Согреет ли японское солнце Арктику

Вооруженные силы
Владимир Ераносян
8 Июня, 2021, 06:02
Согреет ли японское солнце Арктику
Фото: David Edelstein / Unsplash


Из стороны в сторону

В конце мая 2021 года японское издание «Нихон Кэйдзай» разразилось редакционной статьей, содержание которой сводилось к тому, что Япония должна помешать действиям России в Арктике. Авторы материала фактически повторили заявления Госдепартамента США о нарушении Москвой правил судоходства по Северному морскому пути и назвали политику России в Арктическом регионе «агрессивной». В статье прозвучал чуть ли не обреченный призыв к японским властям активнее вмешаться в процессы, происходящие в Арктике.  

Появление подобных публикаций выглядит несколько странно, если учесть, что за три месяца до этого  Япония представила России разработанный в Токио проект новой концепции торгово-экономического сотрудничества на Дальнем Востоке и в Арктике. Причем посол Японии в России Тоехиса Кодзуки был уполномочен Токио довести и обсудить ее основные направления с главой Минвостокразвития Алексеем Чекунковым. Вроде бы все стало налаживаться, несмотря на отсутствие мирного договора со страной восходящего солнца, территориальные претензии Токио к островам Курильской гряды, перешедшим нашей стране по итогам Второй мировой войны, и милитаризацию Японии. И тут вдруг прямо противоположное представленной Концепции мнение. 

Япония, предлагая активизировать торгово-экономическое сотрудничество, в январе предположила расширение взаимодействия в сферах энергетики, логистики, рыбоперерабатывающей промышленности, портовой и транспортной инфраструктуры, городской среды и даже туризма. Экспортно-ориентированным сельскохозяйственным проектам было  уделено отдельное внимание. И речь шла не только о поставках с Дальнего Востока в Японию сои, кукурузы и других сельскохозяйственных культур.  

Минвостокразвития через свою пресс-службу рассказало прессе и о предложениях Японии реализовать проекты по производству и переработке морской капусты, рыбоводству, строительству тепличных комплексов для выращивания овощей, клубники, репчатого лука. И, конечно же,  японская сторона упомянула о развитии Северного морского пути (СМП). По словам Кодзуки, логистика СМП на 40 процентов эффективнее традиционных судоходных маршрутов, а японские танкеры-газовозы уже перевозят сжиженный природный газ по Севморпути.

Перспективы российско-японского сотрудничества в Арктике действительно есть. Это и запуск регулярной контейнерной линии на СМП, создание российско-японского инновационного научно-технологического кластера на острове Русский в Приморье, создание с привлечением японского капитала новых объектов транспортной инфраструктуры, включая морские порты по пути следования крупнотоннажных судов.

Однако, несмотря на очевидную выгоду для обеих сторон такой экономической кооперации и даже планы по согласованию дорожной карты для реализации данной концепции, Япония шарахается из одной стороны в другую, то и дело поднимая вопрос Курил и при этом не собираясь сбавлять обороты по переоснащению своей армии и флота.  И в этом Японию активно направляет Вашингтон, фактически продолжая держать на Окинаве свою 47-тысячную военную группировку, самую большую в мире (на втором месте Германия). 



Фото: Kenichi Nobusue / CC BY 2.0

Осторожный наблюдатель

Япония является наблюдателем Арктического совета, но не имеет собственного сектора в Арктике. При этом являясь одной из крупнейших морских держав в мире, Токио осознает все преференции, которые дает использование Северного морского пути. Арктический маршрут мог бы стать для Токио великолепной альтернативой Суэцу. Северный морской путь действительно на 40% короче. К примеру, расстояние от Йокогамы до Роттердама по южному пути составляет 20742 км, а по северному – 12038 км. Экономия времени и топлива налицо. 

К тому же, проход японских судов к Суэцу через Южно-Китайское море сегодня небезопасен именно потому, что Соединенные Штаты буквально натравливают Японию на Китай, подогревая спор по поводу спорного архипелага Сенкаку. 

В Малаккском проливе, который необходимо преодолеть на маршруте к Суэцу, тоже не всегда спокойно. Там по-прежнему сохраняется проблема морского пиратства — этот 900-километровый пролив весьма узок и содержит тысячи островков, что делает его идеальным местом для пиратских атак и укрытий. Безусловно, совместными усилиями Малайзии, Индонезии и Сингапура безопасность судоходства здесь достигла приемлемого по сравнению с началом 2000-х годов уровня, но нападения пиратов все еще возможны. В подотчетном России Северном морском пути такие проблемы перед судовладельцами не стоят, и в случае необходимости для дорогостоящих грузов Россия готова предоставлять не только ледокольное сопровождение, но и конвой.

Япония, глядя на то, как Китай строит свои ледоколы «Снежный дракон» (заложен третий), осознает, что участие в освоении 13% разведанных мировых запасов нефти и 30% природного газа, находящихся в Арктике, может обойти их стороной. Особенно если учесть, что 42% первичного энергобаланса Японии приходится на нефть, 80% этой нефти поступает с Ближнего Востока по небезопасному южному пути. Это уже вопрос диверсификации поставок и энергетической безопасности, и никакие «стопы» США, тормозящие Токио в походе на север, не смогут остановить неизбежное. 

