Сейчас в Архангельске

19:31 -4 ˚С Погода
18+

Окажется ли «Колумбия» под арктическим льдом?

Более всего в адмиральских проектах США по наращиванию сил и ударной мощи флота бросается в глаза обоснование необходимости замены атомных подводных субмарин типа «Огайо» на стратегические субмарины типа «Колумбия»

Вооруженные силы США в Арктике
Владимир Ераносян
19 февраля, 2021 | 10:10

Окажется ли «Колумбия» под арктическим льдом?
Фото: Павел Львов / РИА Новости

«Астьют» или «Ясень» — заочное противостояние

Несмотря на заявление английского главы оборонного ведомства Бена Уильямса о том, что английские подводные лодки скоро начнут бороздить просторы Арктики намного интенсивнее, чем прежде, а Норвегия может не опасаться России, так как Англия придёт ей на помощь, нужно учитывать, что у британцев атомных подводных лодок не так много. С учётом износа старых лодок, отправлять их подо льды Арктики чревато серьезными последствиями.

Наиболее современным типом подводных лодок ВМС Британии являются подводные лодки типа «Астьют» полным водоизмещением 7800 тонн, спроектированные во второй половине 1990-х годов. Они стали дальнейшим развитием подводных лодок типа «Трафальгар». По состоянию на конец 2020 года в строю находилось 4 лодки типа «Астьют». 

Три лодки проекта («Ансон», «Агамемнон» и «Азенкур») строятся, и на одну был подписан контракт. Вооружённые крылатыми ракетами «Томагавк» «Астьюты» по водоизмещению почти в два раза меньше наших «Ясеней-М» проекта 885 (построено 3, строится ещё 6) и значительно уступают им по ударной мощи. 

На подлодке проекта 885 «Ясень» размещены вертикальные ракетные шахты, в каждой из которых размещается по 4 крылатые ракеты «Оникс», «Циркон» или по 5 крылатых ракет «Калибр». Один из «Ясеней» уже находится в составе Северного флота.

Скорость крылатой ракеты является одним из главных факторов на пути к «успеху». «Томагавки», устаноленные на «Астьютах» — дозвуковые ракеты. Они способны развивать скорость до 880 км/ч. Боеголовка «Томагавка», летящая с такой невысокой скоростью, является достаточно легкой целью для систем ПВО России. Российский «Оникс» развивает 2,6 скорости Маха.


Подводная лодка типа «Астьют». Фото: ukdefencejournal.org.uk

За модернизацией «Вэнгарда» торчат уши Вашингтон

Есть у англичан и более грозные субмарины класса «Вэнгард». Именно они задействованы в американо-британской программе «Трайдент». Эта программа развертывания и эксплуатации британских сил ядерного сдерживания, а у британцев ядерное оружие размещено только на подводных лодках, предполагала вооружение лодок «Вэнгард» баллистическими ракетами «Трайдент».  

Британское правительство в прошлом году внесло в парламент законопроект, предусматривающий замену находящихся в составе флота ракетоносцев «Вэнгард» субмаринами нового поколения. Для лодок нового поколения потребуется разработать более современную ракетную систему взамен действующего комплекса Trident II D5, которая по мнению британцев устарела. 

Стоимость модернизации стратегического ядерного арсенала Великобритании составит не менее 30 миллиардов фунтов стерлингов. С целью сокращения расходов в составе ядерных сил вместо четырёх подводных ракетоносцев, каждый из которых несёт по 16 ракет, в состав флота будут введены всего три субмарины. 

На дежурстве всегда находится только одна лодка. Остальные — в запасе. Дежурная лодка имеет на борту не более восьми ракет, несущих в совокупности 40 термоядерных боеголовок. Вопрос — появится ли эта дежурная лодка в Арктике? Скорее всего, так рисковать британцы не станут, даже если их настоятельно попросит об этом Вашингтон. 

Понятно, что одна субмарина водоизмещением 15 900 тонн с предельной глубиной погружения всего в 400 метров задачи стратегического сдерживания в одиночку не решит. Но британцев уже убедили, что ракетоносцы и «Трайденты» им не помешают. Естественно, американские союзники обещают их модернизировать за британские деньги. 

Используемые на субмаринах типа «Вэнгард» гидроакустические комплексы будет модернизировать американская компания «Локхид Мартин». Роль корпораций ВПК США в нагнетании атмосферы страха и накачки амбиций британцев в том числе в Арктическом регионе проявляются ныне всё с большей отчетливостью. 


Субмарина типа «Вэнгард». Фото: Royal Navy / seaforces.org


Зачем нагнетается предвоенная истерия

При этом с подачи нового шефа Пентагона Ллойда Остина адмиралов ВМС арктический вопрос объявлен приоритетным, и Лондону в нём отводится особая роль. В частности, первыми двумя людьми, кому позвонил Остин после своего назначения, были глава НАТО Йенс Столтенберг и глава английского оборонного ведомства Бен Уильямс. 

