Аста Нильсен: датская звезда мирового кино в роли эскимосской девушки

Культура и искусство
Валерий Кондаков
11 Сентября, 2021 | 05:37
Аста Нильсен: датская звезда мирового кино в роли эскимосской девушки

Постер фильма «Эскимосская девушка». В главной роли Аста Нильсен. Из коллекции Потсдамского музея кино 


11 сентября исполняется 140 лет с момента рождения Асты Нильсен – одной из первых кинозвезд, секс-символа эпохи немого кино. В 1910 – 1920-е годы она была особенно популярна в России и Германии. Несмотря на то, что она, в основном, снималась в реалистичных драмах, ей также был присущ дар комедиантки. Вспомнить хотя бы фильм «Эскимосский младенец» (нем. Das Eskimobaby), где она исполнила роль инуитки из Гренландии.

Звезда родилась в Копенгагене, она с детства увлеклась театральным миром и с двенадцати лет уже выступала в качестве оперной хористки. За работой в театре закономерно последовала съемка в кино. Уже первый фильм Нильсен «Бездна» (дат. «Afgrunden», 1910 год) обеспечил ей и ее будущему мужу, режиссёру Петеру Урбану Гаду известность. Поскольку в 1910-е годы датский кинематограф был на подъеме и датские фильмы пользовались популярностью не только в Скандинавии, но и в других частях Европы и даже в США, то Аста Нильсен одномоментно стала звездой мирового масштаба.

Муж-режиссер снял Асту Нильсен в шести фильмах, из которых можно выделить комедийную дилогию про Ангелочка: «Ангелочек» (нем. «Engelein», 1914 год) и «Свадьба ангелочка» (нем. «Engeleins Hochzeit», 1916 год). Тогда она получала самую высокую среди кинозвезд заработную плату (в пересчете на американскую валюту: 80 000 долларов в год). Аста Нильсен была популярна повсеместно: например, в 1911 году в России она была признана самой популярной кинозвездой. Кстати, ее имидж повлиял на образ русской кинозвезды Веры Холодной (1893 – 1919 гг.).


https://3.bp.blogspot.com/-ij6U59zluhA/VgJoVehs19I/AAAAAAAAP50/tkrUZMuFHCI/s1600/25b3a967c394.jpg

Аста Нильсен в роли Гамлета. Кадр из фильма «Гамлет».

В это время Нильсен работала преимущественно в Германии, где в 1921 году основала кинопрокатную компанию «Аста филмс» («Asta Films»). Самым известным фильмом компании стал «Гамлет» (1921 год, режиссеры датчанин Свенд Гаде и немец Хайнц Шалль), где Аста Нильсен исполнила главную роль принца датского.

Следует отметить, что в это время в жизни и на экране ее партнером был русский киноактер Григорий Хмара (1878 – 1970 гг.), известный по главным ролям в фильмах Роберта Вине «Раскольников» (1923 год) и «Иисус Назаретянин, Царь Иудейский» (1923 год). В библейской драме Аста Нильсен сыграла Марию Магдалену.



Аста Нильсен. 


Появление звука в кинематографе завершило много кинокарьер. Так и Аста Нильсен, снявшись в 1932 году в своем первом и последнем звуковом фильме «Недопустимая любовь» (нем. Unmögliche Liebe), больше не возвращалась к актерству.

После прихода нацистов к власти актриса была приглашена на приём для киноактеров, где с ней за одним столиком сидел не кто иной как Адольф Гитлер, а Йозеф Геббельс предложил ей сотрудничество, пообещав создать для неё специальную киностудию. Однако Нильсен не приняла предложение и в 1937 году вернулась в родную Данию, где умерла в 1972 году.


https://en.tv36.com/asset/people/photo/20210212011401KLsUaq.jpg

По пути в Германию. Кадр из фильма «Эскимосский младенец».

Наивная эскимосская девушка

В 1916 году Аста Нильсен снялась, пожалуй, в своем самом арктическом фильме «Эскимосский младенец» (режиссеры Хайнц Шалль и Вальтер Шмидтесслер). Премьера состоялась 4 апреля 1918 года в Берлине. Партнером по кинокартине выступил Фредди Вингард.

По сюжету фильма молодой полярный исследователь Кнуд Преториус возвращается в отчий дом из Гренландии и привозит с собой девушку-эскимоску Ивигтут Сигурдсен. Это стало сюрпризом как для родителей молодого человека, так и для его невесты Анны фон Торн.


http://4.bp.blogspot.com/-axgCYr_Yg6c/UkhLPnYlXlI/AAAAAAAAKpc/yAxJDCh6WpU/s1600/p1841753516+copy.jpg

Ивигтут и зеркало. Кадр из фильма «Эскимосский младенец».

Для эскимоски, незнакомой с «благами современности», появление в Европе стало настоящим шоком: она виснет на стоп-кране в поезде, экстренно останавливая его, нажимает ночью на звонок, вызывая горничную и т.д. Во время отчета о поездке в Гренландию в исследовательском институте Кнуд демонстрирует Ивигтут наряду с чучелами птиц, при этом она обнюхивает профессора, предпочитая доверять своему носу, а не глазам. Все это выглядит по-настоящему смешно, и следует отметить комедийный талант Асты Нильсен.


https://en.tv36.com/asset/people/photo/20210212011401Rjumnm.jpg

Демонстрация эскимоски в исследовательском институте. Кадр из фильма «Эскимосский младенец».

После ссоры в доме Преториусов Ивигтут убегает «назад в Гренландию», вернее, проплыв через реку на лодке, она начинает «охотиться» на вещи в супермаркете (по сути, занимается лутингом). За такое заимствование ее задерживает охрана и отпускает только после приезда Кнуда. Невеста и родители, понимая, что Кнуд влюблен в эскимоску, пытаются от нее избавится, но она внезапно теряет сознание. Прибывший врач констатирует, что Ивигтут беременна, и вскоре она рожает мальчика. Выясняется, что Кнуд и Ивигтут женаты, и бабушка с дедушкой примиряются с необыкновенной невесткой. Тем не менее, счастливые родители с младенцем уезжают в Гренландию.


https://en.tv36.com/asset/people/photo/20210212011401MCYZuH.jpg

Эскимосский нюх. Кадр из фильма «Эскимосский младенец».


Несмотря на то, что в образе Ивигтут использованы некоторые элементы культуры инуитов (орнамент на одежде, «эскимосский поцелуй» (трение носа о нос)), конечно же, она, скорее, представляет собой обобщенный образ «благородного дикаря». Как чукча в советских анекдотах олицетворял собой гипертрофированные представления о малых коренных народах севера, так и Ивигтут представляет собой «дитя природы, которое знакомится с цивилизацией».


Das-Eskimobaby-AKA-The-Eskimo-Baby-1916.jpg

Афиша отреставрированной версии фильма «Эскимосский младенец».


Фильм напрочь лишен колониального пафоса (к тому же, Гренландия не была колонией Германии) и представляет собой пример легкой романтической комедии с использованием образа «наивной чукотской (в данном случае инуитской) девушки». При этом над главной героиней смеются по-доброму, помогают ей, обучают. Она не обманывается в своих ожиданиях, ведь немец Кнуд искренне любит ее и ради этого готов переехать в неродную для себя Гренландию.


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

далее в рубрике