Сейчас в Мурманске

00:43 -9 ˚С Погода
18+

Эрнст Кренкель и «Челюскинцы»

24 декабря исполнилось 118 лет со дня рождения выдающегося полярника Эрнста Кренкеля

Челюскин Кренкель
Валерий Кондаков
24 декабря, 2021 | 09:32

Эрнст Кренкель и «Челюскинцы»

Плакат фильма «Челюскинцы»


Эрнст Кренкель был участником многочисленных арктических экспедиций, развивал в СССР движения радиолюбителей и филателистов. Он был главным радистом на пароходе «Челюскин», а после гибели последнего обеспечивал связь дрейфовавшего на льдине лагеря Шмидта с Большой землей. Именно этому событию посвящен двухсерийный фильм «Челюскинцы» (1984 год, режиссер Михаил Ершов).

Эрнст Теодорович Кренкель родился в Белостоке в немецкой семье. Позднее он переехал в Москву и окончил курсы радиотелеграфистов. В 1927 году Кренкель впервые применил коротковолновую радиосвязь в Арктике, работая на полярной станции Маточкин Шар на Новой Земле. В 1930 году Эрнст Теодорович установил рекорд дальности связи: находясь в Арктике на острове Гукера (архипелаг Земля Франца-Иосифа), используя самодельную аппаратуру, он провёл радиосвязь с антарктической базой Литл-Америка первой экспедиции Бэрда, находившейся на шельфовом леднике Росса.



Э.Т. Кренкель. Фотография. Источник: mmsk.ru


Кренкель был участником арктических экспедиций на ледокольном пароходе «Георгий Седов» (1929 год), на дирижабле «Граф Цеппелин» (1931 год), пароходах «Сибиряков» (1932 год) и «Челюскин» (1933–1934 гг.). Позднее Эрнст Теодорович был начальником полярных станций на мысе Оловянном архипелага Северной Земли и на острове Домашнем в группе островов Сергея Каменева.

После работы на дрейфующей станции «Северный полюс» (1937–1938 гг.) Кренкель был начальником Управления полярных станций и связи Главсевморпути, позднее – заместителем начальника Главсевморпути.



Кренкель за работой. Источник: ИТАР-ТАСС / газета «Правда» 1937-1938 гг. / РГО


Кроме того, Эрнст Теодорович много сделал для развития радиолюбительства и филателии в СССР, его именем названы многочисленные улицы и арктические географические объекты. Однако фильм о таком выдающимся полярном исследователе до сих пор не снят. Можно лишь вспомнить образ Кренкеля, воплощенный актером Валерием Кравченко в фильме «Челюскинцы».

Этот фильм достаточно подробно описывает историю попытки прохода «Челюскина» по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. Начинается фильм с напутствия товарища Кирова (Евгений Гвоздёв) о том, что «через две-три пятилетки мы обязаны твердо стоять в Арктике». Несмотря на политический энтузиазм, капитан судна – В.И. Воронин (Петр Вельяминов) не уверен, что корпус «Челюскина» выдержит давление льдов, но начальник экспедиции – О.Ю. Шмидт (Александр Лазарев) верит в успехе предприятия.



Режиссер показывает путь Шмидту. Фото со съемок. Источник: Ленфильм


Сразу после отплытия на пароходе напиваются строители, которые спорят, в честь кого назван остров Врангеля, куда они держат путь, чтобы строить станцию. Самый буйный из них – Дмитрий Скворцов (Семен Морозов) считает, что остров назван в честь Черного барона, он ведет себя агрессивно и хватается за нож.

Вскоре начинаются первые трудности с проходом, и капитан Воронин предлагает вернутся, потому что не готов рисковать жизнями женщин и детей, которых взяли в рискованное путешествие. Воронин считает, что если с ними что-нибудь случится, то это будет позор на «весь мой поморский род». Тем не менее, перегружают уголь на корму и решают двигаться дальше, взрывая лед, навстречу «Челюскину» должен идти ледорез «Литке».



Дмитрий Скворцов и его девушка Ольга. Кадр из фильма «Челюскинцы»


Во время вынужденного дрейфа на судне ученые проводят исследования, а строители откровенно скучают и задаются вопросом: «а зачем мы вообще сюда сунулись, хотя разве бы поехали, если бы зажиточными были?». Для подавления упаднических настроений комсомольцы организуют концерт с чтением стихов, показом фокусов и исполнением Дмитрием Скворцовым (в красной рубахе и сапогах) народной песни про Соловья. Таким образом маркируется 1934 год, когда историографы фиксируют начало «русского (национал-большевистского) поворота» в сталинской культурной политике.