Так или иначе, подписанное 17 декабря 2020 года соглашение об объединении усилий ВМС США, Корпуса морской пехоты и Береговой охраны США по завоеванию господства в мировом океане и обеспечению свободы судоходства напрямую касается Арктики. 

По сути, и это Соглашение, и последовавшая после него уже 18 января 2021 года, за два дня до назначения нового главы Пентагона, публикация начальником военно-морских операций адмиралом Майклом Мартином Гилдеем «Навигационного плана» стали намёком новой администрации Белого дома, что Корпорации, аффилированные с ВМС, не допустят ущемления своих интересов. Им нужно строить новые подводные лодки в противовес российским «Бореям» и «Ясеням». В ход идёт привычная демонизация России и Китая, для противодействия которым в мировом океане, естественно, нужно расширять и переоснащать флот США.  

Однако за высокопарными словами о защите национальных интересов Америки в Арктике и по всему миру угадывается вполне осязаемая коммерческая суть. Адмиралы накачивают население чуть ли не предвоенной истерией. А как иначе назвать вовлечение катеров ближней зоны Береговой охраны США в планы ВМС по завоеванию господства в мировом океане. Такая кооперация обычно становилась возможной только в период войн.  

Более всего в этих адмиральских проектах по наращиванию сил и ударной мощи флота бросается в глаза обоснование немедленной необходимости замены атомных подводных субмарин типа «Огайо» на стратегические субмарины типа «Колумбия». Между строк здесь читается явная заинтересованность в заказе на строительство лодок стоимостью 6,2 миллиардов долларов каждая корпорацией «General Dynamics» и её дочерней компанией «Electric Boat».

Тот факт, что крупные военные должности в Пентагоне, ВВС и ВМС США занимают лоббисты крупных компаний ВПК, ни для кого не секрет. В этой связи достаточно вспомнить одного из шести глав Пентагона при Дональде Трампе Патрика Шэнахэна, который не без одобрения «Боинга» критиковал программу «Локхид Мартин» по изготовлению истребителей F-35. Или покопаться в мотивах нового главы Пентагона Ллойда Джеймса Остина, чьё назначение на столь высокий пост некоторые эксперты склонны считать желанием корпорации «Рэйтеон», входящей в «большую тройку» производителей оружия посадить на это кресло своего человека. 

Пост начальника военно-морских операций, который занимает адмирал Гилдей,  считается административным, так как Майкл Гилдей не осуществляет прямого командования силами флота. На это есть боевые командующие, подотчётные генералу Остину, главе Пентагона. 

Однако начальник военно-морских операций осуществляет общий надзор над организацией ВМС и ответственен за организацию, обучение, оснащение и подготовку ВМС. Кроме того, в его компетенции входит определение настоящих и будущих потребностей ВМС в личном составе, материалах, вооружении, пунктах базирования и обслуживании, включая определение количества и качества боевых сил, времени и места дислокации, приоритетов потребностей. Вот где собака зарыта.


Рисунок подводной лодки типа «Колумбия». Фото: U.S. Navy

Потребности флота в новом вооружении и новых пунктах базирования — не эти ли два ключевых пункта отражены в документах, касающихся обоснования переоснащения ВМС и привлечения новых кораблей ВМС и катеров береговой охраны в зарубежные порты? Порты, безусловно, должны оборудоваться новыми причалами под военные нужды, которые построят аффилированные с «Дженерал Дэйнэмикс» подрядчики. А старые подводные лодки типа «Огайо», по мнению Гилдея, должны быть как можно скорее заменены новейшими атомными субмаринами типа «Колумбия». Быть может потому, что стоят лодки «Огайо» в три раза меньше, чем новые субмарины… 

Лодки типа «Колумбия» водоизмещением 20 800 тонн с 16-ю Трайдент D5 на борту — это противовес российским «Бореям» и «Бореям-М» проекта 955. Стоимость одной российской лодки составляет 23 миллиарда рублей (это 433 миллиона долларов). По ударной мощи «Бореи», оснащённые МБР «Булава» с дальностью полёта в 9300 км, не уступают ещё не построенным лодкам «Колумбия». Но строительство стратегического атомного подводного ракетоносца обходится российскому оборонному ведомству дешевле в 14 раз, чем постройка одной американской субмарины Пентагону. 

Это говорит ещё и о том, что коррупция и лоббизм, укоренившиеся в американской политике, а также погоня за прибылью корпораций ВПК стали реальной угрозой миру. Система работает так, что постоянная военная истерия стала неотъемлемой частью воздействия на администрацию президента и Конгресс. Она подогревается в СМИ и приближает общественное мнение в США к точке кипения, за которой только бездна. А в бездне уже не заработаешь. Понимают ли олигархи ВПК, что ходят по лезвию бритвы, когда говорят о неправомерности действий России в Арктике? Верится с трудом. 


***

Владимир Ераносян, капитан 1 ранга запаса, эксперт Бюро военно-политического анализа, специально для GoArctic

далее в рубрике