Не только группа Дятлова: десять смертей у Священного озера

Природа Арктики Культура и искусство
Валерий Кондаков
30 Ноября, 2020, 06:00
Не только группа Дятлова: десять смертей у Священного озера
Куйбышевские походники за несколько часов до гибели. Источник: Архив Владимира Борзенкова, russian.rt.com

 

…Север, воля, надежда. Страна без границ.

Снег без грязи – как долгая жизнь без вранья.

Вороньё нам не выклюет глаз из глазниц,

Потому что не водится здесь воронья.

Кто не верил в дурные пророчества,

В снег не лёг ни на миг отдохнуть…

 

В.С. Высоцкий. Белое безмолвие
(написано в 1972 году для фильма «Земля Санникова»)
1973 год

 

На российских телевизионных экранах и дисплеях портативных компьютеров с успехом прошёл сериал «Перевал Дятлова» (2020 год, режиссёры Валерий Федорович, Евгений Никишов, Илья Куликов). Одним из слоганов сериала стала фраза – «Главная мистическая тайна СССР». Однако, «загадочная» гибель группы Дятлова не была единственной: подобные события происходили и позднее.

 

Чивруайская трагедия

Гибель десяти лыжников-походников из Куйбышева в 1973 году на территории Мурманской области вошло в историю под названием «Чивруайская трагедия». Власти, наученные горьким опытом, связанным с расследованием гибели группы Дятлова, ещё тщательнее засекретили эту историю. Во избежание слухов и провокаций даже близким родственникам не сообщили деталей дела.

 

5c73be42370f2c763c8b4587.jpg

Фотографии погибших участников похода. Источник: Архив Самарского государственного аэрокосмического университета им. С. П. Королёва

 

Десяток смертей, по мнению властей, был вызван чередой ошибок самих туристов и тяжёлой погодной ситуацией. В результате нехватки (может быть, сокрытия) информации трагедия в Ловозёрских тундрах не привлекает внимание многочисленных доморощенных сыщиков. Кузен одного из погибших Виктор Ворошилов пытался привлечь внимание к трагедии, но был убит (ему в голову кинули камень и сожгли тело) в 2019 году.

Что доподлинно известно о трагедии? Девять юношей, большинство из которых были студентами Куйбышевского авиационного института, и одна девушка – работница местного завода «Экран» поехали в Мурманскую область для несложного шестидневного лыжного похода. 25 января они вышли из посёлка Ревда Ловозёрского района и должны были прийти 31 января в город Кировск. Однако уже 27 января стало известно, что ребята попали в беду.

 

Карта событий, составленная по показаниям метеорологов. Источник: Архив Владимира Борзенкова

 

Группа под руководством Михаила Кузнецова прошла по льду Сейдозера, затем ещё несколько десятков километров вдоль ручья (реки) Чивруай и остановилась на привал. Всё, казалось, шло по плану. Однако затем, по непонятным причинам, опытные походники стали в сумерках подниматься на перевал Чивруай. Вероятнее всего, руководитель (или руководители) группы в условиях резко ухудшившейся погоды (понижение температуры и сильный ветер) принял решение подниматься на высоту, так как боялся, что людей попросту погребёт под снегом. Возможно, что группа изначально планировала перейти через перевал и укрыться от ветра, и только на перевале что-то пошло не так. Также может быть, что погода резко изменилась уже на перевале, а до этого всё было спокойно.

 

Фрагмент маршрута похода. Источник: samara.kp.ru

 

Подобное фатальное (как показали последующие события) решение подкреплялось другой ошибкой: на перевале группа разделилась. Половина группы осталась наверху и, вероятно, попыталась установить палатку, но не смогла сделать это из-за шквального ветра и легла на одну часть палатки, а другую использовала как заслон от ветра и снега. Они замёрзли, причём в рюкзаках у них остались тёплые вещи, которые можно было надеть.

    

Карта-схема места трагедии. Источник: Архив Владимира Борзенкова

 

Другая половина группы попыталась спуститься. До конца непонятно: их послали для разведки маршрута или группа разделилась в результате конфликта. Вероятно, это всё же была разведка, так как вещи (включая лыжи) они оставили наверху.

