Сейчас в Мурманске

01:17 -4 ˚С Погода
18+

Настоящий Гамлет: племянник основателя столицы Руси и дядя Рагнара Лодброка

Все знают «Трагическую историю о Гамлете, принце датском», но мало кто знает, что Шекспир использовал историю из средневековой хроники «Деяния данов»

Гамлет Принц ютландии
Валерий Кондаков
10 ноября, 2020 | 08:52

Настоящий Гамлет: племянник основателя столицы Руси и дядя Рагнара Лодброка
Обложка диска фильма «Принц Ютландии» («Эпическая сага о викинге»). Источник: amazon.com

 

Все знают «Трагическую историю о Гамлете, принце датском» или просто «Гамлета» – одну из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Однако мало кто знает, что Шекспир в качестве литературной основы использовал историю из средневековой хроники «Деяния данов».

Пьеса была написана Уильямом Шекспиром в начале XVII века, хроника – Саксоном Грамматиком в XII веке, но события происходили ещё на 500-600 лет раньше.

 

Легендарный Амлет и его родня

В третьем томе «Деяний данов» Саксон Грамматик так описывал сведения об Амлете: его отец Хорвендил в благодарность за службу датскому правителю Хрёрику (Рюрику) Метателю Колец из рода Скьёльдунгов получает в жёны дочь последнего – Геруту и правит в Ютландии.

Брат Хорвендила Фенгон убил его и женился на его вдове. Сын Хорвендила, его наследник Амлет, притворялся сумасшедшим и планомерно готовился к мести. Фенгон и его приспешники всячески испытывали Амлета, пытаясь понять, не симулирует ли он: ему подкладывали девушку, оставляли наедине с матерью и в итоге, на всякий случай, отправили в Англию, чтобы там его убили.

С помощью изменения рунического послания и своих дедуктивных (в холмсовском понимании) способностей Амлет вызвал доверие английского правителя, женился на его дочери и через год вернулся в Данию. Там он споил и сжёг своих врагов, а также лично заколол дядю и стал править. Такова подлинная история Амлета, правителя Ютландии.

Интересно, что бабушкой Амлета по материнской линии была Ауд Богатая, которая после того, как её отец Ивара Широкие Объятия убил её мужа, бежала в Гардарики. Гардарики (Гардарика, Гарды) (др.-сканд. ᚴᛅᚱᚦᛅᚱᛁᚴᛁ, Garðaríki, норв. Gardarike, швед. Gårdarike) – это не что иное как норманнское название Руси (главным образом, её северо-западной части), известное в Северной Европе в Средние века. Термин можно перевести как «страна городов» или «страна крепостей».

 

 ттт.jpg

«Туманы Гардарики». Художник А.Б. Угланов. Источник: uglanov-tver.ru

 

Здесь, в Гардарики, Ауд Богатая вышла замуж за местного правителя Радбарта из рода Инглингов и родила будущего конунга Рандвера, который основал город Альдейгьюборг. Этот город носит сейчас название Старая Ладога, а датой его основания (по данным дендрохронологии) считается 753 год.

Стало быть, если поверить данным Саксона Грамматика и легендарным сагам, то дядя Амлета основал Первую столицу Руси (или Древнюю столицу Северной Руси, если быть корректнее в формулировках). Именно в Ладогу, вероятнее всего, будет приглашен княжить легендарный Рюрик (возможно, Рёрик Ютландский из рода Скьёльдунгов) в 862 году.

Интересно, что Рандвер, в свою очередь, являлся дедом легендарного Рагнара Лодброка, Амлет был его двоюродным дядей. Впрочем, доподлинно неизвестно, встречались ли они и существовали ли вообще.

Двигатель истории шекспировского Гамлета – это братоубийство и месть за отца. В семье легендарного Амлета не раз случались убийства родственников: его дядю Харальда, вероятно, убил его кузен Сигурд Кольцо, его деда убил собственный тесть, даже мифический отец его деда Хёд случайно убил своего брата бога Бальдра.

