Синергия средних стран Азии и Северной Европы может спасти Арктику

Технологии Транспорт и логистика
Денис Ивановский
1 Ноября, 2021, 16:56
Синергия средних стран Азии и Северной Европы может спасти Арктику
Фото: Birger Strahl / Unsplash

Европейский союз тестирует свою спутниковую систему в Арктике

В октябре состоялась масштабная тренировочная спасательная операция AMRO 2021 в арктических водах, организованная норвежскими властями. По легенде учений, на северо-западе от Шпицбергена загорелся круизный лайнер с 200 пассажирами на борту. Основная задача спасательной операции – тестирование европейской спутниковой геосистемы Galileo.

Экипаж круизного судна по команде активировал систему Galileo для направления сигнала поисково-спасательным службам, после чего прошло всего 2 минуты и 20 секунд, как «загоревшийся» лайнер был отслежен с точностью до одного километра. Сразу же на место сымитированного бедствия вылетели два вертолёта Королевских военно-воздушных сил Норвегии для массовой эвакуации пассажиров.

Спутниковая геосистема Galileo впервые заработала в 2011 году, однако полноценно тестировать в Арктике её начали с 2021 года. 

«Учения AMRO 2021 стали прекрасной возможностью для Космического Агентства Европейского Союза продемонстрировать мощность системы Galileo SAR и её надежные характеристики на высоких широтах по сравнению с другими созвездиями спутников», – заявил руководитель спутниковой системы навигации.

Galileo в тестовом формате уже используют при поисково-спасательных операциях. Эта система позволяет экипажам судов, терпящим бедствие, получать автоматическое подтверждение того, что их сигнал был принят первыми ответчиками. Для арктического региона быстрое реагирование на бедствие и точный поиск потерпевших судов имеет особое значение.

В поддержку поисково-спасательных операций в Арктике с использованием геосистем Galileo морская служба предоставляет властям и спасательным центрам данные по высотам волн, направлению морских течений, а также температуре воды в целях подготовки более качественной аналитике для космической геосистемы ЕС.


image_2021-11-01_17-02-01f.jpg

Учения AMRO 2021. Фото: EUSPA

 

Как квартет из Швеции, Финляндии, Японии и Южной Кореи может помочь Арктике

За Арктикой охотятся не только крупные арктические державы, такие как Россия, США или Канада, но и, казалось бы, государства, которых с этим регионом мало что связывает. На первый взгляд, квадрат арктических Швеции и Финляндии и азиатских Южной Кореи и Японии никак не объединить единой арктической кампанией. Однако в пользу расширения морского сотрудничества в Арктике этих четырёх средних государств существует множество доводов.

Во-первых, все эти страны зависимы и местами уязвимы от внешней торговли и ситуации на мировом рынке. Во-вторых, благодаря статусу средних держав наблюдается интересное совпадение коммерческих приоритетов этих государств в Арктике. Кроме того, если провести анализ государственных документов, так или иначе связанных с арктической повесткой, то станет ясно, что все они придают большое значение охране окружающей среды, научному сотрудничеству, коллективному принятию решений на основе научных данных и идее о доминировании международного права в регионе в части морского судоходства. Следовательно, все эти четыре страны призывают к строгому применению международных норм морского права к арктическим водам за пределами исключительной экономической зоны.

Более того, Сеул и Токио оправдывают свое требование большего влияния в управлении Арктикой, подчеркивая транснациональный характер изменения климата, тем самым опровергая понятие исключительности северного региона, основанное на географии, на чём, хотя и в разной степени, настаивают восемь арктических государств. Со своей стороны призыв Финляндии и Швеции к расширению сотрудничества с неарктическими государствами коренится в попытках интернационализировать экологические проблемы в Арктике.

Поскольку судоходство будет одним из основных факторов повышения уровня экологического загрязнения, уступая только добывающей отрасли, для квартета стран было бы крайне выгодно сотрудничать в разработке экологически чистых и интеллектуальных решений в области судоходства в рамках их более широкой экологической политики. Научные программы Финляндии и Швеции направлены на сокращение и минимизацию загрязнений, вызванных активизацией морской деятельности, в то время как Япония и Южная Корея придают большое значение защите окружающей среды и развитию чистых видов топлива и технологий в рамках своего ожидаемого увеличения присутствия в Арктике. В этом контексте интересно отметить, что Южная Корея стремится укрепить свое сотрудничество со странами Северной Европы в рамках реализации своей обновлённой экологической политики.

Наконец, эти четыре государства являются ведущими инновационными странами с традиционно сильным морским сектором. Учитывая высокую стоимость строительства ледоколов, сложную и трудную для навигации морскую среду в Арктике, а также острую нехватку адекватной морской инфраструктуры в регионе, они могут использовать свои ноу-хау и объединить ресурсы для того, чтобы расширить общие морские возможности региона. 

И Финляндия, и Швеция стремятся стать ключевыми игроками в арктическом морском секторе, опираясь на свой опыт навигации в ледовых условиях, а также инвестируя и продвигая свои ледокольные и судостроительные мощности мирового класса. Более того, финские ледоколы стоят значительно дешевле, чем, например, американские. Однако ни у одной из них нет ресурсов для того, чтобы в одностороннем порядке удовлетворить возросший спрос на ледоколы.


3455091015_37ab8f220b_k.jpg

Фото: John / Flickr / CC BY-NC 2.0


Будучи лидером в судостроении, правительство Южной Кореи, как и его финские и шведские коллеги, сделало своим национальным приоритетом поддержание и укрепление позиций страны в этих секторах, помогая местным частным организациям развивать автономные, экологически чистые системы. В своё время Токио уже разработал план развития своей судостроительной отрасли с целью обеспечения его конкурентоспособности как на региональном, так и на глобальном уровне, в том числе и в Арктике. 

Очевидно, что помимо политической и доктринальной совместимости между Финляндией, Японией, Южной Кореей и Швецией, существует также критическая отраслевая и техническая синергия, которая может быть задействована для появления совместной морской структуры в Артике. Статус средних держав позволит им «действовать незаметно» и развивать и без того прочные двусторонние торговые и научные связи, чтобы создать четырехстороннюю основу для морского сотрудничества в Арктике.

Государства уже вышли на сотрудничество в области зелёной экономики, о чём свидетельствует совместная программа развития серверных регионов между Японией и Швецией, а также недавно подписанное соглашение о сотрудничестве в области зеленой экономики между Финляндией и Южной Кореей.

далее в рубрике