«Неизвестный солдат»: советско-финская война 1941 – 1944 гг. в кинематографе Финляндии

Культура и искусство
Валерий Кондаков
5 Сентября, 2021 | 05:49
«Неизвестный солдат»: советско-финская война 1941 – 1944 гг. в кинематографе Финляндии
Кадр из фильма «Неизвестный солдат» (2017 год).

В самом конце лета 1944 года после советского наступления в Карелии Финляндия предложила завершить боевые действия. Предложение о прекращении огня вступило в силу 4-5 сентября, а договор о перемирии был заключен через две неделе в Москве. Так была закончена последняя война между СССР и Финляндией. Позднее Финляндия даже начала военные действия против Германии. В финской историографии события 1939 – 1945 гг. делятся на три части: Зимняя война 1939 – 1940 гг. (фин. Talvisota), Война-продолжение 1941 – 1944 гг. (фин. Jatkosota) и Лапландская война 1944 – 1945 гг. (фин. Lapin sota).

Столь важные для молодой страны события не могли не найти отражения в национальном кинематографе. Зимней войне посвящен одноименный фильм «Talvisota» (1989 год, режиссер Пекка Парикка), который был снят по роману Антти Туури. Главный фильм о событиях советско-финской войны 1941 – 1944 гг. – это, безусловно, «Неизвестный солдат». Существует целых три экранизации военного романа финского писателя Вяйнё Линна, опубликованного 3 декабря 1954 года: версия 1955 года (режиссёр Эдвина Лайне), версия 1985 года (режиссер, Рауни Моллберг), версия 2017 года (режиссер Аку Лоухимиес). Интересно сравнить три экранизации и посмотреть, как менялось отношение финнов к той войне.



Обложка романа «Неизвестный солдат». Издание Modern Classics.


Роман Вяйнё Линна после выхода стал бестселлером и сейчас считается классикой финской литературы. Также благосклонно его приняли сами участники боевых действий. Сюжетно он повествует о солдатах финской пулемётной роты, которые получают приказ двигаться в направлении советской границы в 1941 году. Сначала герои убеждены, что действуют по справедливости, возвращая свои земли: они завоевывают столицу Карельской АССР – Петрозаводск и двигаются дальше на восток. Однако, столкнувшись с ожесточенным сопротивлением русских, финские солдаты понимают, что отправились не на легкую прогулку, а вступили на опасный путь, ведущий к гибели. При этом в книге содержится немало забавных моментов (например, пьянка на День рождения Маннергейма).

Уже первую экранизацию 1955 года можно назвать успешной, ведь ее только в кинотеатрах посмотрело около 2,8 млн. человек, то есть более половины жителей Финляндии того времени. Более того, с 2000 года ее показывают по местному телевидению в каждый День независимости Финляндии, несмотря на то, что хронометраж ленты составляет 2 часа 48 минут.


https://www.suomi24.fi/viihde/l/illan-leffa-tuntematon-sotilas-itsenaisyyspaivan-klassikko-145-6.jpg

Кадр из фильма «Неизвестный солдат» (1955 год).

Этот черно-белый фильм местами похожий на кинохронику снят в жанре трагикомедии с ярким музыкальным сопровождением и достаточно полно передает атмосферу книги. Видно, что финские кинематографисты пытаются показать русско-финскую войну 1941 – 1944 гг. как продолжение Зимней войны: герои постоянно говорят, что на них напали и отняли Карелию, опытные солдаты убеждают новобранцев, что русских можно убить, ведь они тоже люди.

По сравнению с последующими экранизациями в фильме 1955 года меньше показан конфликт между солдатами, которые случайно оказались на войне, и некоторыми офицерами, которые хотят построить Большую Финляндию. До переброски войск из Петрозаводска на Свирь военный фильм представляет собой комедию с песнями и танцами, затем, когда начинаются позиционные бои, он превращается в трагедию. Причем, драма нарастает по мере отступления непосредственно в Финляндию, когда простые солдаты понимают, что война проиграна.


https://seura.fi/awpo/img/2019/11/tuntematon-sotilas-elokuva01_tvmaailma.jpg?w=1000

Финский караул под огнем советской авиации. Кадр из фильма «Неизвестный солдат» (1955 год).

Финские солдаты показаны с гордостью на войне, когда один из них подрывает советский танк противотанковой миной, он закуривает с улыбкой, а не в ужасе, с трясущимися руками как в последующих версиях. «Финский Рэмбо» – ветеран Зимней войны Антти Рокка в одиночку уничтожает роту советских солдат. В быту, например, в захваченном Петрозаводске финские солдаты также ведут себя достойно, угощают детей хлебом, а русские девушки танцуют для них «Калинку» под музыку патефона.

Во время празднования Дня рождения Маннергейма солдаты пьют самогон, а офицеры – коньяк под пение «Хорста Весселя». В это время между лейтенантом Коскела, говорящим по-русски и считающим себя настоящим финном, возникает конфликт с прогерманским офицером. Таким образом показывается, что и в рядах финской армии были социалисты.


https://s4.afisha.ru/ms/7XxGDQGFS7tOG2Xv7jA51yd0RWzrGGUEYETxk8QiEBY.jpg

Кадр из фильма «Неизвестный солдат» (1955 год).

В конце фильма Карелия, которую навсегда покидают финские войска, показана опустошенной и разрушенной, заметно, что финнам 50-х годов очень больно от потери земель, которые они считали своими.

