Экспедиция китайского ледокола и новый альянс скандинавских стран

Наука Вооруженные силы Нероссийская Арктика
Денис Ивановский
5 Октября, 2020 | 14:18
Экспедиция китайского ледокола и новый альянс скандинавских стран
Ледокол «Снежный дракон – 2». Фото: Liu Shiping, Xinhua

 

«Снежный дракон – 2» вернулся из Арктики

Завершилась первая арктическая экспедиция нового китайского ледокола, о которой рассказало норвежское издание The Barents Observer.

В конце сентября китайский ледокол «Снежный дракон – 2» вернулся в порт Шанхая после экспедиции в Заполярье, которая длилась два с половиной месяца. 155-метровое судно, спущенное на воду в 2019 году, вышло из Шанхая 15 июня. Ранее экипаж «Снежного дракона – 2» уже работал в полярных условиях – в Антарктике.

Арктическая экспедиция протяжённостью в 20 тысяч километров была организована Министерством природных ресурсов Китая и включала в себя 12 000 морских миль плавания. За время экспедиции команда китайских исследователей провела обширные исследования экосистем Заполярья. В том числе научные сотрудники «Снежного дракона – 2» изучили закисление океана и химической среды, уровень загрязнений на Чукотском плато, в Канадском бассейне и центральной части Северного Ледовитого океана. Во время экспедиции китайская команда для отбора проб в Северном Ледовитом океане использовала гравитационный поршень длиной в 20 метров.

    

Фото: Reuters

 

Китай представляет данную экспедицию как научно-исследовательскую. В скорых планах Пекина – углубленное изучение процессов изменения климата. В 2019 году прошла крупнейшая для Китая научная конференция по Арктике, которая собрала около 500 человек из 30 стран мира. Не ней глава Государственной океанической администрации Китая Ван Хун заявил, что обязательность защищать окружающую среду лежит на всех государствах, и Пекин – не исключение.

На сегодняшний день Китай располагает двумя ледоколами. «Снежный дракон – 1» переоборудовали из грузового судна, которое было построено в 1993 году на Украине. В 2012 году это судно прошло по Северному морскому пути около 5000 километров, став первым китайским судном, освоившим этот маршрут. Кроме того, «Снежный дракон – 1» ходил по Северо-Западному проходу вдоль побережья Канады. Эксплуатацию «Снежный дракон – 1» планируется прекратить в 2030 году.

«Снежный дракон – 2» – уже китайская разработка. Хоть он и меньше своего предшественника, но обладает лучшими характеристиками по проходимости в арктических условиях.

 

Фото: Atle Staalesen

 

Скандинавский арктический альянс

Министры обороны Финляндии, Норвегии и Швеции встретились 30 сентября на военной базе Порсангер на севере Норвегии и подписали арктическое соглашение, которое призвано укрепить военное сотрудничество северных стран, рассказывает американское издание Independent North.

Во время официальной церемонии на территории военной базы выстроилась колонна новых моделей норвежских танков и бронетехники, приняв участие в символическом военном параде. Он стал демонстрацией решимости арктических стран Севера в вопросах защиты Арктики.

Место, выбранное странами, было далеко не случайным. Порсангер является самой северной норвежской военной базой, что подчёркивает приоритетность вопросов арктической военной безопасности для Финляндии, Норвегии и Швеции. Кроме того, эта база находится всего в 200 километрах от российской границы.

Подписанный военными министрами скандинавских стран документ подчёркивает важность совместного оперативного планирования военных действий за Северным полярным кругом. Кроме того, страны планируют сформировать трехстороннюю группу стратегического планирования.

По замыслу инициаторов подписанного меморандума, запуск новой кампании в Арктике будет способствовать увеличению частоты военных учений в арктической Скандинавии. Всё это происходит на фоне увеличения военной мощи России в Заполярье.

 

Фото: Atle Staalesen

 

В основу нового соглашения легли принципы Скандинавского оборонного сотрудничества (NORDEFCO – Nordic Defence Cooperation) – объединения Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции. Целью организации является укрепление обороноспособности стран-членов. Меморандум о взаимопонимании был подписан в Хельсинки 4 ноября 2009 года, а сама структура Скандинавского оборонного сотрудничества стала приемником Оборонной структуры Северных стран (NORDSUP), Северного сотрудничества в области вооружений (NORDAC) и Северного координационного соглашения по поддержке военного мира (NORDCAPS).

Участие в NORDEFCO является добровольным, и государства могут выбирать, в каких областях они хотят сотрудничать и в какой степени. Это означает, что сотрудничество может происходить как на двусторонней основе, так и между всеми пятью участниками. В рамках организации также ведётся работа со странами, не входящими в регион Северной Европы, в тех областях, где это имеет какую-то дополнительную ценность.

Ответственность за деятельность NORDEFCO несут министры обороны Северных стран, которые встречаются дважды в год. Они возглавляют Руководящий комитет Северных стран по оборонной политике. Руководящему комитету подчиняется Северный военно-координационный комитет, куда входят главы военных штабов стран-участниц объединения.

далее в рубрике