Арктические конвои. Главный секрет крейсера «Улисс»

Вооруженные силы Культура и искусство
6 Ноября, 2020 | 06:25
Арктические конвои. Главный секрет крейсера «Улисс»
Корабль Его Величества «Улисс»

 

В этом году исполняется 65 лет со дня выхода в свет книги британского писателя Алистера Маклина «HMS Ulysses» (в русском переводе «Крейсер «Улисс», «Полярный конвой», «Корабль его величества «Улисс»). Крейсер «Улисс» – придуманный автором лёгкий крейсер ВМС Великобритании. На его борту и разворачивается действие романа. Алистер Маклин сам участвовал в северных конвоях в СССР во время Второй мировой войны. Благодаря этому, автору удалось весьма реалистично описать события того времени в Арктике.

В предисловии «от автора» Маклин осознанно предупреждает: связи между «Улиссом», о котором идёт речь в произведении, и каким-либо реальным кораблём флота Британии, попросту нет.

Вместе с тем, книга интересна не только как художественное произведение с известной долей вымысла, роман можно назвать историческим и не лишённым публицистического начала. События, описанные в книге, схожи с реальными событиями Второй мировой войны, когда арктические конвои доставляли военные и гуманитарные грузы из Америки и Британии в порты Мурманска и Архангельска.

 

Алистер Маклин во время службы в Королевских ВМС, 1940-е. Источник: aniodhlann.org.uk

 

Сюжет романа «Корабль его величества «Улисс» почти досконально повторяет драматический путь одного из союзнических конвоев, который летом 1942 года следовал в северные порты Советского Союза. Многое из того, что было связано с обстоятельствами вокруг этого сопровождения, долгие годы находилось под завесой тайны. Сегодня информация о тех событиях открыта и доступна. От этого судьба конкретного арктического конвоя, ставшего прототипом книжного «Улисса», не становится менее трагической. Эта судьба становится лишь более поучительной и актуальной в сегодняшней непростой международной политической обстановке.

В 1960 году вышли мемуары талантливого советского военачальника, в период Великой отечественной войны командовавшего Северным флотом, адмирала Арсения Головко «Вместе с флотом». Он-то и пролил свет на многие тёмные моменты того времени.

Итак, конвой наших союзников PQ-17 вышел из Исландского Хваль-фьорда 27 июня 1942 года. В состав конвоя изначально входило 37 транспортных судов (три из них вскоре возвратились в порт) и 21 корабль сопровождения.

Помимо штатной охраны, конвой был обеспечен сопровождением двух групп боевых кораблей. Два английских и два американских крейсера осуществляли непосредственно поддержку, а отряд из двух линейных кораблей (одного тяжёлого авианосца, двух крейсеров и девяти эскадренных миноносцев), составили группу прикрытия. Приданные конвою силы изначально в несколько раз превосходили силы противника в этой акватории и без проблем должны были справиться с любыми возможными атаками неприятеля на маршруте следования северного каравана.

Значительную часть своего маршрута конвой прошёл относительно спокойно, если не считать того, что он был обнаружен вражескими подводными лодками и авиацией. В одну из ночей противник поднял с норвежских аэродромов свои самолёты-торпедоносцы и первый раз атаковал конвой PQ-17. Этот налёт был вполне успешно отражён. Враг смог нанести урон только одному судну. Чтобы не задерживать прохождение конвоя и не снижать скорость движения, судно это было затоплено кораблями охраны. Второй налёт фашистской авиации в этот же день, 4 июля 1942 года, стал для неприятеля более успешным. Противнику удалось потопить три судна. Ситуация стала приближаться к критической: немцы не выпускали конвой из виду. Торговый караван был маломанёвренным и тихоходным. Каждую минуту со стороны неприятеля можно было ожидать новых атак. Так и случилось. Немецкое командование направило на конвой свою главную ударную силу в Северной Атлантике – линейный корабль «Тирпиц».

 

Линкор «Тирпиц». Источник: topwar.ru

 

===========================

Справка:

Корабль был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Своё название получил в честь гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица – основателя современного германского флота. Первоначально предполагалось, что «Тирпиц» будет действовать, как рейдер, нападая на торговые караваны союзников в Северной Атлантике. Однако судьба линкора «Бисмарк» заставила и Гитлера, и гросс-адмирала Редера с большой осторожностью отнестись к возможностям крупных надводных артиллерийских кораблей, не имеющих поддержки авианосцев (их строительство в Германии было в результате на время ускорено, но в строй ни один из них, в конце концов, так и не вошёл), потому «Тирпиц» использовался крайне осторожно и, как следствие, редко.

===========================

 

«Судьба конвоя была на волоске. Спасти его могли только быстрые действия высшего военно-морского командования союзников, в первую очередь британского адмиралтейства. Мощные силы прикрытия находились сравнительно недалеко, и получи они приказ действовать, конвою было бы нечего опасаться. Вместо этого адмиралтейство сделало совершенно невероятный ход и приказало кораблям охранения оставить конвой, а транспортам и танкерам «самостоятельно пробираться в советские порты». Иными словами, был брошен панический клич: Спасайся, кто может!» – так пишет о происходившем капитан второго ранга А. Белащенко.