Спустившись, группа разведчиков снова разделилась: двое попытались вернуться к основной группе, чтобы показать путь, но замёрзли по дороге, а трое остались внизу, ожидая подхода основной группы, они также замёрзли. Также возможно, что было две группы разведчиков, которые пытались найти удобные спуски, но замёрзли в процессе поиска или возвращения к основной группе.

 

Кадр уходящей «группы Кузнецова» с проявленной позже пленки. Источник: samara.kp.ru

 

Отсутствие сил, низкая температура и череда ошибок привели к гибели десяти туристов. И никакой мистики? Но почему достаточно опытные походники под руководством Михаила Кузнецова приняли столь фатальные решения и не смогли распределить силы?

 

Время и место

Поход намечалось провести с 25 по 31 января. Выбор времени очевиден: зимние каникулы. Однако, 1 или 2 февраля – одна из важнейших дат годового цикла, так как представляет собой срединную точку между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. Иными словами, это точка поворота от зимы к весне. Многие народы в древности праздновали это событие, отмечая встречу зимы с весной: например, у кельтов он назывался имболк. По славянским народным поверьям, в этот день единственный раз за зиму гремит гром – громовержец Перун начинает битву с силами холода.

После христианизации в эту важную дату стали отмечать праздник Сретенье – встречу Иисуса Христа с праведным Симеоном и Анной Пророчицей. Отголоском древнего праздника является знаменитый (благодаря одноименному художественному фильму) День сурка, когда по поведению животного определяют время прихода весны.

 

Противостояние Громовержца и великана. Источник: theartofanimation.tumblr.com

 

Следует отметить, что, как и во всех значимых точках годового цикла, сакральным считается не только сам астрономический момент, но некоторое время (неделя) до и после события. Гибель группы Дятлова произошла в ночь на 2 февраля 1959 года, а гибель группы Кузнецова почти 14 лет спустя: 26 января 1973 года.

Особую таинственность трагедии на Северном Урале придаёт то, что она случилась в окрестностях горы Холатчахль, что в переводе с языка манси означает «гора мертвецов» (вероятно, более правильный перевод – «мёртвая вершина», из-за почти полного отсутствия растительности).

 

Менгир в окрестностях Сейдозера. Источник: megalithica.ru

 

Ручей (река) Чивруай, вероятно, переводится с саамских языков тривиально: «галечный». Однако, он впадает в Сейдозеро недалеко от горы Куйвчорр. Сейдозеро (Сейдъявврь) переводится с саамских языков как священное озеро. Словом «сейд» называют мегалитическое сооружение в виде крупного валуна, который лежит на нескольких маленьких камнях (или другой мегалит), которое служило (и, в некоторых случаях, служит) объектом поклонения и магических манипуляций у саамов и соседних народов. Кроме того, у скандинавов словом «сейд» (seiðr) обозначали вид колдовства, схожий с шаманскими обрядами. Вероятно, в данном случае сходство слов не случайно, а является признаком древних контактов и обмена магическими практиками между скандинавами и саамами.

Куйвчорр переводится с саамских языков как гора великана (от саамского «куйва» – великан). Куйва – персонаж мифологии саамов, легендарный великан, обитавший в Ловозёрской тундре. Куйва сражался с саамами, но саамские боги после проведения обряда пришли на помощь, и бог-громовержец поразил его молнией1.

 

Изображение Хорагаллеса на саамском бубне. Источник: Wikimedia Commons

 

Саамский бог-громовержец Хорагаллес (Horagalles, также называемый Hora Galles или Thora Galles) функционально близок скандинавскому Тору, он также наказывает великанов и троллей, которые часто посещают скалы и горы, уничтожая их своей молнией (своим молотом).

Если посмотреть на гору Куйвчорр со стороны Сейдозера, то на склоне массива можно рассмотреть огромную фигуру, напоминающую великана, образованную природными подтёками воды и мха.