В фильме показано не так много единиц тяжелого вооружения, в основном артиллерия, передвигающаяся на конной тяге. Вероятно, после войны в Финляндии действительно наблюдалась нехватка техники в Вооруженных силах. Также следует отметить, что весь фильм пронизан религиозной составляющей, что менее заметно в последующих экранизациях.


https://www.suomi24.fi/viihde/l/illan-leffa-tuntematon-sotilas-itsenaisyyspaivan-klassikko-145-2.jpg

Кадр из фильма «Неизвестный солдат» (1955 год).

Через 30 лет была снята новая версия «Неизвестного солдата» продолжительностью 3 часа 17 минут. Она несколько отличалась от первой экранизации: была цветной, при съемках часто использовалась операторская работа «с рук» без штатива, актеры были подобраны более похожими на обычных взрослых людей, а не артистов.

Особых сюжетных изменений нет, просто в фильме меньше экшн-сцен, а больше разговоров по сравнению с предыдущей и последующей версиях. При этом акцент больше делается на том, что среди финских военнослужащих были как националисты, так и социалисты, симпатизирующие СССР, но все они вынуждены были воевать.

Финские солдаты как всегда стойки (стоят смирно в карауле, несмотря на налет советской авиации) и милосердны (кормят советского дедушку хлебом). При конфликте на День рождения Маннергейма все офицеры поют «Хорста Весселя», что подчеркивает реакционность финского офицерства.


https://2vngkj3vgq1035md8x4bmwva1c0w-wpengine.netdna-ssl.com/wp-content/uploads/2020/12/tuntematon-sotilas-mollberg-1985.jpg

Кадр из фильма «Неизвестный солдат» (1985 год).


Также наблюдается несколько исторических неточностей: советские пограничные столбы не похожи на реальные, а гранаты показаны без вытяжных шнуров.


https://images.kinorium.com/movie/600/1571354.jpg?1510732569

Постер фильма «Неизвестный солдат» (2017 год).

Третья экранизация взяла за основу сценария рукописную (более полную) версию романа, названную «Военный роман» (впервые издана в 2000 году). Кинокартина была снята аккурат к столетию независимости Финляндии за семь миллионов евро и собрала в прокате 13,5 миллионов евро.

Фильм сразу начинается с жестоких сцен войны, а не с подготовки в лагере как предыдущие фильмы. Финнов агитируют воевать против русских (в фильме их называют русаками): «Пятьсот лет враг находится в состоянии войны с нами». Заметно, что финны боятся русских, вернее их количества: между солдатами происходит такой диалог:

- Один финн стоит десяти русаков.

- Но если их будет двенадцать?


https://www.kinolorber.com/media_cache/images/filmgalleryfull/18_BetaCinema_Unknown_Soldier_copyright_Elokuvaosakeyhtioe_Suomi_2017.jpg

Кадр из фильма «Неизвестный солдат» (2017 год).

Следует отметить, что герои картины, в основном, показаны гораздо более молодыми, чем в других экранизациях. В фильме присутствует ряд жестких сцен: расстрел финских солдат-отказников, расстрел русского военнопленного, который выполняет финский солдат Лехто; самоубийство Лехто из винтовки, когда его бросают боевые товарищи и т.д. Солдаты-ветераны Зимней войны названы выходцами из Карелии, их цель – вернуть свою землю и прекратить войну, из-за чего часто возникают конфликты с офицерами.

После взятия Петрозаводска финские военные напиваются, заставляют детей говорить: «Русские капут. Слава финнам», за что, правда, дают им хлеб. Ветеран Антти с помощью своей любимой убойной машины ППШ уничтожает роту советских солдат и едет на неделю в отпуск к семье. Именно, сцены жизни в тылу как солдат, так и офицеров отличают третью экранизацию.


https://i.imgur.com/R3pQdPg.jpeg

Кадр со съемок фильма «Неизвестный солдат» (2017 год).

В фильме показаны как солдаты-националисты (Лехто), ушедшие на войну по идейным соображениям, так и солдаты-социалисты, ненавидящие классовую эксплуатацию (Лахтинен). Когда один офицер на День рождения Маннергейма пытается спеть «Хорста Весселя», его одергивают товарищи, что показывает идейное размежевание финнов с нацистами.

Много места в фильме занимают сцены отступления, что мало демонстрировалось ранее. Причем, упор делается на нежелание воевать, но необходимость исполнить свой долг перед страной. Офицер даже принимает решение утопить пулеметы в озере, чтобы вместо них нести раненых товарищей. Также «Неизвестный солдат» 2017 года отличает то, что показано как один из главных героев, единственный выживший на той войне – Антти возвращается домой.


https://www.aarrelehti.fi/image/policy:1.211299:1509086742/.jpg?f=default&w=800&$p$f$w=b347743

Парад в Петрозаводске. Кадр из фильма «Неизвестный солдат» (2017 год).

В целом можно проследить следующие тенденции: во всех трех версиях советско-финская война 1941 – 1944 гг. позиционируется как война-продолжение, финские солдаты показаны стойкими солдатами, которые постепенно разочаровываются в войне, но вынуждены продолжать свой нелегкий путь. Версия 1955 года, по сути, является музыкальной трагикомедией о едином финском военном организме. Версия 1985 года больше повествует о военных тяготах, она более приближена к реальности, в ней много разговоров и мало действия, причем, показаны разные финны (националисты, социалисты, аполитичные). Версия 2017 года содержит еще больше реалистичных сцен: как тяжелых для просмотра (расстрелы и самоубийства), так и радостных (пьянка на День рождения Маннергейма и посиделки с русскими девушками).


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic


далее в рубрике