Сейчас в Архангельске

16:01 2 ˚С Погода
18+

Экспедиция РГО и Минобороны по аэродромам трассы "Аляска - Сибирь". Часть II

Выявлены уникальные объекты техники и строения времён Великой Отечественной, требующие решений по их сохранению.  

Транспорт и логистика Вооруженные силы О науке и культуре Алсиб Марково Омолон Колыма Оймякон
Павел Филин
29 декабря, 2021 | 16:43

Экспедиция РГО и Минобороны по аэродромам трассы "Аляска - Сибирь". Часть II

Фото старой и новой полосы в посёлке Марково (фото Д.В. Ульянкина).



Продолжение. Начало здесь.


Марково

Обследование аэродрома производилось в период с 14 по 19.08.21. Старая полоса заброшена, посадку совершили на современной действующей полосе.

Аэропорт изыскан летом 1942 г. вместо намеченного ранее аэропорта в районе посёлка Снежное; 21 октября 1942 г. была сдана во временную эксплуатацию грунтовая полоса размерами 1000х90 м. В 1944 г. полоса была уложена металлическими аэродромными плитами.


      Аэродром в посёлке Марково играл большую роль на заключительном этапе перегона, когда началась война с Японией: через него шли самолёты в Елизово на Камчатке и далее на фронт.

В 1944-45 гг. в Маркове вспыхнула сильная эпидемия гриппа, её называли «американский грипп», многие дети остались сиротами. Тогда возникла идея создать Марковский детский дом. В детдом привозили детей также из Певека, Провидения, Лаврентия и др., так набралось порядка 60-70 ребят. Детдом просуществовал до 1959 г.

На современном этапе старая ВПП заброшена, не эксплуатируется с 1980-х гг. ВПП сильно заросла ивняком высотой до 20 м, особенно за последние тридцать лет. По наблюдениям местных жителей наблюдается смещение границы лесотундры на север. Границы полосы из-за буйной растительности точно установить не удалось, встречаются значительные участки, покрытые металлическим аэродромными плитами. 


   Остатки аэродромных плит на старой полосе в пос. Марково (фото П.А. Филина).


Из приаэродромной инфраструктуры времён войны сохранилось здание аэропорта (КДП – контрольно-диспетчерский пункт) 1942 г. постройки. Местные общественники выступают за его сохранение и создание в нем клуба-музея. К сожалению, здание в плохом состоянии, окна и двери выбиты, почти каждый год подтапливается (жители отмечают в последние годы высокие паводки). Также подтапливается как старая, так и современная ВПП, которая построена недалеко старой, но имеет другое направление. На месте военного аэропорта в годы советской власти вырос посёлок, ставший своеобразным микрорайоном пос. Марково.






 Здание КДП, пос. Марково (фото П.А. Филина).


В районе Маркова в годы войны было несколько авиакатастроф и погибло несколько лётчиков. На кладбище установлено место захоронения только двух лётчиков: А.Д. Новгородского и Н.А.Шведова, погибших в 1942 г. во время катастрофы бомбардировщика А-20 Бостон.

В самом посёлке очень интересный музей с богатейшей этнографической коллекцией. Но помимо этнографии там встретился шильдик от японского самолёта. Что это за самолёт, как он попал в Марково – пока выяснить не удалось.




 Фото шильды из музея пос. Марково (фото П. Филина).

По данным местных жителей в 1970-х гг. остатки разных самолётов (в т.ч. военных) свалили и закатали тяжёлой техникой в протоку – Куйлу, недалеко от склада ГСМ при аэродроме. Сейчас это место заросло труднопроходимым ивняком. В результате поисков там были обнаружены многочисленные трудноопознаваемые остатки самолётов. По наличию гофрированного алюминия и каркаса из алюминиевых труб можно предположить, что это остатки самолётов типа ТБ. По сохранившейся зелёной окраске можно судить об их военной принадлежности.

 

  
    Остатки самолётов в пос. Марково (фото П. Филина).


    

Омолон

Исследования в Омолоне проводились 19-20.08.21. Пос. Омолон полностью обязан своим существованием аэродрому. Датой основания посёлка считается 1944 г. В том же году для снабжения аэродромных служб продовольствием был создан оленеводческий совхоз «Омолон».

