Порты Норвегии на картах Пентагона

Вооруженные силы
Порты Норвегии на картах Пентагона
Фото: Jon Anders Dalan / Unsplash

Невозмутимое лукавство Осло

Полгода назад, а именно в ноябре 2020 года, министр обороны Норвегии Франк Бакке-Йенсен высказал официальное мнение о «преимуществах» для его страны от допуска американских атомных подлодок в порт Тёнснес в городе Тромсё. А в феврале 2021 года Европейское командование ВС США объявило о размещении американских бомбардировщиков B-1B Lancer в Норвегии. 

При этом Франк Бакке-Йенсен уверял свой народ через всевозможные СМИ, что речь не идет о создании американской базы в Норвегии, и что американские субмарины и бомбардировщики не представляют угрозы для России. Следовательно, никакой опасности вовсе нет. 

В этой связи показательно выглядит отношение жителей самого Тромсё к действиям военного ведомства, ведь использование ВМС США гражданского муниципального причала в Грётсунде, который расположен в 15 км к северу от центра Тромсё, прежде всего отразится на швартовке гражданских судов. 

Справка: Тромсё — порт в северной части Норвегии,  являющийся центром морских и сухопутных коммуникаций, основная база морских нефтеразработок. В порт ведут три фарватера глубиной до 11 метров, то есть теоретически возможен и проход новейшего английского авианосца «Куин Элизабет» с авиакрылом в сорок палубных истребителей (министр обороны Великобритании Бен Уоллес недавно заявил, что Англия собирается защищать интересы Норвегии в Арктике всеми доступными способами). В порту Тромсё располагается штаб военно-морского района Тромсё. В проливе Тромсёсуннет, имеющем глубину 8-40 метров и в проливе Саннессунет с глубиной 7-35 метров имеются две обширные стоянки, где возможна постановка на якорь крупнотоннажных судов. Длина причального фронта Тромсё составляет не менее 3 км с глубиной до 12 метров. 


dimitris-kiriakakis-sgTFJVQQgvU-unsplash.jpg

Тромсё. Фото: Dimitris Kiriakakis / Unsplash


Муниципалитет города Тромсё пытался было возразить решению Осло милитаризировать порт окончательно, но тут же получил гневную отповедь от министра обороны Франка Бакке-Йенсена. Министр буквально потребовал от местных властей оказывать содействие американским подводным лодкам во что бы то ни стало. Требование, безусловно, было выполнено. С правительством шутки плохи… Тот факт, что суммарный оборот морских грузоперевозок порта Тромсё, составляющий почти миллион тонн в год, может пострадать, в Осло никого не напугал. 


Роль форпоста НАТО обременительна

Коль уж правительство Норвегии взяло на себя роль форпоста Североатлантического альянса на границе с Россией и активно продвигает эту концепцию, способствуя милитаризации собственной страны и систематически проводя де-факто антироссийские учения, курс остается неизменным. Куда он приведет Норвегию — вопрос риторический.

Не смотря на ротационный характер размещения бомбардировщиков на норвежских аэродромах и заходов субмарин в воды Норвегии для пополнения запасов, крупные иностранные контингенты на норвежской территории фактически переводятся на постоянную основу присутствия. 

РЛС «Глобус II» в Вардё — красноречивый пример того, как лукавит Норвегия, заявляя, что размещение иностранных военных объектов временное и никак не угрожает России. По официальной версии норвежского минобороны, комплекс, находящийся на норвежской территории, создан для отслеживания космического мусора.

На самом же деле в «зоне ответственности» «Глобуса-2» находятся пункты базирования атомных подводных ракетоносцев Северного флота, а также вся акватория Баренцева моря и ряд позиционных районов наземных комплексов межконтинентальных баллистических ракет РВСН. Это, кстати, является нарушением статьи 6 Договора по ПРО 1972 года. Она запрещает развертывание РЛС предупреждения вне национальной территории, а, по сути, это именно американская РЛС.



Радар Globus II в Вардё. Фото: Wikimedia Commons


Протесты России в Осло не замечают

Никакие протесты МИД России на Осло не действуют. Вблизи границ России все чаще появляются корабли разведки ВМС Норвегии, а с авиабаз этой страны вылетают на патрулирование самолеты США Poseidon.

Норвегия, предоставляя свои порты для швартовки и пополнения провиантом военным кораблям США, реально ущемляет собственные экономические интересы. Нужно учитывать, что для Вашингтона порты Норвегии — весьма удобные глубоководные гавани, к тому же защищенные естественными укрытиями. К примеру, Берген на западном побережье расположен в глубине Бю — фьорда. 

Его входные фарватеры проходят между шхер, а длинна причального фронта составляет целых 15,5 км. Глубины в 17 метров позволяют заходить даже авианосцам типа «Нимиц» водоизмещением до 106 000 тонн.

Суммарный грузовой оборот составляет 3,5 млн. тонн.  Это хоть и в 5 раз меньше по объемам, чем годовой грузооборот Мурманска, но достаточно внушительная цифра. Норвежцы могли бы увеличить показатели своей экономической деятельности хотя бы за счет развития водной магистрали Арктический мост из Канады в Европу. Но, похоже, Осло готов конкурировать с Россией только в военном аспекте — такова установка Вашингтона.  Неслучайно в 8 км юго-западнее Бергена расположена главная военно-морская база ВМС Норвегии — Хоконсверн. 


metin-celep-l3B0KP57Gus-unsplash.jpg

Будё. Фото: Metin Celep / Unsplash


То ли ещё Будё

Ещё есть Будё — пункт базирования ВМС. Там же, в бухте Рёнвика, расположен рыбопромысловый порт. Длинна причального фронта  Будё — 1,7 км с глубинами до 12,6 метров. Его тоже давно облюбовали американские военные. Ведь навигация в Будё круглогодичная, он может обеспечить базирование любых кораблей от корветов до эсминцев. 

Именно на территории порта Будё расположены штабы командующих ВВС и ВМС союзными силами НАТО в Северной Норвегии, а  в 2 км юго-западнее развернут аэродром с бетонной ВПП 2800 метров и подземными укрытиями для истребителей, призванных контролировать воздушное пространство и акваторию Норвежского моря. Но главное — морские пути, связывающие Атлантический и Северный Ледовитый океаны.

Вардё, где развернута РЛС «Глобус-2», тоже является портом с длинной причального фронта в один километр с глубинами до 5,5 метров, а в гавани — до 15 м.


Судьба, уготованная извне

Американцы рассматривают норвежские порты только с точки зрения использования в военных целях. Экономическая составляющая и развитие инфраструктуры погрузочно-разгрузочных средств может даже навредить планам НАТО. Наводнение гавани крупнотоннажными судами, стоящими в очереди на разгрузку или погрузку, перекроет фарватер для захода их эсминцев. Крупная перевалка грузов в норвежских портах создаст для НАТО проблемы с логистикой. 

По факту крупные специализированные порты по вывозу железа, такие как Нарвик, расположенный в заливе Уфут-фьорд Норвежского моря с общей длиной причалов 2,6 км и с глубинами до 27,5 метров, рассматриваются Вашингтоном как потенциальные ВМБ, как бы ни пытались норвежцы закрывать на это стремление американских военных глаза. 

Пока 90% экспорта Нарвика с суммарным оборотом морских грузоперевозок в 15 млн. тонн — железная руда, но скоро, похоже, там станут грузить и складировать американские «Томагавки», ведь суверенное право норвежцев развивать экономику своей страны вступило в прямое противоречие с планами на эту страну, которые написаны в Пентагоне. 


***
Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике