Ледокольные амбиции Китая

Транспорт и логистика
Владимир Ераносян
23 Апреля, 2021, 06:26
Ледокольные амбиции Китая
Фото: Xinhua

Фиаско в Анкоридже

Мартовский скандал в Анкоридже на Аляске, где китайский министр иностранных дел Ван И буквально осадил государственного секретаря США Энтони Блинкена за его неприемлемый менторский и поучительный тон в отношении Китайской Народной Республики, показательно обнажил непримиримые противоречия Китая и США. 

А ведь американцы, пригласившие китайскую делегацию именно на Аляску, изначально пытались наладить мосты, сепаратно настроив Китай против России. Неслучайно для встречи на столь высоком уровне была выбрана именно Аляска. Ведь не секрет, что Китай активизировал свои усилия по освоению этого региона. И госдеп прощупывал Китай на предмет объединения усилий в вопросах свободы судоходства против России. 

Предпосылки  заинтересованности Китая в сепаратной сделке с Соединенными Штатами, казалось бы, очевидно вырисовывались и вселяли Госдепу США уверенность в успехе. Во-первых, Китай наращивает свой ледокольный флот, чтобы не прибегать к услугам ледокольного флота России, осуществляя крупнотоннажные перевозки по Северному морскому пути. Во-вторых, китайский исследовательский институт, естественно, с подачи официального Пекина, планировал приобрести или взять в аренду для наблюдательных полетов над Арктикой авиабазу в финской Лапландии. 

Проект хоть и был заблокирован финскими вооруженными силами из-за близости к объекту стратегически важного полигона, но сам факт готовности Китая выложить 40 миллионов евро за небольшую базу со взлетно-посадочной полосой в городе Кемиярви весьма интересен. КНР предполагал использовать для изучения Арктики свои тяжелые реактивные самолеты. Это подразумевало удлинение взлетно-посадочной полосы. 

То есть впоследствии Национально-освободительная армия Китая НОАК теоретически могла иметь собственный военный аэродром хоть и в нейтральной стране, но политически тяготеющей к НАТО и предоставляющей свои ВМБ и аэродромы военным структурам Северо-Атлантического блока. 

Также нужно учесть, что база в Кемиярви находится в ста километрах от границы с Россией. Примечательно, но китайцы, предлагая финнам сделку, заявили, что заинтересованы в полетах не только вокруг полюса, но и над Северо-Восточным проходом (так иногда называют Северный морской путь), который в нашем законодательстве обозначен исключительно как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».

Однако, на Аляске все пошло не так. Американцы вели себя слишком нагло. И Ван И громогласно заявил, что Вашингтон нарушает протокол. Похоже, Китай не видит в американцах надежного партнера в Арктике. И после фиаско в Анкоридже решает идти своим проторенным путем. 


Bahnfrend / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0

Второй бросок «Снежного дракона»

Глядя на арктические амбиции Китая, стоит отдельно упомянуть о ледокольной программе Поднебесной. В отличие от ледокольной программы США, озвученной канувшим в политическую паузу после сомнительной победы Джо Байдена Дональдом Трампом, предполагавшей строительство нового ледокольного флота США до 2029 года, Пекин мало говорит, но делает. 

10 сентября 2018 года Китайская ассоциация судовладельцев сообщила о спуске на воду первого ледокола собственного производства, нареченного Xuelong 2 (Снежный дракон). До этого у КНР было лишь одно судно ледового класса Xuelong (Сюэлун), построенное в 1993 г. на Херсонском судостроительном заводе и купленное в 1994 г. Китаем за бесценок, как и недостроенный тяжелый авианесущий крейсер «Варяг», ставший впоследствии китайским авианосцем «Ляонин».

Китайцы построили собственное ледокольное судно на судоверфи Цзяннань, расположенной на острове Чансин в Шанхае в рекордные сроки — всего за два года.  Тут нужно отметить, что положительную роль сыграла здесь кооперация с финнами — ледокол Xuelong 2 стоимостью 153 миллиона долларов США был разработан при содействии финской Aker Arctic. Китайские конструкторы Морского НИИ уже проектируют ледокол следующего поколения, который сможет ломать лед толщиной около 3 метров и выдерживать температуры до –45 по Цельсию.


Справка: Длина корпуса Xuelong-2 – 122,5 метра , ширина – 22,3 метра (первое ледокольное судно Китая, построенное в Херсоне, имело в длину 166,4 м, в ширину 22,9 м). Водоизмещение второго «Снежного дракона» — 13 990 тонн (водоизмещение первого «Снежного дракона» составляло 21 тысячу тонн). Новый корабль имеет возможность преодоления льда толщиной 1,5 метров при движении как носом, так и кормой (первый «Снежный дракон» фрезерует лед толщиной в 80 см). Автономность плавания Xuelong-2 составляет  60 суток. Экипаж —  90 человек. Двигательная система — дизель-электрическая с двумя 16-цилиндровыми и двумя 12-цилиндровыми двигателями.  Скорость в открытой воде — до 15 узлов.  Скорость при колке льда —3 узла.  Корабль оснащен современным оборудованием для океанографической съемки и мониторинга, позволяющим проводить исследования по полярному ледовому покрытию, атмосферным параметрам и экологическим условиям, проводить исследования морского дна и биологических ресурсов.