Глобальная свобода мореплавания и единство мирового торгово-экономического пространства, о которых якобы печется Вашингтон в Арктике, на самом деле признавая Конвенцию по международному морскому праву 1982 года только в тех регионах, где США это выгодно, оборачиваются для Японии остановкой развития.


kazushi-saito-AEWQIBykaQs-unsplash.jpg

Йокогама, Япония. Kazushi Saito / Unsplash


Арктическая политика с оглядкой на Вашингтон?

И все же Япония, обладающая передовым научно-техническим потенциалом, приняла в 2015 году документ «Арктическая политика Японии», который в США восприняли с некоторым недоумением. В документе не были отражены прямые угрозы свободе мореплавания в регионе. То, что в нем не озвучивались стратегические планы направления военно-морских сил самообороны для конвоирования и защиты японских судов — это в свете того факта, что все военные вопросы Японии фактически регулируются США, неудивительно. 

При этом Япония отчетливо предвидит ситуацию, когда Арктика из пока еще второстепенного региона для мировой экономики превратится в арену прямой военной конфронтации. В этом смысле фактическим лукавством Токио является терминология, используемая при описании собственной армии, которая согласно 9 статье Конституции не может быть использована за пределами территории страны. Создаваемые с 2017 года подразделения Сил спецопераций и морской пехоты говорят о том, что японские вооруженные силы вовсе не являются силами самообороны, на которые возложены полицейские функции. Это полноценная мобильная армия, оснащенная самым современным оружием. И судя по всему, американцы, невзирая на Договор о гарантиях безопасности 1960 года, уже давно рассматривают Японию как сателлита, который просто обязан действовать в интересах «старшего союзника» по всему миру. В том числе защищать интересы США в Арктике. 

В глобальной конкуренции с Китаем, в том числе военной, Японии отводится особая роль. Попытки Китая закрепиться в Арктике в качестве отдельного стратегического актора рассматриваются в Токио как недопущение Японии к дележу арктического пирога в случае ослабления России. Кроме того, американские военные аналитики, такие как Л. Лэрд, навязывают Японии концепцию «динамичной обороны» в связи с актуализацией для нее фактора китайской угрозы и  продвигают разработку политики «двойного якоря» (twin anchor policy), предполагающей доступ японских ВМС к акваториям Арктики и Индийского океана. 


В нарушение собственной Конституции

Это нарушает японскую Конституцию и одновременно все мировые договоренности, достигнутые по итогам Второй мировой войны. Но это уже никого не волнует. Японская армия уже выросла до 250 000 человек, а на японских верфях строятся вертолетоносцы водоизмещением до 27 000 тонн, способные размещать на палубе истребители и конвертопланы для десантирования собственной морской пехоты в любую точку планеты. Авиакрыло «Идзумо» может включать 28 летательных аппаратов.

ВМС Японии сегодня входят в пятерку сильнейших в мире. Все корабли построены в самой стране. Правда, вооружение американского производства (либо производится в Японии по американской лицензии). В составе подводных сил 19 дизель-электрических субмарин. 



«Идзумо». Фото: Yamada Taro / Wikimedia Commons/ CC BY-SA 4.0


Крупные надводные корабли ВМС Японии классифицируются, как эсминцы, но авианесущие корабли (вертолетоносцы) вряд ли относятся к этой категории, ведь вертолетоносцы типа «Идзумо», построенные в 2015-1017 годах — это еще и большой десантный корабль с десантовместимостью 500 морпехов. А 25 декабря 2017 года правительство Японии заявило о намерении создать авианосец. В планах Японии оснастить будущий авианосец американскими самолетами F-35.  В целом, Силы самообороны Японии превосходят по боевой мощи любые ВС стран НАТО (кроме США).  

Для России обладание Японией столь внушительным военным потенциалом в регионе может представлять опасность в случае обострения территориальных споров вокруг Курил. Территориальная близость Японии позволит ей предпринять попытку захвата спорных с ее точки зрения  южных Курильских островов, десантировать свои группировки и на северные Курильские острова. Под угрозой в случае ослабления России, чего ждут милитаристы в Токио, окажется Камчатка и Сахалин. 

Запреты на оснащение японской армии наступательными видами вооружений давно обойдены. Силы самообороны Японии благодаря Вашингтону превратились в ударный кулак, авангард американского контингента, а сама Япония давно считается непотопляемым авианосцем США. К слову, активно обсуждается возможность переименования Сил самообороны в Вооруженные Силы, а о придании им права действовать за пределами собственной территории не только с гуманитарными и миротворческими миссиями заявляет действующий премьер-министр Японии Суга Есихиде. 

По ВВП Япония занимает третье место в мире после США (более 5 триллионов долларов США). Военный бюджет страны в 2021 году стал рекордным за всю историю страны Восходящего Солнца. Он составляет 51,5 миллиарда долларов США. Если ранее главной угрозой для Японии в соответствии с ее оборонной доктриной считался СССР, то теперь им стал Китай. Это, конечно, снижает накал курильской проблемы. 

Выталкивание Вашингтоном японцев на амбразуру, а их американцам не жалко со времен Хиросимы и Нагасаки, позволяет с уверенностью сказать, что США приложат все усилия, чтобы взаимодействие Японии и России в экономической сфере, включая арктическое направление, было или заморожено, или развивалось очень медленными темпами. 


***
Владимир Ераносян, специально для GoArctic


далее в рубрике