Сейчас в Архангельске

12:25 3 ˚С Погода
18+

Для сохранения Арктики требуются превентивные меры

Зарубежные СМИ об Арктике

Экология Вооруженные силы Сотрудничество в Арктике
Денис Ивановский
6 июля, 2021 | 08:49

Для сохранения Арктики требуются превентивные меры
Фото: Pascal Mauerhofer / Unsplash

Превентивные меры по контролю над рыбным промыслом в Арктике

В конце июня вступило в силу международное соглашение о временном запрете коммерческого рыболовства в международных водах центральной части Северного Ледовитого океана.

Десять подписавших сторон – арктические и неарктические государства, а также Европейский союз договорились не заниматься коммерческим промыслом в регионе до тех пор, пока не будет качественно изучена экосистема арктических вод и не будут приняты новые правила рыболовства. Договор будет действовать в течение 16 лет с возможностью продления каждые пять лет.

Соглашение, переговоры по которому длились десять лет, подписано Канадой, Китаем, Данией (включая Гренландию и Фарерские острова), Европейским союзом, Исландией, Японией, Норвегией, Россией, Южной Кореей и США. Россия ратифицировала соглашение первой, а Китай – последним.

Большая часть Северного Ледовитого океана контролируется странами в пределах их исключительных экономических зон. Соглашение о рыболовстве в центральной части Северного Ледовитого океана охватывает международные воды в центре океана – зону площадью около 2,8 миллиона квадратных километров. В рамках договорённостей также будет создана программа научных исследований и мониторинга для более глубокого изучения экосистемы Центральной Арктики, к которой будут привлекаться коренные народы Заполярья.

Соглашение о запрете рыболовства – первый арктический договор, к которому присоединились неарктические страны, и одно из первых, имеющих обязательную силу. Кроме того, договор закрепляет традиционные знания коренных народов и их права на участие в научных арктических исследованиях. Соглашение стало и первым международным документом по защите потенциально уязвимого региона ещё до начала эксплуатации.

«Этот знаковый договор является первым многосторонним соглашением такого рода, в котором применяется юридически обязательный предупредительный подход для защиты региона от коммерческого рыболовства до того, как такой промысел начнется», – говорится в заявлении представителя Государственного департамента США, одной из сторон-подписантов соглашения.

До сих пор промышленного рыболовства в Центральной Арктике и не существовало, так как территория в значительной степени покрыта льдом. Но по мере того, как климат меняется и морской лед отступает, регион открывается для большего трафика и исследования природных ресурсов. Соглашение о запрете рыболовства в Арктике может стать отличным прецедентом и для других сфер деятельности.


lance-anderson-cBefiboaRVw-unsplash.jpg

Lance Anderson on Unsplash


Арктический контроль над вооружениями

Международная команда исследователей Арктического института подготовила доклад, где анализируются вопросы контроля над вооружениями на Крайнем Севере. Учёные, принимая во внимание растущую доступность Арктики и конфликтность в регионе, подготовили ряд предложений и решений.

В первую очередь, вопросы контроля над вооружениями необходимо решать на двустороннем уровне. Наиболее осуществимый подход включает в себя переговоры по договору между Россией и США об обновлении мер по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ). Наиболее позитивным, но маловероятным сценариям могли бы стать трёхсторонние переговоры с привлечением Китая. Преемник нового СНВ должен сократить развёртывание ядерных сил в Арктике с возможностью размещения обычных, неядерных стратегических вооружений на воздушных и морских платформах, патрулирующих этот район.

Другой вариант – создание зон ядерного отчуждения или более всеобъемлющего договора о зоне, свободной от ядерного оружия (ЗСЯО), в Арктике. Предложения о создании ЗСЯО в Арктике ограничили бы развитие ядерных сил в Заполярье посредством двустороннего или многостороннего соглашения. Тем не менее, этот подход уязвим, так как любые ограничения на развертывание стратегических сил могут быть оспорены США и Россией. 

Дополнительные ограничения на размещение и транзит ядерных активов могут быть усилены посредством многостороннего, а не двустороннего договора с участием циркумполярных стран Арктики-5 (Канада, Гренландия-Дания, Норвегия, США и Россия) или Арктики-8 (Канада, Гренландия, Норвегия, США, Россия, Швеция, Финляндия и Исландия). Тем не менее, США и Россия должны быть готовы принять условия ограничения ядерной деятельности в рамках такого договора, который в конечном итоге требует от них оценки затрат и выгод для своих национальных стратегических интересов в Арктике.

В целом же, влияние эпохи контроля над вооружениями и конкуренции великих держав создаёт серьезные проблемы для стабильности в Арктике в среднесрочной и долгосрочной перспективе, хотя трудно предсказать, как именно развернётся конкуренция в Арктике. Можно предположить, что в разных частях Арктики конкуренция будет различной. Например, в европейской Арктике, где активность НАТО возрастает, будет наблюдаться информационное доминирование, сдерживание и иные наступательные механизмы.


далее в рубрике