Ледокольный бартер Вашингтона

Транспорт и логистика
Владимир Ераносян
13 Июня, 2021, 06:16
Ледокольный бартер Вашингтона
Финский ледокол Polaris. Фото: Eduard47 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0


Кабала или выгода Финляндии

Свернув на неопределенное время свою ледокольную программу, рассчитанную до 2029 года, Соединенные Штаты, похоже, не отказались от ледоколов. Теперь строить 10 новых ледоколов американцы, похоже, не собираются. Придумана новая схема преодоления отставания от России, имеющей самый мощный ледокольный флот.

 Не заложив ни одного ледокола на своих верфях, Соединенные Штаты намерены брать их в аренду у Финляндии. Причем предполагается весьма занимательный бартер: платить за аренду Вашингтон намерен истребителями. Неспроста эти планы было дано озвучить адмиралу Карлу Лео Шульцу, коменданту Береговой охраны США, который в прошлом году подписал ставший сенсацией документ о привлечении катеров БОХР к выполнению задач ВМС США и Корпуса морской пехоты по охране акваторий портов не только вблизи границ США, но и в любой точке мирового океана, включая Арктику.

В этой связи стоит отметить, что и финны устами  вице-президента судостроительного предприятия Rauma Marine Constructions, специализирующегося на строительстве и модернизации паромов и ледокольных судов, Антти Мюллюкангаса, заявили, что  ледокольный флот Финляндии будет обновлен именно после 2029 года. Что может означать такая синхронизация дат и программ? Скорее всего, сделка Вашингтона и Хельсинки готовилась заранее.

Финляндия сегодня оперирует восемью ледоколами и одним буксиром ледового класса. В составе береговой охраны США всего два ледокола: Polar Star (Полярная звезда) и Polar Sea (Полярное море). Назначенный ресурс в тридцать лет они выходили очень давно, учитывая, что построены во второй половине 70-ых годов. К тому же, после аварии главной энергетической установки в 2011 году Polar Sea встал на прикол и какое-то время являлся естественным источником запчастей для Polar Star. С 2000 года главным вездеходом Береговой охраны США служит ледокол Healy водоизмещением 16 тысяч тонн и ледопроходимостью 1,6 метра. 

 На фоне активизации Вашингтона в вопросах освоения Арктики и претензий к России по поводу «единоличного владения в ущерб свободы судоходства» Северным морским путем, привлечение финских ледоколов для проводки судов в водах Северного Ледовитого океана выглядит неприкрытым стремлением Вашингтона навязать новую игру именно сейчас, в период председательства России в Арктическом Совете. Однако, учитывая, что проводка судов иностранными ледоколами по трассе Севморпути без согласования с Россией все равно невозможна, цели, которых добивается Вашингтон могут быть и скрытыми...


Финский ледокол Nordica. Фото: Cornelia Klier / Wikimedia Commons /CC BY-SA 3.0


Скрытые цели американского ВПК

Канадские патрульные ледоколы продление навигации и расширение судоходства в восточном секторе Арктики для США, безусловно, не обеспечат. К тому же, у Канады всего два боевых ледокола в составе флота и два на стапелях в Галифаксе. 

Имея водоизмещение 6440 тонн, канадский ледокол может преодолевать лёд толщиной всего в один метр на скорости в три узла. В приполюсном районе Аляски и в море Бофорта лежат старые льды (двухлетние и многолетние). Соединенным Штатам нужны ледоколы помощнее. А к России, по понятным причинам, Вашингтон обращаться не станет.

Наличие на канадских ледоколах специального оборудования исключительно военного назначения не позволит им претендовать и на проводки грузов по Севморпути. Их туда никто не допустит хотя бы по причине того, что они способны собирать и передавать разведывательную информацию, а также поддерживать защищенную связь с ударными кораблями ВМС США, ставить виды радиопомех, обеспечивать целеуказание. Кстати, цена такой начинки на патрульном ледоколе может достигать 30 и более процентов от стоимости корабля.

С финнами дело обстоит проще. У них суда гражданские. И американцы хотят этим воспользоваться. Естественно, исключительно в своих интересах. 

А интерес здесь чисто коммерческий. ВПК Соединенных Штатов просто перераспределил статьи бюджета. Деньги, которые лоббисты военно-промышленных корпораций требовали для закладки десяти новых ледоколов, теперь пойдут авиастроительным компаниям. Ведь финские ледоколы хотят фактически арендовать или построить для США по бартеру. 

Если для России вывод на трассы Севморпути современных ледоколов диктуют интересы поддержания круглогодичной навигации как инструмента развития экономики, то для американцев ледокольная программа, пусть даже с привлечением сателлитов, становится фактически навязыванием покупки американского вооружения. 

