Новый доклад Арктического Совета о судоходстве и подготовка военных США на Крайнем Севере

Энергетика Экология Вооруженные силы
Денис Ивановский
2 Ноября, 2020 | 06:23
Новый доклад Арктического Совета о судоходстве и подготовка военных США на Крайнем Севере
Фото: Наталия Шелохаева, GeoPhoto

 

Развитие судоходства в Арктике приводит к экологической катастрофе

Согласно новому отчёту Рабочей группы по защите арктической морской среды при Арктическом Совете, потребление топлива судами, курсирующими в водах Арктики, за последние годы выросло на 82%.

В отчёте представлен анализ потребления топлива морскими судами в водах североамериканской и российской Арктики выше 60 градусов северной широты. При этом в исследовании не брали в расчёт воды Исландии и части Норвежского и Баренцева морей в европейской Арктике. Главный итог представленного доклада – большинство судов, как рыболовных, так и грузовых, используют дистиллятный судовой мазут, потребление которого на Крайнем Севере увеличивается из года в год.

Кроме того, доклад актуализировал данные по судоходству в арктических водах, представленные в первой половине 2020 года. Напомним, за последние пять лет количество судов в Арктике увеличилось на четверть при одновременном увеличении совокупного расстояния, которое проходят суда за год, более чем на 70 процентов.

Около десяти процентов судов в Арктике используют тяжёлое жидкое «бункерное» топливо – густое вязкое остаточное топливо, которое производит большое количество сажи, твёрдых частиц и чёрного углерода.

Использование тяжёлого топлива в Арктике всяческими способами пытаются ограничить, поскольку, в случае его разлива, избавиться от всех последствий чрезвычайно сложно. В 2020 году это показали инциденты на Маврикии, а также на российском Крайнем Севере.

 

Фото: Sean Kilpatrick, The Canadian Press

 

Тяжёлое топливо запрещено на судах, плавающих в водах Антарктики, с 2011 года. Ряд экологических организаций и групп коренных народов лоббируют запрет использования мазута в Арктике через Международную морскую организацию (ММО) и Арктический Совет. Подкомитет ММО по предотвращению и реагированию на загрязнение согласовал в феврале 2020 года проект документа по запрету на использование мазута в Арктике с 1 июля 2024 года, но с некоторыми разрешёнными исключениями, в том числе для судов под флагом арктических прибрежных государств.

Экологические группы, выступающие за глобальный запрет использования тяжёлого топлива на судах, осудили предложенный рабочей группой Международной морской организации документ. Они утверждают, что, согласно проекту ММО, исключения позволят 74 процентам судов, работающих на тяжёлом мазуте, продолжать его использовать в Арктике до середины 2029 года.

Эти опасения усиливаются на фоне увеличения судоходства в Арктике, которое и без того негативно влияет на экосистему Крайнего Севера.

 

Американцы готовятся воевать в Арктике

Армия США постепенно изменяет модель подготовки личного состава. Всё больше тренировок проводится в арктических условиях на Аляске. Для подготовки военных в американском штате был учреждён центр подготовки армии США.

Поскольку Арктика в последние годы стала регионом повышенного интереса, американская армия совершила «значительный рывок» в подготовке техники и личного состава к работе в условиях Заполярья, передаёт генерал-майор Питер Андрисиак, командующий армией США на Аляске.

До полной боевой готовности в Арктике американским вооружённым силам ещё очень далеко. Большинство подразделений, которые ранее направлялись на подготовку на Аляску, десять лет назад были передислоцированы на юг – приоритетный для интересов США регион.

 

Фото: Sgt. Brianna Gaudi, U.S Marine Corps

 

В течение нескольких десятилетий Вашингтон уменьшал долю личного состава вооружённых сил, который проходил боевую подготовку в условиях Крайнего Севера, что сказалось на нынешней неспособности военных работать в арктических условиях. В последние годы к военному руководству пришло осознание того, что процесс подготовки необходимо переориентировать с юга на север.

По словам командующего армией США на Аляске, американские вооружённые силы осознали необходимость приспособления к арктическим условиям и движутся к собственной арктической стратегии штата. Это позволит выявить и устранить бреши американской военной подготовки – как на тактическом, так и на нормативно-правовом уровнях. Уже сейчас боевая группа армии США, вернувшись из Ирака и Сирии, готовится к отправке на Аляску.

В настоящее время Вашингтон дорабатывает принятую в прошлом году Арктическую стратегию, где хочет уделить больше внимания именно военной составляющей. Всё чаще военное руководство навещает арктические регионы. Так, в июле этого года секретарь военно-воздушных сил США Барбара Барретт совершила поездку по штату Аляска всего за несколько недель до обнародования первой арктической стратегии ВВС США в арктическом регионе. В начале сентября министр военно-морских сил США Кеннет Брейтуэйт также посетил Аляску, что стало его первым визитом с тех пор, как он был назначен должность в мае 2020 года.

Упор в рамках арктической подготовки армии сделан именно на авиацию. Управление ВВС США на Аляске обслуживает большинство сил в регионе, которые состоят из истребителей, заправщиков, самолётов-разведчиков, систем мониторинга и контроля воздушного пространства.

далее в рубрике