Работы по изысканию и строительству аэродрома производились в летний сезон 1943 г. К тому времени была построена ВПП размером 1200х100 м. 


   Аэропорт Омолон (фото Д. Ульянкина).


На современном этапе аэродром действующий, современная ВПП совпадает с исторической. Взлётная полоса грунтовая, имеет размеры 1500х60 м, используется для регулярных полётов гражданской авиации.

В Омолоне сохранилось несколько зданий, построенных в годы войны: это здание гаража, а также типовые жилые дома, архитектурно оформляющие приаэродромную селитебную территорию.



 Дом военного времени в посёлке Омолон, фото П. Филина.


Интересно, что крыша гаража покрыта черепицей из вырезанных крышек бочек с американскими маркировками 1944-1945 гг., и листовым железом из тех же раскатанных ленд-лизовских бочек.


 Здание гаража и крыши из американских бочек, пос. Омолон (фото П.А. Филина).


В мастерской в рабочем состоянии станок фирмы Bradford, поступивший по программе ленд-лиза:


    Американский станок в пос. Омолон (фото П. Филина).

На аэродроме сохранился грейдер «Катерпиллер» (Caterpillar pull grader №33), модель 1937 г., который до сих пор эксплуатируется – зимой им чистят снег.


    Грейдер «Катерпиллер» (Caterpillar pull grader №33), пос. Омолон (Фото П.А. Филина).

 

 Зырянка

Исследования в Зырянке проводились 20-30.08.21. Посёлок возник в 1937 году в связи с разработкой месторождения каменного угля «Дальстроем».

К постройке ВПП приступили осенью 1941 года. Для этого выбрали низкую песчано-гравийную косу р. Колыма. В феврале 1943 г. И.П. Мазурук, по всей видимости, на этой косе посадил группу из двенадцати «Аэрокобр». Всю ночь жители Зырянки топили дровами железные печки, установленные под самолётами, накрытыми большими брезентами. На утро все самолёты благополучно улетели.

На современном этапе это действующий аэродром, во время половодья затапливается. ВПП грунтовая, имеет размеры 1500х40 м, используется для полётов гражданской авиации. Место исторической полосы, скорее всего, частично «съедено» абразией берега.


  Вид на ВПП пос. Зырянка (фото Д. Ульянкина).


Из старых зданий авиагородка времён войны сохранился только один жилой дом, находится на расселении по программе ветхого жилья.

На местном кладбище похоронены члены экипажа самолёта A-20G № 253721 разбившегося 6 июня 1943 г. в районе Верхоянского хребта (Гродзенский И.Л., Михайлюк А.А., Суранов И.Р). Лётчики считались пропавшими без вести. Самолёт обнаружен только в 1972 г.

Из объектов техники в районе аэропорта на берегу сохранились остатки колёсного парохода «Колымский водник» (ранее «Э.Берзин»).

Недалеко от поселка в т.н. «Невской протоке» были обследованы остатки четырёх колёсных пароходов, представляющих исторический интерес. На таких пароходах привозилось топливо для самолётов по реке Колыме с трассы Северного морского пути.


  Остатки пароходов в Невской протоке, фото П. Филина.


Сеймчан

Исследования проводились 21.08.21. В настоящее время действующий аэропорт в Магаданской области России, расположенный в двух километрах к юго-востоку от посёлка Сеймчан.

Изыскания, проектирование и строительство аэродрома началось зимой 1941-42 гг. Принят в эксплуатацию 22 июля 1942 г.

В архиве аэропорта удалось обнаружить комплект строительной документации, из которой стало известно, что проектированием занималась контора «Колымпроект» Дальстроя.

С 2019 г. ведётся глубокая модернизация аэропорта и строительство ВПП с искусственным покрытием.

Из объектов инфраструктуры времён войны сохранилось здание аэровокзала. В 2017 г. зданию присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения.


  Здание аэропорта в пос. Сеймчан (фото Д.В.Ульянкина).


Рядом со зданием аэровокзала находится стела, посвящённая лётчикам, погибшим в ходе перегона самолётов. Под ней похоронены лётчики, погибшие 28 июня 1943 г. в катастрофе самолёта А-20 № 233203 (Охапкин А.Ф., Сапруненко Б.З., Скирдонов В.Д.).

Кроме того, на общем кладбище пос. Сеймчан похоронены лётчики, потерпевшие крушение 27 мая 1943 г. на самолёте А-20 (Федотов И.С., Артюхов М.И., Трошин М.М.) и лётчик Терентьев А.Н., погибший 7 июня 1945 г. в катастрофе самолёта Р-63 № 44103.


Сусуман

Исследования проводились 31.08.21.

Аэропорт ведён в строй в 1942 г. (в то время имел название Берелёх). На современном этапе имеет статус авиаплощадки. Историческая ВПП не совпадает с современной ВПП и не используется.

Рядом с полосой сохранились некоторые объекты, построенные в годы войны. В 2001 г. объекты переданы Русской православной церкви и там организован скит Сергия Радонежского. В скиту прекрасно сохранившееся двухэтажное здание гостиницы аэропорта времён войны в «теремковом» стиле. Внутри сохранились элементы интерьера, деревянные колонны, арки. Основные пространства переделаны под храмы и служебные помещения.


 Здание гостиницы аэропорта Сусуман (фото П. Филина).


Оймякон

Изыскания, проектирование и строительство аэропорта началось в августе 1942 г. На 01.01.1943 г. в эксплуатацию было сдано лётное поле 1200х100 м с приаэродромной инфраструктурой.

На современном этапе аэропорт имеет статут авиаплощадки, современная ВПП совпадает с исторической.

 Рядом с полосой сохранился ряд строений времен войны, например старое здание аэропорта:


 Здание аэропорта в Томторе (фото П.Филина).


Сохранилось также несколько домов военного времени. Крыльцо одного из домов покрыто крышками от ленд-лизовских бочек. После войны приаэродромный посёлок продолжал развиваться, сформировавшись в отдельный микрорайон с. Томтор. В аэропорту открыт мемориал, посвящённый перегоночной трассе. 


  Стела в Томторе (фото П.Филина).


Историей трассы активно занимаются местные краеведы. В экспозиции школьного музея и краеведческого музея представлены материалы, посвящённые трассе, фрагменты самолётов, потерпевших крушение в районе Оймякона.

На кладбище похоронен один и участников перегона – на табличке надпись: Лобарев Дмитрий Михайлович.

По мнению краеведов, это ошибка, здесь похоронен Григорий Шаповалов, который погиб 29 октября 1942 г. Он выпал из самолёта А-20 при перелёте на участке Сеймчан-Якутск (из-за плохого крепления нижнего люка).


Хандыга (Тёплый Ключ)

Изначально строительство аэродрома осуществлялось в 70 км западнее, у посёлка Хандыга, но место было выбрано без учета воздействия паводка и летом 1943 г. было поглощено болотом. В результате было выбрано новое место у пос. Тёплый Ключ, где к 1 ноября 1943 был открыт аэропорт, название его оставлено прежнее – Хандыга.

На современном этапе это действующий аэропорт с грунтовой полосой, совпадающей с исторической. На текущий момент ведутся работы по строительству новых зданий и сооружений аэропорта. Контрактом предусмотрено строительство служебно-пассажирского здания, гаража на десять парковочных мест, контрольно-пропускного пункта, обустроены наружные сети теплоснабжения, водоснабжения, канализации и другие строительно-монтажные работы. Объектов приаэродромной инфраструктуры времён войны не выявлено.


   Вид на ВПП аэродрома Хандыга (фото Д.В. Ульянкина).


Пос. Тюнгюлю (Тарат)

Посадка 03.09.21. Рядом с этим посёлком на льду озера Тюнгюлю был временный аэродром, принимавший самолёты зимой в случае непогоды в Якутске. К прилёту нашей экспедиции в посёлке были приурочены торжества по случаю открытия мемориала перегоночной трассе. На торжествах почётным гостем была Киренская Матрёна Егоровна, которая участвовала в обслуживании этого аэродрома.


 М.Е.Киренская и участник экспедиции архитектор В.А.Трошин.


Якутск

В годы войны в Якутске были расположены штабы перегоночной дивизии и Красноярской воздушной трассы, базировались 4-й перегоночный и 8-й транспортный авиаполки. Сейчас в Якутске действует современный международный аэропорт.

При въезде в аэропорт в районе КПП находится деревянное здание гостиницы, строительство которой началось в годы войны. Стилистически здание сходно со зданием в Сусумане и выполнено в «теремковом стиле». Здание не эксплуатируется, представляет явный архитектурный интерес и связано с историей перегоночной трассы. Требуется решение о его дальнейшей судьбе. Общественники предлагают на его базе создать музей авиации Якутии.


   Старое здание гостиницы при аэропорте гор. Якутска (фото П. Филина).


В октябре 1992 г., в честь 50-летия начала полётов по трассе в Якутском аэропорту был открыт мемориал памяти погибших перегонщиков. В его центре - стилизованная птица. Здесь же покоится прах членов экипажа бомбардировщика Б-25, потерпевшего катастрофу в районе посёлка Жатай 7 мая 1943 года. От этого комплекса идет аллея к площадке, по периметру которой установлено восемь плит с именами 113 лётчиков, погибших на трассе. Завершением мемориала стал полномасштабный макет истребителя Р-39 «Аэрокобра». История трассы представлена в Музее авиации Якутии и музее ДОСААФ.


Олёкминск

Изыскания, проектирование и постройка аэродрома начались с июля 1942 г., к 1 января 1943 г. построена полоса 1500х300 м.

Современная полоса находится на месте исторической. На текущий момент ведутся работы по реконструкции ВПП (1772x35) -- дополнительная отсыпка песком и щебнем, а также укладка пенополистирольных плит на всём протяжении ВПП.


    Аэропорт Олёкминск (фото Д.Ульянкина).


На территории аэропорта сохранилось старое здание контрольно-диспетчерского пункта. Точную дату строительства выяснить не удалось, документы утрачены. По устным данным, здание было построено в 1942 г., находится в хорошем состоянии, но требует принятия решения о его сохранении или сносе.


   Старое здание контрольно-диспетчерского пункта в Олёкминске (фото П. Филина).


Перед зданием аэровокзала установлен макет самолёта P-39 Аэрокобра и создана скульптурная композиция из бронзы «Мальчишеские мечты» скульптора Николая Чочасова.

В архиве аэропорта сохранились уникальные документы -- книги приказов 1940-х гг. по которым можно проследить историю и повседневную жизнь аэропорта в годы войны. Это единственный выявленный комплекс документов по аэропортам Алсиба.


 Документы военного времени в аэропорту Олёкминска (фото П. Филина).


Витим

К строительству грунтовой полосы приступили в июле 1943 г., и к 20.10.1943 г. аэродром с ВПП в направлении с севера на юг 1100х60 м принят во временную эксплуатацию с дальнейшим расширением полосы до размеров 1200х100.

На современном этапе Витим имеет статус авиаплощадки, современная ВПП находится на месте исторической. Статус аэродрома в Витиме ликвидирован после того, как компания Сургутнефтегаз в 2013 г. ввела в строй международный аэропорт Талакан в 150 км от Витима.

Площадка в Витиме периодически затапливается паводками реки Лены. В ходе ряда реконструкций все объекты, построенные в годы войны, были утрачены. 


    Вид на ВПП пос. Витим (фото Д.В. Ульянкина).


В архиве аэропорта сохранились отдельные документы из проектной документации 1940-х гг. – чертежи различных зданий (архитектор Конторович). Материалы о трассе "Аляска -- Сибирь" представлены в школьном музее Витима и в частной коллекции краеведа М.П. Амузинского.


Киренск

Изыскания, проектирование и постройка аэродрома начались зимой 1941-42 гг., лётное поле 1200х120 м с приаэродромной инфраструктурой сданы в эксплуатацию 01.01.1943 г.

