Нидерланды доказывают свою незаменимость в Арктике

Нероссийская Арктика Экология
Владимир Ераносян
3 Сентября, 2021 | 05:38
Нидерланды доказывают свою незаменимость в Арктике
Фото: Kian Lem / Unsplash


Голландский путь в Арктику

Нидерланды, являясь государством-наблюдателем Арктического совета (АС), обеспечивают себе доступ к разработке открытых и потенциальных месторождений арктического шельфа двумя преимуществами. Во-первых, это морская держава, которая играет важную роль в судоходстве. А во-вторых, у Голландии богатый опыт в добыче и экспорте углеводородов. 

Эта маленькая страна входит в десятку крупнейших экспортёров газа в мире, и тот факт, что на Голландию в свое время буквально пролился золотой дождь нефтяных доходов, который оказал глубокое влияние на её экономическое развитие, во многом определил голландские приоритеты и аппетиты. 

Высокие нефтяные доходы стимулировали инвестиции в добычу углеводородов, остальные сферы экономики снабжались по остаточному принципу. Этот негативный экономический эффект даже получил название «голландской болезни». 

Но сегодня перед страной маячит перспектива истощения углеводородных запасов. Голландия все еще является крупным экспортёром газа, но две трети месторождений уже выработаны. Вот почему голландские инвесторы обратили внимание на оффшорную добычу углеводородов. Голландцы, в отличие от других стран-наблюдателей АС с не меньшими амбициями, имеют для этого промышленные возможности и обладают технологиями глубоководного бурения, которые легко адаптируются к арктическим условиям. 


daria-from-taskarmy-nl-QwBpR7ca2pA-unsplash.jpg

Фото: Daria, TaskArmy.nl / Unsplash


Таяние льдов грозит Голландии затоплением

Кроме того, в Арктике, которой предрекают стремительное таяние льдов, может пригодиться и опыт Голландии по осушению больших территорий, строительству дамб и плотин. Как известно, четверть территории страны лежит ниже уровня моря на 5—7 м, а седьмая часть суши находится на высоте в 1 метр. Отвоёвывать землю у моря голландцы привыкли. Их польдеры — осушенные территории у побережья — это реальное ноу-хау современной мелиорации непригодных, на первый взгляд, к возделыванию сельскохозяйственных культур земель. 

Часть побережья Голландии опоясана песчаными дюнами, укрывающими от моря, но песок развеивается под воздействием ветра. Укрепление естественных препятствий от приливов, таких как дамбы и плотины, возведенные на реках и побережье — жизнь голландцев, сопряженная с постоянной борьбой со стихией. Даже название столицы страны Амстердам означает в переводе «плотина на реке Амстел». Общая протяжённость непрерывной цепи дамб и укреплённых дюн в Голландии составляет 3000 км. Сегодня по распоряжению департамента по защите от наводнений  «Ватерсхап» их строят из железобетонных и стальных конструкций. 

Есть у  Нидерландов и опыт демонтажа отслуживших свой срок нефтяных и газовых платформ в Северном море. Он также может быть использован в Арктике.  Неслучайно Нидерланды разработали собственную полярную программу. Полярный институт Виллема Баренца (The Willem Barentz Polar Institute) располагается в университете Гронингена. Арктический центр Гронингена представляет интересы Нидерландов в Совете Международного Арктического научного комитета и в рабочих группах Арктического совета. 

Именно этот центр управляет проведением научно-исследовательских работ на постоянной научной станции Нидерландов на архипелаге Шпицберген. Правда, нидерландская научно-исследовательская станция функционирует только в тёплое время года. 

Научные организации и университеты Нидерландов участвуют в программах, финансируемых ЕС. В рамках этих программ голландцы занимаются развитием и оптимизацией инфраструктуры для глобального наблюдения за изменениями климата в Арктике. Климат и борьба со стихией — конек голландцев, и, похоже, в Арктике без них в среднесрочной перспективе действительно не обойтись.



Нидерландская полярная станция, Шпицберген. Фото: eu-interact.org


Так ли незаменимы голландцы?

Кроме того, голландцы преуспели в вопросах конструирования, производства и эксплуатации судов с низкой эмиссией парниковых газов. При этом надо понимать, что арктические условия все же сильно отличаются от условий Северного моря, и научные исследования и конструкторские работы Голландии с целью адаптации имеющихся у них технологий к арктическим широтам в большей степени являются попыткой Нидерландов доказать постоянным членам АС свою незаменимость. 