 

Альдейгьюборг. Художник Андрей Первухин. Источник: artstation.com

 

Сведения о легендарных конунгах Гардарики, в основном, берутся из так называемых «легендарных саг» или «саг о древних временах», которые изобилуют фантастическими элементами и содержат информацию, которую трудно подтвердить. Тем не менее, информацию из легендарных саг нельзя отбрасывать, просто к ней нужно относиться критически и подтверждать другими источниками. Также важное значение имеет сравнительное изучение различных по характеру письменных источников. Например, ряд общих черт содержит «Сага о Боси и Херрауде» и русские былины о Василии Буслаеве1, а также «Сага об Одде Стреле» и летописные сведения об Олеге Вещем.

 

Гамлет на экране

Такая популярная театральная пьеса не могла не быть экранизирована в числе первых. В 1907 году фильм «Гамлет» снял один из основоположников кинематографа – Жорж Мельес (1861-1938 гг.). В 1921 году на экраны вышел немецкий фильм «Гамлет» с великой актрисой Астой Нильсен в главной роли.

В 1948 году вышла британская экранизация с Лоренсом Оливье в главной роли и режиссёрском кресле. Четыре статуэтки «Оскар», две премии «Золотой глобус», призы Венецианского фестиваля и, конечно же, отзывы историков кино делают этот фильм самым популярным и каноническим с точки зрения близости к тексту.

 

Арнольд Шварценеггер в роли Гамлета. Кадр из фильма «Последний киногерой». Источник: film.ru

 

Также необходимо упомянуть фильм «Гамлет» Франко Дзеффирелли 1990 года. Исполнение Мелом Гибсоном главной роли привлекло к трагедии внимание молодежи, но, по мнению кинокритиков, не раскрыло сущность метущейся натуры принца датского. В том же году вышел фильм, посвященный «друзьям» Гамлета – «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда, который в лучших традициях постмодерна деконструирует сюжет произведения.

В 1996 году на экраны вышла киноадаптация «Гамлета» с Кеннетом Бранной в качестве режиссёра и актёра, исполнившего главную роль. Действие четырёхчасового фильма происходит в декорациях Викторианской эпохи. Несмотря на звёздный актёрский состав, фильм провалился в прокате.

Советским вкладом в гамлетовский киноканон является лента Григория Козинцева «Гамлет» 1964 года с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Позднее творение бывшего ФЭКСа полно экспрессионистских черт и оттепельных ожиданий. Судя по наличию в войсках Фортинбраса огнестрельного оружия и часто мелькающим шлемам типа Морион время действия – XVI – XVII века.

Режиссёр Юрий Кара перенёс время действия «Гамлета» в будущее в фильме «Гамлет. XXI век» (2009 год). Кроме того, он специфически подошёл к кастингу: Гамлета сыграл молодой актер Гела Месхи, Лаэрта – Данила Козловский, Розенкранца – солист группы «Корни», а Офелию – дочь режиссёра.

 

HamletII.jpg

Афиша театрального действия. «Тень викинга» отражает бессознательное Гамлета. Источник: leonardwebster.co.uk

 

Принц Ютландский

В 90-е годы XX века историю Гамлета неоднократно экранизировали, причём временем действия были и Позднее Средневековье, и Новое время, и современность. Его символические земляки – датчане решили отойти от шекспировской трактовки образа: оскароносный режиссёр Габриэль Аксель и историк-популяризатор Эрик Кьерсгаард написали сценарий, основываясь на «Деянии данов» Саксона Грамматика, и стали готовиться к съёмкам фильма, который в итоге получил название «Принц Ютландии» (другое название «Королевский обман», 1994 год).

