Сейчас в Мурманске

18:43 -4 ˚С Погода
18+

Зачем Канада вооружила эскимосов

На учения Operation Nanook-Nunalivut 2022, которые прошли с 14 февраля по 1 марта, были привлечены 38-я бригадная группа 3-й канадской дивизии и 1-я канадская патрульная группа рейнджеров.

Вооруженные силы
Владимир Ераносян
20 марта, 2022 | 09:28

Зачем Канада вооружила эскимосов
Фото: Правительство Канады


Цели канадских учений в Арктике

Ревностно относящаяся к своему Северо-Западному проходу Канада не забывает проводить свои ежегодные военные маневры в акватории Канадского Арктического архипелага. На учения Operation Nanook-Nunalivut 2022, которые прошли с 14 февраля по 1 марта, были привлечены 38-я бригадная группа 3-й канадской дивизии и 1-я канадская патрульная группа рейнджеров. 

Также канадские ВС задействовали армейскую и транспортную авиацию. В маневрах принимали участие и тяжелые вертолеты CH-147 с пассажировместимостью до 55 солдат (в строю королевских ВВС Канады 15 единиц), двухмоторные пассажирские транспортные самолёты CC-138 (состоят на вооружении королевских ВВС Канады с 1970-х годов, в строю четыре самолёта), четырёхмоторные транспортные самолёты средней дальности CC-130J (в строю ВВС Канады 17 самолётов) и CC-177 – стратегический военно-транспортный самолёт ВВС Канады, разработанный корпорацией «Боинг» и предназначенный для переброски войск и боевой техники. 

Перегоночная дальность полета СС-177 без дозаправки составляет 9 000 км, масса полезной нагрузки – 74,8 т, практический потолок – 13 700 метров. Он способен взять на борт до 134 экипированных военнослужащих или 102 десантника. Это означает, что канадцы могут быстро усилить военную группировку в Арктическом регионе. При этом отрабатываются действия оперативного реагирования именно на знакомой местности.



CC-177 Globemaster. Фото: Правительство Канады


Заявленные цели прошедших учений – повышение способности канадской армии действовать в суровых арктических условиях. Однако привлечение подразделений рейнджеров, состоящих в основном из хорошо тренированных и привыкших к суровым условиям Крайнего Севера местных жителей-эскимосов скорее говорит о том, что Оттава делает ставку на охрану своего Северо-Западного прохода вовсе не от России. Дело в том, что противостояние подводным силам, морской пехоте или силам спецопераций ВС России потребовало бы иных подходов в стратегическом планировании операций… Следовательно, русских канадцы не ждут.

От кого ждут подвоха канадцы

Такие выводы напрашиваются сами собой, так как противоречия в регионе, где проводятся канадские маневры, усилились не только из-за неприятия Соединенными Штатами Международной Конвенции по морскому праву 1982 года и желания Вашингтона интернационализировать Северо-Западный проход от Аляски к Атлантике, но и навязыванием Канаде необходимости сформировать общие ледокольные силы. 

Помимо прочего, Соединенные Штаты давно просят Оттаву выделить дополнительные финансовые средства на модернизацию Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) для борьбы с Москвой и Пекином в Арктике. 

Гипотетические угрозы от России и Поднебесной для Канады лишь иллюзия, которая растворяется в дымке собственных страхов Оттавы. А главный страх страны кленового листа именно в проникновении более богатых и предприимчивых янки к местам геологоразведки, к открытым месторождениям полезных ископаемых и транзиту через Канадский Арктический архипелаг. 




Фото: Правительство Канады


Что могут канадские рейнджеры

Ясно, что так называемых канадских рейнджеров, которые мало напоминают профессиональных военных, козыряющих своими винтовками, Россия не станет рассматривать как угрозу для себя в Арктическом регионе. 

