В поисках прибыли и минимизации климатических рисков: зачем Сингапуру нужна Арктика

Экология Транспорт и логистика
Дмитрий Михайличенко
27 Сентября, 2020 | 06:20
В поисках прибыли и минимизации климатических рисков: зачем Сингапуру нужна Арктика
Фото: F11photo/Dreamstime

 

Сингапур расположен всего в 137 км до Экватора, но испытывает устойчивый интерес к Арктике. Молодое государство (только в 1965 г. обрело самостоятельность) не может похвастаться богатой историей освоения Арктики, однако сразу по нескольким причинам следует признать: интерес Сингапура – отнюдь не экзотический.

Официально в Сингапуре нет задокументированной арктической политики, но анализ экономики, высказываний политиков и активности участия в заседаниях Арктического совета и его рабочих групп в статусе страны-наблюдателя не оставляют сомнений – интерес Сингапура к Арктике стратегический. Структурные элементы этого интереса: климат, технологии, ресурсы и транспортные пути. Рассмотрим их.

 

Климат

Первая (и главная) причина – это климат. Сингапур не ведёт полноформатных исследований Арктики, однако в стране есть целый Институт изучения климата и существования людей в условиях низких температур, который обстоятельно изучает процессы климатических изменений и процессы таяния льдов в Арктике.

Этот процесс может иметь для небольшого Сингапура критические последствия. В этой стране долгое время преобладали оптимистичные прогнозы, однако текущая динамика свидетельствует: повышение уровня мирового океана на несколько метров представляет угрозу безопасности Сингапура. Страна возводит бетонные набережные и берегоукрепительные сооружения и постоянно увеличивает территорию своей суши, однако масштабный процесс таяния арктических ледников может этому помешать.

 


Дамба Marina Barriage. Фото: Singapore's National Water Agency

 

Технологии

Вторая, не менее значимая причина арктического интереса – это технологии. Сингапур проявляет интерес к разработке арктических энергоресурсов, причём в технологическом аспекте. Речь идёт о новых рынках и возможностях для применения передовых технологий (машиностроение, кораблестроение, портовая инфраструктура). На мировых рынках котируется опыт Сингапура в выстраивании и управлении сложной инфраструктурой современных портов, которая может быть использована и в арктических условиях.

Ещё в 2007 г. Сингапур презентовал арктическим странам свои передовые разработки в извлечении нефти и газа в условиях сурового климата.

Сейчас Сингапур производит больше половины установок бурения нефтяных скважин во всем мире. Также Сингапур – один из лидеров кораблестроения. В 2015 г. одна из сингапурских фирм построила три мини-ледокола для «Лукойла». По мере возрастания интереса мировых держав к Арктике, кораблестроение в Сингапуре получит новые импульсы для развития.

 

Построенные сингапурской компанией Keppel Singmarine ледоколы в Баренцевом море. Фото: Keppel Offshore & Marine

 

Транспортная логистика

По мере актуализации Северного морского пути, Сингапур рискует кратно уменьшить свою прибыль от морских перевозок. Сейчас в порты страны заходят около 120 тыс. морских судов в год. Северный морской путь только в краткосрочной перспективе не представляет угрозы такому потоку: в средне- и долгосрочной перспективе риски существенного (возможно и кратного) уменьшения торговых потоков очевидны. К этому нужно добавить и строительство глубоководного современного порта в Мьянме: возведением объекта занимается Китай, а сам порт составит серьёзную конкуренцию сингапурскому транзиту.

Арктические задачи Сингапура заключаются в установлении прочных, основанных на взаимном коммерческом интересе отношений с такими странами как Россия, Норвегия, Дания и др. Технологическое обеспечение транспортных коридоров и процессов добычи углеводородов (особенно подводные залежи) – сильные стороны Сингапура.

 

Порт Сингапура. Фото: ST File

 

Геополитически Сингапур ориентируется на США, однако страна способна проводить маневренную и многовекторную внешнюю политику в зависимости от собственных интересов. Участие Сингапура в политических вопросах развития Арктики вряд ли будет значительным, а вот коммерческая и технологическая составляющая имеют потенциал развития высокими темпами.

У России с Сингапуром много точек соприкосновения. Учитывая богатый опыт портовой инфраструктуры, эти компетенции вполне могут пригодиться России при обустройстве логистики Северного морского пути. Для Сингапура этот формат сотрудничества также крайне выгоден, так как, помимо коммерческой прибыли, позволяет сохранить своё влияние на морские транспортные цепочки.

 

***

Дмитрий Михайличенко, политолог, специально для GoArctic

далее в рубрике