Для поддержания такого реноме Нидерландская научная организация IMARES Wageningen UR предлагает принципиально новые морские технологии экологически чистой добычи нефти и газа с морского шельфа, технологии очистки моря и морского побережья от разливов нефти. 

В любом случае, обеспокоенность Нидерландов наблюдаемым учёными таянием арктических льдов объяснима, так как потепление климата и перспектива затопления прибрежных территорий для этой страны могут стать критичными, ведь значительная часть ее территории находится ниже уровня мирового океана. 

Так что голландцы не лукавят, уделяя такое внимание изучению климатических изменений в Арктике. Для них добыча углеводородов и перспективы эксплуатации газонефтяных месторождений в арктической зоне — вопрос второго уровня, хотя и весьма важный. Голландцы уверены, что добыча нефти и природного газа вблизи Северного полюса —вопрос времени. Делая такой прогноз, Амстердам призывает мир к такой добыче углеводородных ресурсов, которая не нанесет ущерба окружающей среде. 


anoek-folkertsma-CW6XBUa3c3A-unsplash.jpg

 Фото: Anoek Folkertsma / Unsplash


«Шелл» и Королевство Нидерланды

И вот здесь голландцы предлагают разработать международные правила, которые регулируют разработку арктических углеводородных месторождений. А кооперируются голландцы в этом вопросе с норвежцами.  Кстати, официальный Осло намекает королевству Нидерланды, что его могут допустить к разработке месторождений в норвежском секторе Баренцева моря. 

26 нидерландских компаний принимали участие в выставке в норвежской нефтяной столице — Ставангере. Норвежская компания Statoil сотрудничает с Нидерландской ассоциацией IRO, объединяющей поставщиков нефтегазовых компаний этой страны. Здесь норвежцы словно привлекают Голландию к будущим разногласиям с Россией. 

Однако, голландцы пытались навести мосты и с «Газпромом»:  к примеру, компания «Газиню» (Gasinue), владеющая газопроводящей сетью длиной в 12 тысяч км в королевстве и 3 тысячи км в ФРГ, выражала желание наладить контакт с «Газпромом». Она хотела  принять участие в осуществлении совместного проекта по освоению  российской части арктического шельфа. Правда, сотрудничество было заморожено из-за санкций Запада. 

Занимающая третье место в мире по размерам товарооборота транснациональная компания Royal Dutch Shell, которая ведет добычу углеводородов в 70 странах мира,  имеет нидерландскую долю. Она так же проявляет интерес к арктическим месторождениям и даже  приобрела лицензии на бурение в Чукотском море и море Баффина. 

На сегодня известно, что поиски нефти в этих секторах Арктики не привели к положительным результатам, не взирая на глубоководное бурение. Одно найденное месторождение нефти в 60 км от побережья Аляски не компенсировало затраты в 7 миллиардов долларов. В этой связи стоит отметить, что Нидерланды как ни одна страна мира, являются для АС желанной страной еще по причине того, что ее рассматривают как проводника инвестиций в Арктику. Не говоря уже об интересе, связанном с  применением в Арктическом регионе технологий глубоководного бурения Голландии. 


danny-de-groot-uT94QTRNUoA-unsplash.jpg

Порт Амстердама. Фото: Danny de Groot / Unsplash


Заполучит ли Голландия ледокол?

Заинтересованность Нидерландов в загрузке своих  морских портов и в освоении новых морских северных маршрутов также очевидна. Эти маршруты повысят грузооборот Роттердама и Амстердама, которые превратятся в центральные хабы арктического транзита в Европу. Вот почему Нидерланды не выступают вслед за США за замораживание эксплуатации Северного морского пути. Что касается ледокольного флота, то его у Голландии нет. 

Однако, тот факт, что на голландских верфях уже построено четыре фрегата типа «Де Зевен Провинсиен» (наиболее современный класс боевых кораблей ВМС Нидерландов водоизмещением 6000 тонн), говорит о том, что военное кораблестроение Голландии находится на высоком уровне. А скооперировавшись с норвежцами, голландцы способны заложить на своих вервях и собственный патрульный ледокол, похожий на норвежский «Свальбард» водоизмещением 6300 тонн. 

Одним из главных посылов Амстердама является государственный подход к освоению арктических ресурсов: не стоит доверять транснациональным нефтяным компаниям, вряд ли они будут достаточно осторожны к окружающей среде, думая лишь о прибыли. Похоже, отношения короны и компании «Шелл» не настолько безоблачные. Все таки ТНК — это наднациональная структура, и ее политика не зависит от политики одного государства, тем более маленькой Голландии.


***
Владимир Ераносян, специально для GoArctic
далее в рубрике