Фото: Полярный НИИ Китая

Военный аспект и героическая веха

Китай не оставляет усилий и по строительству патрульных ледоколов для нужд НОАК — в декабре 2015 года ВМФ Китая заказал головной корабль нового класса ледоколов типа 272 Hai Bing 722, а в марте 2016 года Hai Bing 723. Предполагается, что оба военных ледокола войдут в состав Северного флота Китая для  патрулирования Бохайского моря и охраны портов и атомной подводной верфи в Хулудао. 

Однако, зачем в Хулудао ледоколы, не совсем понятно. Там вовсе нет льда! Скорее всего, такие заявления делаются для отвода глаз. Корабли ледового класса Китай планирует использовать именно в Арктике — Китай серьезно заинтересован в присутствии в регионе вечной мерзлоты, и это желание Поднебесной  связано не только с транспортировкой грузов в Европу, но и с разработкой месторождений углеводородов на арктическом шельфе.

Описывая китайскую ледокольную программу, нельзя не вспомнить, что первым китайским судном, совершившим поход по Северному морскому пути из китайского Циндао в Исландию, стал ледокол Xue Long. В 2012 году китайскому научному судну удалось пройти  по «северо-восточному маршруту» 2894 морских миль. Масштабная китайская экспедиция в Арктику длилась 90 дней. На борту китайского ледокола находилось 120 человек. Однако, стоит отметить, что в наиболее труднопроходимых льдах поддержку китайскому судну оказывал наш атомный ледокол «Вайгач».

Китайский ледокол имеет в своей летописи героическую веху — спасение российского судна «Академик Шокальский», принадлежащее Дальневосточному научно-исследовательскому гидрометеорологическому институту.  В декабре 2013 года наше судно было заблокировано льдом в Антарктиде.

 Получив от него сигнал бедствия, ледокол Xue Long принял участие в спасательной операции, пробив проход к застрявшему во льдах российскому судну и приблизившись к нему на расстояние 20 километров. Большая толщина льдов не позволила китайскому ледоколу пробить путь к терпящему бедствие «Академику Шокальскому» полностью. Через пять дней после начала спасательной операции было  принято решение провести эвакуацию людей с помощью корабельного вертолёта с ледокола Xuelong. 


138581294_15746447461601n.jpg

Фото: Xinhua

Когда появится третий дракон

Второй «Снежный Дракон» укрепил позиции Китая в продвижении стратегии «Ледового шелкового пути». Но Китай не останавливается на достигнутом, понимая, что существенно уступает России в возможностях ледокольного флота. Вот почему КНР планирует заложить в течение ближайших двух лет третьего Снежного дракона. Речь идет об атомоходе мощностью до 50 МВт (два реактора). Тендер на строительство был размещен на сайте китайской Национальной атомной корпорации CNNC два с половиной года назад. Заказчиком же выступило совместное предприятие, созданное CNNP и Shanghai Electric — Maritime Nuclear Power Development. 

Предполагается, что по водоизмещению он превзойдет и первого и второго «драконов», оно составит 33 тыс. тонн, что его длина будет равна 152 метра, и что  он сможет ходить на скорости 11,5 узлов. Третий «Снежный дракон» будет целиком ориентирован на работу в Арктике. 

Невзирая на дороговизну проекта, Китай не скупится на расходы.Поднебесная надеется окупить расходы на строительство третьего «Снежного дракона» сторицей, не сомневаясь, что он обеспечит логистику для экспорта и импорта в Европу по Северному морскому пути без привлечения российских атомоходов, что существенно сократит расходы Пекина. У Пекина есть и еще один план — «Новый шелковый путь» — логистическая ветка в обход России, в которой «Снежному дракону 3» уготована роль проводника. 

Однако, от проекта «Ледовый шелковый путь», или «Полярный шелковый путь», Китай не отказывается. Инфраструктура и проверенный фарватер исключают большинство рисков, которые могут ожидать крупнотоннажные китайские суда на неизвестных маршрутах. И так как интенсивное судоходство по Северному морскому пути не за горами, очевидно, что порты по маршруту следования с сервисным обслуживанием, логистическими хабами и железнодорожными магистралями перевесят пустынные необорудованные участки. И ожидания России совпадут с китайской выгодой. 

К слову, Китай уже присматривается к пяти портам на арктическом шельфе России, где он планирует основать опорные точки (Мурманск, Сабетта, Архангельск, Тикси и Уэлен). Стоимость фрахта судов-перевозчиков грузов через «Ледовый шелковый путь» по сравнению с традиционным маршрутом через Суэц  для Китая существенно ниже (на 27,7%). Наличие своих ледоколов класса «Снежного дракона 3» позволит Китаю при отправке караванов не зависеть от «Росатомфлота», что также не будет бить по карману. В любом случае, сам факт развития ледокольной программы КНР говорит о том, что Китай в Арктику верит. А в случае интенсивного грузооборота Россия в любом случае в накладе не останется. При большой интенсивности перемещения грузов одного атомохода маловато будет. 


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике