Канадский арктический флот и парламентские дебаты

Вооруженные силы Нероссийская Арктика
Денис Ивановский
19 Апреля, 2021, 06:37
Канадский арктический флот и парламентские дебаты
Фото: REUTERS / NASA / Michael Studinger / Handout / File Photo


Канада завоёвывает Арктику

Канада завершила финальную стадию испытаний патрульного корабля, который стал первым судном зарождающегося арктического флота страны. Об этом отчитался командующий Армией Канады генерал-лейтенант Уэйн Эйр. Кроме того, он определил два ключевых вопроса, которых Канаде предстоит решить в ближайшем будущем – это изменение климата и китайская «экспансия».

Уэйн Эйр уверил, что Канада активно работает над укреплением обороноспособности в Арктике, в том числе расширяет морской флот. Ранее в конце марта глава канадской армии направил всему составу вооружённых сил сообщение, в котором освещались основные проблемы военного строительства в Арктике. Тогда речь шла про модернизацию систем аэрокосмического наблюдения за Севером совместно с США и борьбу с последствиями пандемии коронавируса.

В феврале первый морской патрульный корабль HMCS Harry DeWolf вышел в воды Арктики для проведения испытаний. Корабль станет первым из шести судов арктического флота страны. Уже в августе этого года его отправят на выполнение реальной арктической миссии. 

Оттава считает, что введение в строй всех шести кораблей данного класса позволит ей взять под полный контроль Северо-Западный проход. 

«Мы не должны недооценивать угрозу эксплуатации ресурсов Арктики, в частности, Китаем. У Пекина ненасытный аппетит, и он не остановится ни перед чем, чтобы прокормить себя», – заявил на прошедшей конференции в честь запуска испытаний корабля заместитель министра обороны Канады Джоди Томас.

Канадский чиновник также выразил обеспокоенность по поводу действий России в Арктике, в том числе в вопросах строительства военных баз и новых полярных ледоколов.

Напомним, что в декабре 2020 года правительство Канады, ссылаясь на соображения национальной безопасности, отказало китайской государственной корпорации в покупке золотого рудника в заливе Хоуп на севере Канады.

Заметное движение по укреплению своего военного присутствия в Арктики были сделаны Канадой десять лет назад при правительства Консервативной партии во главе с премьер-министром Стивеном Харпером. При нём была запущена программа по развитию патрульного флота в Арктике, дан старт строительству военно-морского порта на севере страны, были составлены планы по строительству ледоколов полярного класса. В качестве причины активного вторжения в Арктику тогда являлись только ресурсы этого региона.



Учёные прибывшие HMCS Harry DeWolfна проводят исследования льда HMCS Harry DeWolf. Фото: Министерство обороны Канады


Помимо военной сферы Оттава пытается развивать и гражданскую инфраструктуру в Арктике. Федеральное правительство Канады выделило 7,6 млн долларов на финансирование трёх проектов в области ветровой энергии в Нунавуте.

Ожидается, что новая электросистема будет генерировать 4 миллиона киловатт-часов энергии в год, которые заменят половину используемого для производства электроэнергии дизельного топлива. Полный ввод ветряков в эксплуатацию запланирован на осень 2023 года.

Кроме того, в ближайший год правительство Канады составит карту потребления электроэнергии на северных территориях, которая поможет выявить слабые места в арктической инфраструктуре. 


Международная парламентская конференция по Арктике

Вопросы изменения климата оказались в центре внимания 14-й парламентской конференции по Арктике, в которой приняли участие сенаторы России, Канады, США и Европейского союза. В этом году мероприятие прошло в смешанном формате: встретившись очно, парламентарии в онлайн-формате общались с представителями коренных народов Арктики.

Арктическая конференция состоялось 13-14 апреля в норвежском Тромсё. Повесткой традиционно стали вопросы изменения климата, экологии и жизни малочисленных коренных народов в Арктике. К участию в круглых столах были приглашены представители региональных арктических организаций, а также парламентарии Италии, Испании, Германии. Так, организаторы пытаются популяризировать вопросы арктического развития.

Парламентарии определили ключевые направления, которые зададут вектор работы как для региональных организаций малочисленных народов, так и для самого Арктического Совета.



Эйрик Сивертсен, глава парламентской делегации по кооперации в Арктике. Фото: Парламент Норвегии


Первый вектор связан с вопросами изменения климата в Арктике. И здесь участники конференции сделали упор на контроль за соблюдением существующих международных договоров. Парламентарии призвали взять на контроль исполнение Парижского соглашение 2015 года, а также разобраться с конвенциями, которые регулируют использование загрязняющих веществ при добыче полезных ископаемых и проходе морских судов. 

Вторым вектором обсуждений стала общественная безопасность и развитие социальной инфраструктуры в арктических населённых пунктах. Свою слабость эта система показала во время пандемии, и арктические страны очень надеется на Россию, которая во время своего председательства в Арктическом Совете будет активно педалировать эту тему.

Наконец, третьим большим вопросом в повестке значилось экономическое развитие. Здесь парламентарии решили проработать вопросы взаимодействия финансовых институтов с властями арктических регионов, обсудили возможность распространения зелёной энергетики в Арктике.

Все принятые решения, в первую очередь, попадут в Арктический Совет, где уже будут предметно обсуждаться.

далее в рубрике