Стратегии Брюсселя: консолидация коренного населения Арктики и усиление науки

Нероссийская Арктика
Дмитрий Михайличенко
17 Сентября, 2021, 06:22
Стратегии Брюсселя: консолидация коренного населения Арктики и усиление науки
Фото: Guillaume Périgois / Unsplash


Не имеющий институционального статуса в Арктическом Совете Брюссель, тем не менее, действует. Арктическая стратегия Евросоюза основывается на консолидации коренного населения Арктики, а также усилении значимости исследований, в том числе и в аспекте создания системы многоуровневого мониторинга.


Без субъектности, но с амбициями

Евросоюз – очень крупное интеграционное объединение, которое не получило статуса представителя Арктического совета, несмотря на то, что ряд государств европейского союза обладают статусом полноценных участников организации. Дело в том, что Брюссель инициировал санкции в отношении России за Крым и в качестве ответной реакции Россия блокирует всякие попытки Брюсселя обрести статус страны-наблюдателя в Арктическом Совете. В ближайшие годы ситуация вряд ли поменяется, но это не означает, что Евросоюз бездействует.

Впрочем, для Брюсселя главная проблема заключается не столько в геополитике, сколько в стремлении усилить свой потенциал координации стран-участниц Евросоюза. А это, прежде всего, Дания, Швеция и Финляндия. Эти страны в целом проводят самостоятельную арктическую политику, которая чаще всего синхронизирована с позициями США, а вот стремление Брюсселя усилить координацию далеко не всегда вызывает понимание со стороны правительств этих государств.


Коренной фактор

Для того, чтобы усилить потенциал координации, евробюрократы сделали ставку на коренное население. Европейская комиссия и Европейская служба внешних связей недавно объявили об организации Арктического форума ЕС, в рамках которого запланирован диалог коренных народов. Саммит пройдет 10-11 ноября 2021 г. в Брюсселе. Мероприятие предполагается достаточно масштабное: проводить его будет верховный представитель Совета по иностранным делам Евросоюза Жозеп Боррель.



Жозеп Боррель. Фото: Unión Europea en Perú / CC BY 2.0


Ожидается, что по итогам этого форума Евросоюз заявит о своей позиции по текущим аспектам развития Арктики. При этом акцент будет сделан на усилении взаимодействия Брюсселя с коренным населением Арктики.

В последнее время все скандинавские страны, в том числе и не входящая в Евросоюз Норвегия, усилили взаимодействие с коренными народами, в чем усматривается фактор влияния США. Для Брюсселя этот аспект имеет дополнительную мотивацию, так как позволяет корректировать позицию национальных правительств и усилить, таким образом, собственное, хотя и опосредованное влияние на арктическую политику Дании, Швеции и Норвегии.


Многоуровневый мониторинг

Еще один достаточно крупный проект Евросоюза характеризуется созданием системы многоуровневого мониторинга. В странах Евросоюза все активнее обсуждается проект Института морских и арктических исследований Альфреда Вегенера (Бремерхафен, Германия) под названием «Arctic PASSION» (Панарктическая система наблюдений).

Проект финансируется непосредственно Евросоюзом и направлен на создание и внедрение системы наблюдения за Арктикой, которая отвечает насущным потребностям людей, живущих в Арктике, но актуальна и для глобального сообщества.

На выходе планируется создать качественную систему наблюдений, которая будет отслеживать изменения окружающей среды, уменьшать неопределенность в прогнозах и поддерживать в актуальном состоянии текущие оценки рисков. Эксперты говорят, что это повлияет на качество прогнозирования и управления социально-экономическими процессами и будет работать на стабилизацию арктической конфигурации.




Институт полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера. Фото: awi.de


В свете нарастающей геополитической конфронтации между США и Китаем, а также твердой позиции России, стратегия Евросоюза в Арктике – это стратегия золотой середины.  С одной стороны, будучи включенным в геополитические планы США, Евросоюз ограничен в маневрах, с другой, в Брюсселе четко понимают, что конфронтации гегемонов мир-системы нужно избежать. Перспективы от арктического сотрудничества Китая и Брюсселя, а также от развития Северного морского пути для стран Евросоюза также значительны. В этом контексте интенция Брюсселя на создание режима устойчивого развития Арктики несомненна. 

Вопрос в том, хватит ли у Брюсселя политической воли и потенциала для реализации этого сценария. Еще один момент касается характера сотрудничества. Для реализации намеченного Брюсселем курса важно избегать геополитической конфронтации и воздерживаться от резких высказываний политизированного характера. Такой конструктивный курс способен усилить возможности Брюсселя позитивно влиять на арктические конфигурации. 

В то же время, остается еще и блок вопросов, связанный с взаимодействием Брюсселя с Финляндией, Данией и Швецией. Успешная стратегия Брюсселя в этом контексте также должна быть направлена на избегание острых углов и поиске режима win – win. Актуализация в этом контексте качественных научных исследований и, в конечном счете, создание системы мониторинга Арктики представляются достаточно эффективным путем для установления такой взаимовыгодной синергии.


***

Дмитрий Михайличенко, специально для GoArctic

далее в рубрике