина получила свою должность только потому что она женщина (из-за «политики равного представительства в руководящих органах»). Из-за своего сексизма он становится главным подозреваемым Анники, но вскоре его находят мертвым в бассейне в собственном доме на острове Форё.

К тому же гибнет человек, которого наняли следить за Каролиной фон Беринг на банкете, и который решил продать информацию об этом информагентствам. От дружественно настроенного полицейского Аннике узнает, что наемным убийцей была девушка по кличке Котёнок (из-за того, что ее глаза похожи на кошачьи), которая работает на ЦРУ.


http://movies.radiofree.com/photos/2012/nobels_last_will_05112.jpg

Убийца с глазами котёнка (Антье Трауэ). Кадр из фильма «Завещание Нобеля».

Получается, что кто-то убивает неугодных ему глав и претендентов на должность главы комитета, который выбирает лауреата Нобелевской премии, да еще и с помощью специалистов из ЦРУ. Постепенно Аннике понимает, что здесь замешан большой фармацевтический бизнес – виновник ряда событий, по версии многочисленных конспирологических теорий. В итоге выясняется, что заказчиком был лоббист интересов компании «Медитэк» – Бернхард Торелл, который весь фильм «клеился» к главной героине. В последней схватке заказчика убийства и смелой шведской журналистки побеждает последняя: киллер Котёнок случайно взрывает Бернхарда.


https://i1.wp.com/p3.no/filmpolitiet/wp-content/uploads/2012/03/Nobels-testamente-bilde-6.jpg

Аннике и ее бойфренд, воспитывающий детей. Кадр из фильма «Завещание Нобеля».

Красной нитью через весь фильм проходит тема феминизма: главная героиня – журналистка, убийца – тоже женщина; показано, как женщины с трудом завоевывают себе место в этом мире. Мужчины в фильме делятся на два типа: хорошие – бойфренд Анники, который следит за детьми: укладывает спать, отвозит в больницу, мертвый Нобель, завещавший свои деньги науке; и плохие – сексист Эрикссон, шантажист и заказчик убийства Торелл. Неудивительно, что фильм заканчивается абсолютно нелогичной смертью Бернхарда от рук нанятой им убийцы, которая при этом остается абсолютно безнаказанной.


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic


далее в рубрике