Сейчас в Архангельске

14:35 -4 ˚С Погода
18+

Дойдут ли катера Береговой Охраны США до Арктики

Корпус морской пехоты, ВМС и Береговая охрана США объединили усилия для обеспечения «свободы судоходства»

Вооруженные силы США в Арктике Впк
Владимир Ераносян
2 января, 2021 | 09:28

Дойдут ли катера Береговой Охраны США до Арктики
Фото: U.S. Coast Guard/PAC Tom Sperduto

 

Опубликована новая военно-морская стратегия США

Постоянное педалирование Соединенными Штатами терминов «свобода мореплавания», «свобода судоходства» вылилось в конце декабря 2020 года в интересный демарш со стороны трёх военных структур Пентагона. А именно Корпуса морской пехоты, ВМС и Береговой охраны США.

Стремление к «доступу к заливам», относящимся к историческим, как, впрочем, и к историческим фарватерам Арктического региона, являющимся зоной эксклюзивных экономических интересов России, привели руководителей этих ведомств к соглашению об объединении усилий для обеспечения «свободы судоходства», что в нынешних пост-выборных временах может трактоваться лишь как активизация притязаний США на чужие территориальные воды.

Прорыв эсминца типа Арли Бёрк с показательным названием «Джон МакКейн» на 2 км вглубь исторического залива Петра Великого лишь подтверждает этот тезис, хоть инцидент и был краткосрочен вследствие оперативного реагирования БПК «Адмирал Виноградов» Тихоокеанского флота.

Итак, новая стратегия опубликована.

Печати и подписи скрепили соглашение между тремя военными структурами, которые такого рода взаимодействие предпринимали лишь в годы войн и локальных вооружённых конфликтов.

И здесь стоит особо отметить, что предназначенная для охраны акваторий портов, борьбы с контрабандой, наркотрафиком и нелегальной миграцией Береговая охрана США (United States Coast Guard , US Coast Guard) – род войск весьма специфический и далеко не безобидный, и даже имеющий в распоряжении собственные разведывательные подразделения, входящие в Разведывательное сообщество США.

По факту БОХР приведена в состояние повышенной боевой готовности для «более решительного реагирования на китайскую и российскую агрессию», как зафиксировано в подписанном сторонами документе.

 

Фото: military.com

 

Война без объявления чрезвычайного положения

То есть без объявления в США чрезвычайного положения морские зоны и районы БОХР, хотя и не преобразованы в морские оборонительные зоны и районы соответственно, но силы флота и авиации БОХР будут привлечены к патрулированию в полосе водной акватории у побережья не только континентальной части США шириной до 200 миль, но и в территориальных водах других государств. Якобы для обеспечения «свободы судоходства».

По факту катера БОХР, которые могут перебрасываться в предполагаемый район ведения боевых действий даже военно-транспортной авиацией, например самолётом Локхид C-130, могут быстро оказаться, к примеру, в арктических водах или в Персидском заливе, в зависимости от напряжённости обстановки.

 

Чем опасны катера береговой охраны США

Эти катера с малым водоизмещением вооружены плохо, однако их немало, и они предназначены не только для ведения разведки и наблюдения за оперативной обстановкой, но и достаточно эффективны для поиска субмарин и борьбы с подводными лодками, защиты прибрежных морских коммуникаций и прикрытия побережья, которые американцы могут объявить «мировым достоянием».

Флот БОХР уже задействован в охране нефтяных вышек Персидского залива, где контролирует загрузку танкеров и отправку нефти в интересах США. При этом усиление охраны важных объектов инфраструктуры, а, по сути, аннексированных портов и других морских сооружений, как утверждается, продиктовано необходимостью противодействия террористам…

Корабельный и судовой состав флота БОХР насчитывает более 250 кораблей, катеров и вспомогательных судов. На вооружении частей авиации Береговой охраны США состоит и 200 летательных аппаратов. В основном это патрульные самолёты и поисково-спасательные, разведывательные и патрульные вертолёты.

 

Фото: US Navy

 

Выходит, новая «триединая стратегия» Военно-Морского Флота США, Корпуса морской пехоты и Береговой охраны по совместной борьбе в интересах США в открытом море и прилегающих к береговой линии акваториях предполагает захват и установление контроля над заливами и проливами. Иначе, зачем катера ближней зоны?

Не связано ли это с предполагаемой эскалацией ситуации с Тайванем, который Китай считает своей провинцией, и которым Соединенные Штаты продолжают поставлять вооружение? Ведь в документе речь идёт не только о России, но и о Китае.

Представленная 17 декабря 2020 новая «интегрированная» стратегия названа «Преимущество на море: преобладание интегрированной военно-морской мощи». Каким образом она стыкуется с концепцией ВВС США, опубликованной в этом же году, и касающейся наращивания авиа-группировки на Аляске, куда уже переброшено около 150 истребителей F-22 и F-35?