Эскимосы в красных бейсболках с эмблемами, одетые в с красные толстовки и вооруженные устаревшими неавтоматическими винтовками Ли-Энфилд, выглядят пародией на спецназ, и даже отдаленно не напоминают ни «зеленых беретов» из Форта Брегг, ни наших морских пехотинцев Тихоокеанского флота.  

В настоящее время общая численность канадских рейнджеров составляет примерно 4 000 человек. Но дело даже не в том, что они проживают в 165 канадских сообществах. Эти резервисты одновременно со службой заняты на основной работе. Считается, что в условиях неполного рабочего времени они гарантируют военное присутствие в удалённых областях Канады.  Но главное – они весьма наблюдательны и сообщают о необычных происшествиях на береговой линии. А что там может произойти? Подвоха канадцы ждут скорее от главного своего союзника…

Вот почему районом проведения нынешних маневров стал Тактояктук (Северо-Западные территории) и Куин-Мод (территории Нунавут). В последнее время Тактояктук стал базой для разведки канадцами нефтяных и газовых месторождений в море Бофорта, омывающем северные берега Канады и Аляски. Американские подводные лодки «Толедо» и «Коннектикут» всплывали именно в его водах.   

Канадцы, зная подходы американцев, не очень-то рассчитывают, что нефтегазовые консорциумы США не осуществят попытку застолбить за собой право разработки шельфа и добычи углеводородов в любой точке мирового океана, как бы далеко она ни находилась от территориальных вод государства. На то у Вашингтона есть свои резоны и концепции, включая военно-морскую от адмирала Майкла Гилдея, начальника военно-морских операций ВМС США. Основная мысль опубликованного документа – полное доминирование США в мировом океане и в ближней морской зоне. 



Патрульный ледокол «Гарри ДеВольф». Фото: Hken167 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0


Канадцы сами с усами?

В этой связи особенно интересен канадский подход в военно-технической кооперации с НАТО. Казалось бы, Канаде было бы проще строить свои патрульные ледоколы в Норвегии. Там есть апробированные проекты типа «Свальбард». Но канадцы и здесь пошли своим путем. Невзирая на то, что президент США Джо Байден выразил надежду на то, что страны-члены НАТО, включая Канаду, будут расходовать не менее 2% своего ВВП на оборону, Канада по-прежнему ежегодно расходует на оборону лишь 1,5% своего ВВП. При этом патрульные ледоколы Оттава строит на собственных верфях.

Речь идет о патрульных ледоколах типа «Гарри ДеВольф» водоизмещением 6615 тонн, длиной корпуса 103,6 метра и шириной в 19 метров, развивающих скорость до 17 узлов на открытой воде и 3 узла при движении через льды толщиной 1 метр. Как бы ни кичились норвежцы своим «Свальбардом» водоизмещением в 6300 тонн и его способностью фрезеровать лед толщиной в 2,1 метра, канадцы отказались от строительства своего патрульного ледокольного флота на чужих верфях, поднимая собственное кораблестроение и обеспечивая рабочими местами большое количество судостроителей. 

По дальности плавания в 6800 морских миль и автономности в 85 дней канадский ледокол не уступает норвежскому. Правда экипаж на 15 человек больше (65 военных моряков), но зато возможно дополнительное размещение 22 морпехов или бойцов службы спецопераций. Корабль преодолевает лед меньшей толщины, но для защиты Северо-Западного прохода через свои льды этих характеристик хватает. Плюс – он вооружен 25-мм арт-комплексом Mk.38 от британской BAE Systems и двумя американскими 12,7-мм пулеметами «Браунинг М2». На борту возможно базирование одного вертолета – CH-148 «Циклон» или CH-149 «Корморант».

Все военные приготовления Канады, касающиеся Арктики, проводятся сообразно собственным национальным интересам. Это, конечно, не нравится Вашингтону. Однако Оттава уверена, что способна компенсировать свою автономную политику в Арктике поддержкой действий США в других сферах.


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике