Сейчас в Мурманске

11:03 1 ˚С Погода
18+

Доклад Счётной палаты США о неэффективном управлении в Заполярье: зарубежные СМИ об Арктике

Зарубежные СМИ об Арктике

Денис Ивановский
4 мая, 2020 | 11:51

Доклад Счётной палаты США о неэффективном управлении в Заполярье: зарубежные СМИ об Арктике
Фото GAO

Вашингтон не справляется с Арктикой

Счётная палата США (The Government Accountability Office – GAO) опубликовала отчет о состоянии инфраструктуры на Крайнем Севере, где говорится о проблемах управления арктическими проектами. Об этом пишет американский отраслевой журнал The Maritime Executive со ссылкой на доклад федерального ведомства.

Пятидесятистраничный документ под названием «Морская инфраструктура: стратегический подход и межведомственное руководство могут повысить эффективность федеральных мер в американской Арктике» был опубликован 29 апреля. В нём отмечается, что изменение климата привело к рекордному снижению уровня льда в американских водах Арктики. Эти изменения, в свою очередь, продлили судоходный сезон и открыли новые судоходные маршруты. Несомненно, это расширяет экономические возможности американского континента, однако суровые погодные условия и отсутствие развитой морской инфраструктуры создают риски для безопасности полётов и плавания. К примеру, без оборудованных гаваней на протяжении всего арктического морского пути через определённое расстояние у судов не будет возможности пришвартоваться в случае чрезвычайной ситуации, что не редкость для Арктики. Поэтому даже незначительный инцидент, например, временный отказ двигателя, может привести к существенным повреждениям всего судна и даже гибели людей.

В докладе сказано, что связанные с Арктикой ведомства предприняли шаги по устранению инфраструктурных пробелов, но федеральные действия не имеют последовательного руководства и чёткой стратегии. Счётная палата США рекомендует создать межведомственную группу, которая займётся разработкой стратегии по менеджменту морской инфраструктуры региона.

С 2009 года, когда Вашингтон стал системно эксплуатировать морские арктические маршруты, предпринимались шаги по постепенному освоению северных транспортных путей. Береговая охрана США разработала карту рекомендуемых маршрутов судоходства. Национальное управление океанических и атмосферных исследований сформировало карту арктических вод, которая позволяет оценивать ситуацию и принимать решение о развитии тех или иных морских маршрутов.

Для руководства федеральными усилиями Белый дом в 2013 году разработал национальную стратегию для Арктического региона, а в 2015 году учредил межведомственный Арктический исполнительный руководящий комитет (Arctic Executive Steering Committee – AESC).

Сегодня представители арктического комитета и другие заинтересованные стороны отмечают, что стратегия 2013 устарела в связи с произошедшими изменениями арктических условий. В результате у Вашингтона нет работающей общегосударственной стратегии, которая соответствовала бы ключевым управленческим практикам арктическим регионом.

 Кроме того, американские арктические межведомственные группы не прибегают к общемировым практикам арктического сотрудничества. Издание заключает, что ключевой недостаток американской стратегии Заполярья – отсутствие единой руководящей организации, которая отвечает за развитие морской инфраструктуры США в Арктике.

 

Гренландия против


На прошлой неделе администрация президента США Дональда Трампа объявила о предоставлении пакета помощи Дании в размере 12,1 млн долларов, а точнее – датской Гренландии. Заявление было сделано послом США в Копенгагене Карлой Сэндс. Предложение Вашингтона было встречено с осторожным энтузиазмом датским правительством в Гренландии. При этом политики в Копенгагене не согласны со своими соотечественниками на острове, которые встретили новость об экономической помощи с негодованием. Американское издание The National оценила, действительно ли эта помощь так необходима Гренландии.


Гренландия Фото АР

В первую очередь, речь мисс Сэндс, объявившей о помощи, строилась в рамках геополитики. Так, главная цель США – обеспечение безопасности Арктики, и в первую очередь, от Китая и России. Именно этот аргумент лежит в основе предоставляемой финансовой поддержки Гренландии. Китай, по словам американского истеблишмента, незаслуженно называет себя арктическим государством. А учитывая, как Пекин загрязняет землю, воду и воздух у себя в стране, китайские коммерческие проекты за Северным полярным кругом вызывают особую тревожность.

Авторы издания отмечают, что встревоженность датских политиков по поводу получения американской помощи абсолютно адекватна. Способность Вашингтона помочь народу Арктики сомнительна, однако сами арктические страны в вопросах управления своими северными регионами не добились огромных успехов.

На первый взгляд, Гренландия – богатая островная территория. ВВП на душу населения составляет 48 тысяч долларов США. Гренландия богата минеральными ресурсами и отличается выгодным расположением в качестве потенциального хаба арктических и атлантических морских торговых маршрутов. Однако не всё так гладко с первой стороны.

Огромные ресурсные запасы Гренландии требуют обширной инфраструктуры, а контроль над рудниками концентрируется в руках небольшой горстки иностранных корпораций. Практически отсутствуют регулярные пассажирские маршруты по острову, особенно между поселениями коренного народа инуитов. Дорогие чартерные рейсы – единственный выход для большинства населенных пунктов.

В Гренландии уровень бедности составляет шестнадцать процентов по сравнению с менее чем одним процентом на материковой части Дании. Стоит отметить, что шестнадцать процентов – гораздо более серьезная цифра, когда общая численность населения составляет всего 56 000 человек.

Колонизация Арктики разрушила перспективу сохранения традиционного образа жизни региона в полном объеме. Тем не менее, без серьезных инвестиций именно в инфраструктуру для населения Гренландии нет никаких шансов получить максимальную отдачу от современных технологий.

Именно поэтому Гренландия, как и Дания, не так уж и рада американским деньгам, которые пойдут на развитие инфраструктуры по добыче полезных ископаемых и новые транспортные мегапроекты. В международной помощи в целях развития всегда присутствует геополитический элемент, а в случае США и Гренландии он стал определяющим.


далее в рубрике