 

Россия и Китай под прицелом нового «триумвирата»

Вероятно, две концепции не противоречат, а дополняют друг друга. Ведь господство в воздухе после переброски Тихоокеанским флотом истребителей-перехватчиков МиГ-31 БМ на Чукотку нивелировали усилия Вашингтона, направленные на единоличный контроль в небе над Арктикой.

Акцент в «Военно-морском триумвирате» сосредоточен на борьбе за «контроль над морем и его завоевание», причём в свете растущей озабоченности по поводу потенциальной военно-морской борьбы с Китаем или Россией. Так и указано – «или»... С двумя странами одновременно Соединенные Штаты воевать не собираются.

Использование для столь глобальной войны катеров БОХР, даже в качестве «москитного флота» – весьма сомнительная перспектива. На противоборство даже с десятком катеров типа «Айленд» водоизмещением 169 тонн хватит одного МРК типа «Буян-М», оснащенного «Калибрами» морского базирования с радиусом поражения 1400 км. Может быть, по этой причине в 2015 году три катера «Айленд» были поставлены Пакистану, в 2016 году два судна отправились в Грузию, а в 2019 году 2 катера переданы Украине. Самим американцам они больше не требуются, их решено заменить новыми катерами типа «Сентинел». В перспективе.

 

Фото: coffeeordie.com

 

Одно успокаивает – уже сейчас американские военачальники отдают себе отчёт:

«Значительные технологические достижения и агрессивная военная модернизация наших соперников подрывают наши военные преимущества. Распространение высокоточных ракет большой дальности означает, что Соединенные Штаты больше не могут претендовать на беспрепятственный доступ к мировому океану во время конфликта».

Такова прямая цитата из совместного документа, подписанного начальником Военно-морских операций адмиралом Майклом Гилдеем, генералом Дэвидом Бергером из Корпуса морской пехоты и адмиралом Карлом Шульцем, возглавляющим Береговую охрану США.

При этом «Триумвират» почему-то не сомневается в агрессивности России, что явствует из документа, и «намерен оснастить в будущем новую военно-морскую службу так, чтобы иметь возможность сдерживать и побеждать высококлассного противника».

Этот абзац – самый интересный. Из него следует, что враг озвучен, а оснащение требует значительных финансовых расходов. Лоббисты ВПК, включая генералов, тем самым подчеркивают важность перевооружения для новой администрации. Китай голословно обвиняется в осуществлении помех самолётам ВВС США и партнёров в Тихоокеанском регионе с помощью лазеров и радиоэлектронных средств подавления, а Россия – в неприемлимых амбициях в Арктике.

 

Новая задача БОХР – контроль в чужих водах

Случаи ослепления лазерами американских лётчиков не приводятся, а вот инцидент в российском заливе Петра Великого с возможным тараном нарушителя действительно случился.               

Если ВМС США во взаимодействии с морской пехотой и береговой охраной США действительно готовятся занять ещё более активную и агрессивную позицию, нежели окончившийся без катастрофических последствий инцидент, то всё это может привести к абсолютной эскалации уже в этом году.

Остаётся надеяться, что подписание этого документа о новой стратегии США на море лишь повод надавить на Конгресс с целью дополнительного финансирования. Но при этом зеркальный ответ в любом случае необходим, ведь роль БОХР – охрана ближних рубежей и их переброска военно-транспортной авиацией, к примеру, на Аляску, может указать на намерение незаконного транзита по российским национальным маршрутам.

 

Фото: Petty Officer Patrick Kelley/Zuma Press/Newscom

 

Тезис о том, что «корабли ВМС США и береговой охраны США проводят операции по обеспечению свободы судоходства во всём мире, оспаривая чрезмерные и незаконные морские претензии» очевидно направлен против суверенитета в том числе России, Китая, да и Канады – члена НАТО, с которым у США свои споры по поводу свободы судоходства.

Стоит вспомнить, что БОХР США неоднократно проявлял себя и в вопросах рыболовства, особенно в Карибском регионе. Свой опыт эта структура, являющаяся маленькой армией с численностью под 40 тысяч человек, может применить и в районе Баренцева моря, к примеру, для защиты интересов Норвегии.

Словом, документ вышел весьма показательный. В нём чётко прослеживается стремление Соединенных Штатов расширить задачи, решаемые морским десантом и корабельными ударными группами. И в списке этих задач по доминированию в мировом океане угадываются как необходимость закрепления на захваченной территории, так и установление контроля над ближними рубежами акваторий. Эти опции являются подъёмными именно для структур Береговой охраны.

Но самым удивительным является желание привлечь БОХР США к ледокольным проводкам. Здесь уж речь точно идёт об Арктике. Ледоколов в США только два, и те старые, а вот катера, которые лёд не пробивают, а могут лишь контролировать каботаж и следовать в фарватере, видимо предполагается расставить на рейде незамерзающих портов. Только вот чьих? Не российских ли?

 

***

Владимир Ераносян. Эксперт Бюро военно-политического анализа, капитан 1 ранга запаса. Специально для GoArctic

далее в рубрике