 

Гора Куйвчорр с «изображением» Куйвы. Источник: varandej.livejournal.com

 

Получается, что непосредственно перед тем, как погода резко изменилась и опытные туристы стали принимать ошибочные решения, как будто находясь в состоянии изменённого сознания, они прошли в сакральное время (непосредственно перед «встречей весны и зимы», когда Громовержец начинает свою борьбу с Холодом (Морозом)) возле священного места (где ранее произошла битва между Громовержцем и великаном (троллем)). Возможно, именно тогда куйбышевские походники совершили какие-либо ошибки, нарушили табу, помешали проведению обряда.

 

Арктическая истерия

Возможно, все ошибочные решения и, в первую очередь, подъём на перевал в сумерках после сложного перехода через Сейдозеро можно объяснить изменённым состоянием сознания, в данном случае, мерячением. Это явление, если допустить его существование, характеризуется повышенной тревожностью, судорогами, галлюцинациями, громкими криками или песнопениями. Оно случается с людьми только в Арктической зоне, преимущественно во время полярной ночи (особенно во время северного сияния). Что заставило усталых лыжников подниматься на перевал: уход от пурги, желание посмотреть северное сияние (или полярную звезду) или чувство тревоги?

 

Звезда (у картины есть и другие названия). 1923 год. Художник Альфонс Муха. Источник: slovosfera.com

 

Почти век назад в район Сейдозера отправилась экспедиция под руководством мистика и писателя авантюрных романов Александра Васильевича Барченко (1881-1938 гг.). Сотрудник экспедиции Элеонора Максимилиановна Кондиайн (1899-1986 гг.) позднее в письме сыну Барченко (от 2 января 1961 года) вспоминала, что саамы называли фигуру Куйвы на скале у Сейдозера «стариком», очень его боялись и впадали в состояние меряченья. При этом саамы говорили, что вы туда не доберётесь: «русский не должен видеть Сейдозеро».

Астроном Александр Александрович Кондиайн (1889-1937 гг.) наблюдал такой случай в районе Сейдозера:

«Погода менялась, ветер усиливался, облака собирались, надо было ожидать бури. Шум ветра и порогов речки сливались в общий шум среди надвигавшейся тьмы ночи. Подходя к веже, я испугал нашу хозяйку, она приняла меня за «старика» и испустила ужасный вопль и остановилась как вкопанная. Насилу её успокоил»2.

10 марта 1921 года Кондиайн сделал в своём астрономическом дневнике примечательную запись:

«В одном из ущелий мы увидели загадочные вещи. Рядом со снегом, там и сям пятнами лежавшим по склонам ущелья, виднелась желтовато-белая колонна вроде гигантской свечи, а рядом с ней кубический камень… Все эти странные сооружения аборигены приписывали мифическому народу чудь, в далёкие времена ушедшему в подземные лабиринты Лапландии. Вид каменной колонны производил незабываемое впечатление и вселял в людей безотчётный ужас. Завхоз экспедиции Пилипенко не выдержал и закричал, ощутив на себе приступы меряченья. Его едва удалось успокоить, но настроение у всех было настороженное и подавленное»3

Иллюстрация к произведению «Хребты безумия» Говарда Филипса Лавкрафта. Источник: wall.alphacoders.com

 

Вполне возможно, что через полвека после исследований Барченко/Кондиайна куйбышевские походники попали под воздействие мегалитов Сейдозера и под влиянием меряченья совершили череду фатальных ошибок.

Вышеописанная версия могла бы лечь в основу синопсиса будущего сериала. Если добавить в сюжет линии, связанные с экспедициями В.Н. Дёмина в 1997-2001 гг. в те же районы Кольского полуострова «в поисках Гипербореи», историю подземного ядерного взрыва, произведённого за полгода недалеко от места трагедии и так далее, то может получиться кинопродукция даже интереснее, чем заслуженно популярный сериал «Перевал Дятлова».

 

***

В.В. Кондаков, историк. Специально для GoArctic

 

Примечания:

1По другой, более реалистичной версии, Куйва был не мифическим существом, а предводителем народа чудь, которые враждовали с саамами. См. об этом подробнее здесь

2Цит. по Шишкин О.А. «Битва за Гималаи». М., 1999 с. 48

3Там же с. 49.

далее в рубрике