Челюскинцы воодушевляются, но на пути энтузиазма масс становится несовершенство техники: ледорез «Литке» из-за неисправностей ушел на Большую землю, а «Челюскин» раздавлен льдами (причем погиб завхоз Могилевич) и 104 человека начали свой дрейф на льдине.

Капитан Воронин очень переживает гибель «Челюскина», виня в ней не только себя, но и датское производство: «корабли для таких походов надо у нас строить, а не за границей. У нас (вероятно, имеются в виду традиционные поморские технологии - прим. авт.) опыта побольше».



Комиссия под руководством Куйбышева. Кадр из фильма «Челюскинцы»

Для спасения челюскинцев организуется специальная комиссия под руководством Куйбышева, постановившая осуществлять спасательные вылеты силами лучших и опытных летчиков, для чего пришлось даже закупать самолеты в США.

Строители, оказавшиеся на льдине, возглавляемые Дмитрием Скворцовым приходят к Шмидту и сообщают о своей готовности уйти по льду к чукчам. На что Отто Юльевич резонно возражает: «У нас на льдине – маленькое, но советское общество. Буду стрелять в желающих самовольно покинуть лагерь». Правда, это ледяное общество показано более свободным, чем советское: в стенгазете высмеивается такое явление как «вид на жительство».



Кренкель на посту. Кадр из фильма «Челюскинцы»


Вскоре прибывают первые советские летчики, и начинается эвакуация. В итоге всех 104 вынужденных полярников, после двухмесячного дрейфа, удалось вывезти на Материк. Они получили различные награды, а спасшие их летчики были впервые удостоены звания Героя Советского Союза: Звезду № 1 получил Анатолий Ляпидевский, первым обнаруживший лагерь Шмидта.

Фильм «Челюскинцы», снятый в 1984 году очень своеобразно (сообразно времени) показывает события 30-х годов. В картине почти нет Сталина и других большевиков, за исключением Куйбышева и «народного трибуна» Кирова, к которым сохранилось хорошее отношение в последние годы советской власти (напомню, Сергей Миронович по-прежнему занимает третье место в негласном соревновании памятников в России, больше него только изваяний у Ленина и Пушкина).



Чукчи-визитеры. Кадр из фильма «Челюскинцы»

С большой любовью показаны персоны Шмидта – непоколебимого ученого и Воронина – капитана, заботящегося о людях. Интересны образы малых коренных народов Арктики – чукчей: два представителя этого этноса приезжают попить чай на «Челюскин» и с ними беседуют Шмидт и Воронин, принимая решение о дрейфе. После их визита девушки начинают «щеголять» в малицах, удобных для арктических условий. Вероятно, они были подарены чукчами (в реальности северяне даже вывезли к себе несколько нуждающихся челюскинцев еще до гибели парохода).

Интересен образ Дмитрия Александровича Скворцова – простого русского строителя, возлюбленного Ольги (участница экспедиции, мечтающая попасть за границу). Поначалу он пьет и тянется за ножом, который всегда в кармане, потом он задается вопросами о том, почему у нас не все живут зажиточно и подговаривает мужиков уйти пешком из лагеря (к чукчам? А может на Аляску?), но в итоге снова просится в Арктику и одним из последних покидает льдину в парашютном ящике самолета (то есть с риском для жизни).

В этом фильме представлен единственный кинообраз Эрнста Кренкеля. В разговоре со строителями командование сообщает, что «радист у нас экстра-класса», что характеризует квалификацию Кренкеля. Уже дрейфуя на льдине, Эрнсту Теодоровичу удается установить связь с Большой землей и поддерживать ее на достойном уровне, а это самое важное в координации спасения: первый же летчик, приземлившийся на льдине, сообщает, что привез аккумулятор для Кренкеля, подчеркивая важность связи.



Кренкель за работой. Кадр из фильма «Челюскинцы»

Один забавный момент может обыгрывать национальность Кренкеля (да и О.Ю. Шмидта): зачитывая радиограмму, Эрнст Теодорович сообщает, «… но главное: он (имеется в виду летчик) везет нам свежее пиво». На что Шмидт заявляет: «Все на аэродром, кроме радиста». Конечно же, глава экспедиции спешит очистить поверхность для приземления от снега, а не троллит своего «земляка» (напомню, Кренкель и Шмидт – «российские немцы») за его влечение к национальному напитку.

Интересно, что Э.Т. Кренкель показан не только радистом, постоянно находящимся («дневалящим») на своем посту, но и человеком, интересующимся географией: он изучает карту дрейфа льдов. В дальнейшем эта черта поможет Эрнсту Теодоровичу участвовать и возглавлять важнейшие советские арктические проекты.


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

далее в рубрике