На роль Амлета был приглашён Кристиан Бэйл, игравший до этого в советско-скандинавском фэнтези «Мио, мой Мио» (1987 год, режиссёр Владимир Грамматиков) и ставший позднее знаменитым «тёмным рыцарем». Его мать Герут сыграла Хелен Миррен (урожденная Елена Миронова), известная исполнением ролей венценосных особ от Цезонии в «Калигуле» 1979 года до Екатерины Великой в одноименном сериале 2019 года. Роль его дяди-братоубийцы досталась Габриэлю Бирну, сыгравшему в 2013 году в первом (на мой взгляд, лучшем) сезоне сериала «Викинги» ярла Харальдсона – главного антагониста Рагнара Лодброка.

 

Хелен Миррен в образе Герут. На груди «молот Тора». Источник: thefancarpet.com

 

Местом действия стала Ютландия – древнее датское королевство, а временем действия – Средневековье. Поскольку в фильме нет следов христианства, а, наоборот, много языческих черт: повешение отца Амлета, молот Тора как нагрудное украшение, нет характерных элементов эпохи викингов (доспехов и пр.), то, вероятно, показана эпоха Венделя, но на периферии, без ярких декоративных элементов2.

Так как в Ютландии нет ископаемых руд и чернозёма, то и население того времени было малочисленным и небогатым. Материальная культура в фильме показана довольно достоверно, ведь соавтором сценария и историческим консультантом был директор музея под открытым небом в Орхусе. Хотя он же был техническим советником фильма «Длинные корабли» (в нашем прокате «Корабли викингов», 1964 год, режиссёр Джек Кардифф), а его историчность далеко не так правдоподобна (впрочем, вероятно, у него была другая сфера ответственности)3.

    

Семейная идиллия. Кадр из фильма «Принц Ютландии». Источник: filmaffinity.com

 

Сюжетно фильм максимально близок к истории Амлета, рассказанной Саксоном Грамматиком, за исключением эпизодов нахождения героя в Англии. Там он завоёвывает доверие англо-саксонского правителя Линдси (исторической области, в настоящее время входящей в графство Линкольншир) не своими интеллектуальными способностями, а боевыми заслугами: Амлет возглавляет воинов и отражает набег правителя соседней области. С помощью различных воинских хитростей (дымовой завесы, выдавание мёртвых за живых) и личного мужества Амлет убивает главу нападавших, женится на дочери правителя Линдси и возвращается в Ютландию, где совершает месть.

 

Сумасшедший Амлет. Кадр из фильма «Принц Ютландии». Источник: filmaffinity.com

 

Особый акцент в фильме был сделан на то, что Амлет – человек действия, в отличие от Гамлета, который предпочитал наблюдение и размышление. Даже имитация сумасшествия – это театральное активное действие-обличение, а не монологи, полные намёков и двусмысленностей. Амлет показан актёром ещё до смерти отца: они с братом разыгрывают перед зрителями сцену охоты на кабана, поэтому странно, что присутствовавший дядя в дальнейшем не заподозрил его в лицедействе. Вообще, Аксель и Кьерсгаард этой сценой как бы намекают, что весь театр когда-то родился из ритуальной имитации сцен охоты.

Прекрасные актёры, опытный историк-консультант, режиссёр, уже снявший достаточно успешный исторический фильм о скандинавском Средневековье – «Хагбард и Сигне» (1967 год)4 – подходящий коллектив для рождения шедевра. Однако вышедший на экраны фильм «Принц Ютландии» провалился в прокате. Решающей причиной провала, вероятно, стала болезнь уже немолодого режиссёра, который, не в силах самостоятельно смонтировать материал, доверил эту задачу специалистам кинокомпании.

 

Амлет и Этель (Кристиан Бейл и Кейт Бекинсейл). Кадр из фильма «Принц Ютландии». Источник: kino-teatr.ru

 

Стремление снять «подлинную историю Гамлета», архаизирующую и деконструирующую популярный образ, при малом бюджете привело к неудаче, однако попытка имела большое значение. Мы узнали, каким был «Гамлет до Шекспира».

 

***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

 

Примечания:

1См. подробнее о Василии Буслаеве

2См. об экранизации эпохи Вендель

3См. подробнее о фильме «Длинные корабли»

4См. подробнее о фильме «Хагбард и Сигне»

далее в рубрике