На современном этапе аэропорт действующий, современная ВПП находится на месте исторической. Тип покрытия – асфальт. После затопления полосы в 2001 г. в результате высокого уровня реки Лены, наблюдается ежегодное ухудшение состояния полосы, которая требует модернизации.


  Вид на аэродром Киренска (фото Д.В. Ульянкина).


Перед зданием администрации установлена мемориальная композиция из макетов трёх самолётов – «Аэрокобры», «Кингкобры» и «Бостона». 


   В городском саду похоронены лётчики с самолета A-20 Бостон, который упал недалеко от Киренска 24 марта 1943 г. Катастрофа самолёта А-20 № 13587 произошла в 18 км от аэродрома Киренск. Потеряв ориентировку в условиях облачности, столкнулся с сопкой в верховьях речки Осиновки. Считался пропавшим без вести. Обнаружен поисковиками Киренского авиапредприятия в июле 1987 г. Экипаж: Заместитель командира эскадрильи 4 ПАП капитан Лобарев Дмитрий Михайлович. Штурман звена 4 ПАП капитан Ершов Михаил Константинович. Воздушный стрелок-радист Нечепуренко Василий Николаевич. Похоронены в Киренске 1 сентября 1988 г.

Среди объектов приаэродромной инфраструктуры сохранилось два дома времен войны.


Основные выводы

  1. Из 14 обследованных аэродромов четыре заброшены и не соответствуют условиям пригодности (Чаплино, Уэлькаль, Анадырь-Горка, Танюрер), три имеют статус авиаплощадок (Оймякон, Сусуман, Витим), на трёх ведётся реконструкция (Хандыга, Сеймчан, Олёкминск), на двух из них будут созданы ВПП с искусственным покрытием (Сеймчан и Олёкминск).
  2. Все четыре заброшенных аэродрома – на Чукотке, перестали эксплуатироваться ещё в 1990-х гг.
  3. В годы войны самоотверженным трудом была создана авиатрасса, которая связывала страну в широтном отношении в единое целое и работала в параллели с Транссибом и Северным морским путём. Важно то, что история трассы не заканчивается периодом войны. Созданная сеть аэродромов функционировала весь постсоветский период и внесла огромный экономический и социальный вклад в развитие регионов.
  4. На современном этапе разорваны связи между аэропортами Алсиба, попасть из одного аэропорта в другой практически невозможно, т.к. они сейчас завязаны на региональные центры, трасса как связующий коридор в широтном отношении не работает.
  5. Выявлены уникальные строения времён Великой Отечественной войны, представляющие большой исторический интерес и требующие обоснованных решений по их сохранению.
  6. Выявлены уникальные объекты техники, поставлявшейся по ленд-лизу.
  7. Собрана информация по погибшим самолётам на основе которой возможна организация второго этапа экспедиции.

Основные рекомендации

1.      Создать межрегиональную ассоциацию на уровне глав администраций, объединяющую поселения, где базировались аэродромы Алсиба. Данная ассоциация позволит возродить межпоселенческие и межрегиональные взаимодействия и оживит срединную трассу, объединяющую страну в широтном отношении.

2.      Разработать единую межрегиональную (в перспективе -- международную) программу сохранения наследия перегоночной трассы Аляска – Сибирь.

3.      Разработать единую стилистику аэродромов Алсиба.

4.      Проработать вопрос о награждении населённых пунктов, внёсших весомый вклад в создание и поддержание трассы Аляска-Сибирь в годы войны.

5.      Провести экспедицию с целью изучения мест крушений самолётов, перегонявшихся по трассе Алсиб.

6.      Принять обоснованные решения по сохранению наиболее важных исторических объектов, построенных в годы Великой Отечественной войны, связанных с трассой Алсиб.

7. Рассмотреть возможность возвращения статуса аэропорта Оймякон (Томтор), который является центром развития туризма в Якутии; ускорить процесс принятия решения по реконструкции аэропорта Киренск.

8. Создать геоинформационную систему по наследию перегоночной трассы «Аляска-Сибирь».


Автор: Павел Анатольевич Филин, историк, зам. директора Арктического музейно-выставочного центра.














далее в рубрике