Вспомогательная роль: о позициях Евросоюза в Арктике

Нероссийская Арктика
Вспомогательная роль: о позициях Евросоюза в Арктике
Фото: Николай Гернет, GeoPhoto

«Европа должна выучить язык власти», – заявила в ноябре 2019 г. президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и пообещала возглавить «геополитическую комиссию» Брюсселя. Недавно Евросоюз опубликовал новую арктическую стратегию, и это повод порассуждать о месте Евросоюза в арктической конфигурации и геополитических амбициях Брюсселя.


Арктические мускулы под вопросом

Эксперты оценили речь У. фон дер Ляйен как стремление Евросоюза наращивать арктические мускулы в секторе безопасности. Однако, объективно говоря, Брюссель не в состоянии сбалансировать арктическую политику США, Китая и России. Брюссель готов увеличивать расходы на сектор безопасности, но в масштабах арктических и приарктических гигантов – этого всё равно будет недостаточно. К тому же Евросоюз – это союз независимых государств, и далеко не каждое из них одобрит увеличение трат на оборону или на Арктику. Таким образом, Евросоюз оказывается ограниченным в своих ресурсных возможностях. 


Урсула фон дер Ляйен. Источник: interaffairs.ru

Посол ЕС по арктическим вопросам Майкл Манн в апреле 2020 г. чётко обозначил роль Евросоюза в арктической политике. 

«Мы не обеспечиваем жёсткую безопасность, и у нас нет ничего похожего на европейскую армию, поэтому для нас идея безопасности включает в себя такие вещи, как проблемы здравоохранения, экология и поисково-спасательные работы».  

Это высказывание точно показывает примерный контур Евросоюза в обеспечении безопасности Арктики. Этот контур сугубо вспомогательный. Евросоюз не стремится и не имеет для этого необходимых ресурсов. Амбиции госпожи фон дер Ляйен применительно к Арктике оказались скорее оторванными от реальности.


Каким может быть вклад Евросоюза?

Согласно новой стратегии Евросоюза, Брюссель может внести существенный вклад в решение экологических проблем Арктики, научные исследования и поисково-спасательные работы. Также Брюссель заявляет о необходимости усиления морской безопасности. Рост арктического судоходства связан с рисками, которые необходимо устранить. В Брюсселе отмечают, что покрытие связи в Арктике неоднородно или полностью отсутствует, что затрудняет поисково-спасательные работы.

Любое судно, попавшее в аварию в Арктике, находится в серьёзной опасности. По мере роста судоходства ежегодное количество инцидентов в Арктике увеличилось с 28 (2007 г.) до 71 (2017 г.). Нарастания объёмов судоходства актуализируют эту проблему. Нехватка персонала и радиолокационных спутников – проблема, которую готов решать Евросоюз. 


Источник: npolar.no

ЕС – НАТО

Эксперты отмечают невысокий потенциал реализации сотрудничества Евросоюза и НАТО в области морской безопасности. Скорее этот потенциал определён схематично, но плохо согласован и недостаточно координируется. Сейчас Брюссель предлагает усилить это сотрудничество. Тем более, что позитивный опыт сотрудничества есть. Опыт сотрудничества на балтийском направлении (с центром в германском Ростоке) оценивается позитивно. 


Место в конфигурации

Амбициозной арктическую стратегию Евросоюза назвать нельзя. По сути из анализа безусловно актуальных предложений-инициатив, которые транслирует Брюссель, становится понятно: Евросоюз согласен на вспомогательную роль в Арктике. Брюссель останется в фарватере влияния США и будет заниматься вопросами безопасности, но геополитического влияния и субъектности это его ему не даст. 

Актуальный вариант арктической стратегии – это по сути признания ограниченных возможностей влияния на Арктику. Учитывая текущий уровень отношений между странами можно предположить, что ни Дания, ни Норвегия, несмотря на свое членство в Евросоюзе не позволят Брюсселю обрести дополнительное влияние. Кажется, и Брюссель в значительной степени оставил эти амбиции и довольствуется ролью скорее союзника США с ограниченным набором субъектности в арктических вопросах. Впрочем, свои козыри есть и Брюсселя. 

Главный ресурс Евросоюза – это качественная координация научных проектов и организация инфраструктуры безопасности социальной деятельности в Арктике. Реализация такой траектории способна дать Евросоюзу не столько влияние, сколько международный авторитет, значимость которого с учетом потенциальных конфликтов в Арктике недооценивать не стоит.


***

Дмитрий Михайличенко, специально для GoArctic

далее в рубрике