Таким образом, тихоходные корабли и танкеры оказались брошенными на произвол судьбы и стали легкой добычей гитлеровских подводных лодок и авиации. Произошло это ещё до того, как караван подошёл к нашей операционной зоне.

О приказе английского адмиралтейства советское командование ничего не знало. В связи с этим, помощь удалось оказать лишь отдельным судам. Как печальный итог – гибель сотен моряков наших союзников, в море затоплено более 122 тысяч тонн важнейших грузов, которые были жизненно необходимы советским войскам.

 

Источник: uniteandwrite.com

 

Безусловно, ни одна война не обходится без потерь. Арктические конвои всегда сопровождали всевозможные опасности: гибли люди, корабли и грузы. Но разгром конвоя PQ-17 нельзя отнести к категории неизбежных военных потерь. Из рассекреченных документов того времени стало известно о совсем неприглядной истории.

Как оказалось, конвой PQ-17 был умышленно принесён в жертву руководством британского адмиралтейства и лично премьер-министром Англии Уинстоном Черчиллем, знавшим об этой операции и благословившим её. Английские военно-морские стратеги пытались использовать этот конвой в качестве приманки, жирного куска для того, чтобы выманить в море немецкий линкор «Тирпиц».

Этот крупнейший боевой корабль гитлеровского флота был переброшен немецко-фашистским командованием в Северную Атлантику с целью действий на коммуникациях, ведущих в арктические порты Советского Союза. «Тирпиц» должен был стать решающей силой по срыву перевозок союзников в северной зоне Атлантического океана.

«Тирпиц» был особенно опасен. Он обладал мощной артиллерией и тяжёлой бронёй и превосходил по своим возможностям английские и американские корабли. Перед англо-американским командованием встала проблема: как избавиться от «Тирпица»? Бороться с ним было очень трудно, поскольку немецкое командование тщательно оберегало этот корабль, выпуская его в море только тогда, когда было уверено в его полной безопасности», — пишет капитан второго ранга А.Белащенко.

 

Корабли конвоя PQ-17 незадолго перед отправкой из Хвальфьорда, Исландия. Слева британский эсминец HMS Icarus, за ним советский танкер «Азербайджан». Источник: Ware C. J. (Lt), Wikimedia Commons

 

И вот тогда английское военно-морское командование замыслило хитроумный секретный план: целью операции должно было стать уничтожение «Тирпица». Опасный линкор планировалось выманить в море под удар превосходящих англо-американских сил. Конвою PQ-17 в этой операции, как выяснилось, отводилась всего лишь роль приманки. Путь конвоя получился трагическим и бесславным. Бесславным потому, что стратегия английского военно-морского командования с треском провалилась. Конвой почти полностью был уничтожен, погибли корабли и крайне важный для нашей страны груз.

Навсегда в Арктике остались сотни моряков наших союзников.

А «Тирпиц» тогда сумел уйти. Из-за плохой работы английской военно-морской разведки выход его из базы своевременно обнаружен не был, посланная в засаду англо-американская эскадра наводилась на корабль из рук вон плохо, а в последний момент и вовсе «ввиду неясности обстановки» ушла из района патрулирования. Всё это привело к большим сложностям: брошенный на произвол судьбы конвой PQ-17 должен был неминуемо погибнуть. «Тирпиц» не был никем перехвачен и свободно выходил на беззащитные корабли конвоя.

Положение спасла советская подводная лодка К-21 под командованием Героя Советского Союза Н.А. Лунина. Перехватив немецкий линкор, она нанесла по нему торпедный удар, серьёзно повредила его и заставила гитлеровцев отказаться от дальнейших операций против конвоя.

Такова правда о напрасной гибели конвоя PQ-17. Его судьба была предрешена задолго до отплытия из Исландии. Судьба 34 транспортных судов и грузов, предназначенных для Советского Союза, не интересовала организаторов охоты. Им было важнее соблазнить «Тирпица» легкой добычей, заманить его подальше от укрытия, затем навалиться превосходящими силами и уничтожить.

 

Обложка книги «Крейсер «Улисс». Источник: blog.livedoor.jp

 

Так случилось, что на «Улисс» обрушились все беды, которые только можно себе представить – подводные лодки и торпедоносцы, шторм и холод, фашистский рейдер и трагическая ошибка командира конвоя. Смерть товарищей стала привычной, а потопленные корабли – не более чем эпизодом...

«Улисс…» отнюдь не «лёгкое чтиво», поэтому, прежде чем открыть эту книгу, соберитесь с мыслями и приготовьтесь к захватывающей, но серьёзной и трагической истории с очень печальной развязкой…

 

***

Максим Семёнов, специально для GoArctic

далее в рубрике