Действовал Вашингтон загодя. Еще в 2015 году произошла занимательная встреча на Аляске главы МИДа Финляндии Т. Сойни и его коллеги из США Д. Керри, после чего тогдашний американский президент Барак Обама предложил ускорить сроки приобретения и строительство новых ледоколов для береговой охраны в Арктике. Он выразил обеспокоенность, что США отстает от России как в разведке и добыче ресурсов, так и освоении Северного морского пути.


Фото: Benjamin Horn / Wikimedia Commons / CC BY 3.0

Времени с тех пор прошло немало. После этого была и бравада Дональда Трампа по поводу того, что США построят ледоколы, и встреча президента Финляндии Саули Ниинисте и президента США Дональда Трампа, на которой были продемонстрированы «финские ноу-хау в области ледоколов». Была и разработка новой стратегии ВМС США, где береговая охрана БОХР стала рассматриваться как одна из трех сил контроля над мировым океаном. Словом, устремления США взоров в сторону Хельсинки не изменились. Верфи Финляндии и тогда, и сейчас рассматриваются для строительства новых ледоколов по заказу США.

Финляндии, конечно, выгодно продавать или сдавать в аренду США свои ледоколы. В этом смысле финны ведут себя весьма прагматично, сотрудничая в ледокольной сфере и с ненавистным для Вашингтона Китаем. 

Но самое интересное в новой кооперации Вашингтона и Хельсинки кроется в самой сути сделки, которая более всего выгодна американским фирмам Boeing и Lockheed Martin. Ведь от того, как скоро Финляндия закупит новые истребителей для финских ВВС, зависит, возьмут ли США в аренду финские ледоколы. 

Известно, что Финляндия рассматривает приобретение у США истребителей Boeing F/A-18 Super Hornet или Lockheed Martin F-35. Однако, у ВПК США неожиданно появились конкуренты. Французы предлагают финнам Dassault Rafale, а шведы свой Saab Gripen. Финны хитрят. Они направили производителям через правительства этих стран приглашения к участию в тендере на поставку летательных аппаратов для национальных ВВС, по условиям которого новые истребители должны прибыть в Финляндию в 2025-2030 годах. 


Финны не спешат

Не мудрствуя лукаво, американцы придумали весьма интересную схему обхода конкуренции. Предложив финнам постройку своих ледоколов на их верфях, они могут убить двух зайцев: продать свои истребители, а за эти деньги построить или взять в аренду ледоколы. 

Этим планам более всего могут помешать шведы,  у которых с финнами особые отношения в рамках двустороннего Альянса (Финляндия и Швеция по-прежнему считаются нейтральными странами, не входящими в НАТО). Свою роль в заключении подобной сделки может сыграть и Россия, имеющая определенные рычаги влияния на Хельсинки. 

Невзирая на абсолютную ледокольную доминанту России в Арктике, Москва прекрасно осознает, что Финляндия, пожалуй, является единственной страной, способной быстро проектировать и строить ледоколы. Дело в том, что «ледокольная кооперация» с Хельсинки существует со времен СССР. Доля финского участия в строительстве мирового ледокольного флота составляет более 60%.


Фото: Tuomas Romu / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0

В  2016 году в море вышел первый в мире ледокол на сжиженном природном газе Polaris финского производства. По словам менеджера по коммуникациям компании Arctia Ээро Хокканена, финны хотят сотрудничать с Россией, Норвегией и Данией и другими странами в вопросах проводки судов по СМП. О США он не обмолвился…

Речь идет, в том числе, о развитии арктического туризма, о ледовой разведке, проведении работ по прокладке кабелей, шельфовых операций, а также спасательных работ, устранении разливов топлива и углеводородов. Это может означать только одно — финны умеют считать. 

От бартерной сделки с Вашингтоном за свои корабли живых денег Хельсинки не получит. А сотрудничая с Россией, финны могут заработать. К примеру,  финская компания Aker Arctic участвует не только в ледокольной программе. В настоящий момент в серии проектирования находятся 15 газовозов, а ключевыми партнерами компании в России являются «Ямал СПГ», «Газпром», Новатэк и Росатомфлот. 

Санкции не помешали финнам обшивать трубы газопровода «Северный Поток-2» бетоном. Поэтому те три тысячи компаний Финляндии, что связаны с морскими технологиями и суммарный оборот которых, по данным Business Finland, составляет порядка 13 млрд евро, скорее всего, будут ждать более выгодного предложения. А оно может поступить из Москвы, а вовсе не из Вашингтона.


***
Владимир Ераносян, специально для GoArctic
далее в рубрике