Планы Швеции по запуску арктических спутников и гренландское представительство в Китае

Нероссийская Арктика Технологии
Денис Ивановский
26 Октября, 2020 | 08:30
Планы Швеции по запуску арктических спутников и гренландское представительство в Китае
Фото: Pixabay

Слепые зоны Арктики

В арктических водах Гренландии в последнее время всё чаще непредвиденно стали появляться иностранные суда. И дело не в нарушении морской навигации, а в отсутствии надлежащей системы отслеживания у служб Гренландии.

С 1959 по 1991 годы Гренландия была частью Североамериканского командования воздушно-космической обороны – интегрированной сети из 63 радаров и систем связи, простирающихся на 5 тысяч километров от Западной Аляски через канадскую Арктику. В Гренландии работало четыре радара. Однако после распада Советского Союза надобность в такой инфраструктуре отпала. Два радара на датском острове были демонтированы, а оставшиеся перестали обслуживать.

На сегодняшний день для наблюдения за территорией у Гренландии в наличии лишь один самолёт, четыре вертолёта и четыре корабля, которые также задействованы в поисково-спасательных операциях. Также для мониторинга местности используются патрули, которые передвигаются на санях. Никакой спутниковой системы не существует.

В связи с этим в арктических водах Гренландии часто появляются суда, заранее о приходе которых узнать никак нельзя. Так, в 2006 году на южном побережье Гренландии была замечена подводная лодка, опознавали которую по показателям свидетелей-туристов. Уже тогда датское правительство задумалось о восстановлении системы мониторинга и наблюдения, однако до действий дело так и не дошло. Вскоре аналогичные инциденты повторились с китайским ледоколом «Снежный дракон», который изначально датские военные восприняли, как угрозу, и лишь после запроса выяснили, что судно имело разрешение на плавание в водах Гренландии. При этом подобные проблемы возникают не только на воде, но и в воздухе.

В 2019 году правительство Гренландии выделило на создание инфраструктуры мониторинга 240 миллионов долларов, однако до сих пор программа создания системы наблюдения не подготовлена.

В настоящее время Дания получает спутниковые данные от Агентства морской безопасности Европейского союза, однако эти данные недостаточны для обеспечения военной безопасности Гренландии, а также своевременного распознавания судов, которые заходят в арктические воды датского анклава.

Помимо неизвестных подводных лодок и судов, Гренландия может не знать о прибытии своих союзников по НАТО, если те своевременно не оповестят военное командование Гренландии. Проблемы возникают и с взаимодействием с исследовательскими экспедициями. Если датские военные отправляют к неопознанному объекту корабли или вертолёты, то часто натыкаются на обычный айсберг. Очень часто они встречают морские суда США, которые не сообщали о своем прибытии.

 

Фото: Kim Moller Petersen, Danish Armed Forces / via Reuters

 

Консульство Гренландии в Китае

Самоуправляемое правительство Гренландии планирует открыть представительство в Пекине. В настоящее время проходит второй раунд переговоров, по итогам которого и будет принято окончательное решение.

Гренландия планирует открыть представительство в Китае в 2021 году. На эти цели уже были выделены 30 миллионов долларов.

Открыв представительство в Азии, Гренландия планирует укрепить торговые связи с Пекином и расширить представительство гренландских компаний, которые работают с китайским рынком.

Решение об открытии представительства было поддержано всеми партиями Гренландии, однако оппозиционные силы прежде просят рассмотреть этот вопрос в Комитете по иностранным делам и политике безопасности – региональном исполнительном органе Гренландии.

Пекин очень заинтересован в развитии отношений с арктическим островом. В первую очередь, Китаю интересны природные ресурсы, которыми очень богата Гренландия. Несколько китайских корпораций уже работают на гренландских рудниках. Кроме того, северные портовые гавани могут стать опорными для большого Северного Шёлкового пути, идущего из Китая в города североамериканского континента через Арктику.

 

Космический центр Эсрейндж. Фото: Thomas Nilsen, The Independent Barents Observer

 

Шведские спутники

С космического центра неподалёку от Кируны, самого северного города Швеции, начнут запускать космические спутники, сообщает международное издание Arctic Today.

Космическое агентство Швеции, получив правительственное финансирование, будет готово вывести первый спутник на орбиту Земли в 2022 году. Первые испытания на базе шведского космического центра, который сейчас занимается запуском ракет-зондов и аэростатов, начнутся уже в конце этой осени.

Швеция стремится войти в список тех немногих передовых государств, которые способны запускать спутники на орбиту. Кроме того, в случае успешного запуска, Швеция станет первой страной, запустившей спутник из космического центра к северу от Полярного круга.

Однако спутники из северных широт уже запускались. Так, в 1998 была выведена на орбиту Земли с помощью российской военной подводной лодки из Баренцева моря ракета класса Дельта-IV «Штиль», которая вывела на орбиту немецкий спутник связи Tubsat-N. Похожий запуск спутника состоялся и в 2008 году.

Ожидается, что рынок доставки малых спутников на орбиту вырастет в несколько раз. Сегодня на орбите находится 2 тысячи спутников. Эксперты отмечают, что к 2030 году их количество вырастет до 12 тысяч. Именно поэтому Швеция так заинтересована в проекте.

далее в рубрике