«Побег»: фильм о сильных женщинах в средневековой Норвегии

Культура и искусство Нероссийская Арктика
Валерий Кондаков
29 Ноября, 2021, 06:35
«Побег»: фильм о сильных женщинах в средневековой Норвегии
Фрагмент постера фильма «Побег».

Если в Скандинавии снимают кино о Средневековье, то, как правило, это фильмы о викингах. Главными героями в них, безусловно, выступают мужчины. Тем вдвойне удивительно, что режиссер Роар Утхауг в 2012 году снял фильм о Норвегии XIV века, причем, главными героями (точнее, героинями), как положительными, так и отрицательными в нем стали женщины.

Фильм «Побег» (ориг. «Flukt». В российском прокате: «Пленница. Побег», в немецком прокате: «Побег – наследие викингов») показывает события 1363 года, к тому времени уже 10 лет пандемия чумы известная как Черная смерть забирает жизни норвежцев. Про это время в Скандинавии уже были сняты гениальные фильмы Ингмара Бергмана «Седьмая печать» (1957 г.) и «Девичий источник» (1960 г.).


https://i.ebayimg.com/images/g/gKYAAOSw0JpV6GWE/s-l1600.jpg

Постер фильма «Побег». 

Для показа жизни в это страшное время, когда умерло около половины жителей Норвегии, Роар Утхауг (известный в то время по арктическому слэшеру «Холодная добыча» выбрал жанр исторического боевика, сосредоточившись на показе преследования главных героинь. Это также не было оригинальным: в 1987 году норвежский режиссер Нильс Гёуп экранизировал саамскую легенду, действие которой происходит в XI веке, а в основе сюжета – преследование саамского юноши чудскими воинами. Позднее в 2016 году тот же режиссер снял фильм «Биркебейнеры», в котором в XIII веке группа баглеров (сторонников Дании) преследовала двух своих противников-биркебейнеров с младенцем на руках.


https://images.kinorium.com/movie/1080/85928.jpg?1507535489

Постер фильма «Проводник». 


Представляется вероятным, что Роар Утхауг был знаком с фильмом «Проводник» (даже постеры фильмов схожи) и, возможно, с творческим замыслом своего соотечественника по поводу съемок «Биркебейнеров». Несмотря на то, что преследование в этих фильмах происходило зимой, а события фильма «Побег» происходят осенью, время действия (Средневековье после викингов) и главная сюжетная линия (погоня, преследование) позволяют увидеть сходство. Можно даже осторожно выделить «Проводник», «Побег» и «Биркебейнеры» в трилогию «фильмов о преследовании в средневековой Скандинавии» («пасьют-фильмы»).


https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1542444/pub_5c73da37ae526300b31f3231_5c73e164c1146f00b3cce748/scale_1200

Семья. Кадр из фильма «Побег».

По сюжету фильма на семью из четырех человек, переезжающую с места на место в поисках еды, нападают разбойники и убивают всех кроме 19-ти летней девушки Сигне (Изабель Кристин Андресен). Она приглянулась главарю банды, вернее атаманше по имени Дагмар (роль исполнила Ингрид Бульсё Бердал, известная тогда по роли «последней девушки» в «Холодной добыче»), которая захотела ее удочерить. Привыкшая действовать силой Дагмар забирает Сигне в свой лагерь, где знакомит ее с другой своей приемной дочерью Фригг. Дагмар всячески кошмарит Сигне: не дает пить, угрожает отрезать палец, напоминает, что убила ее младшего брата Тормода, который до сих пор не похоронен.


https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/112656/pub_5c73da37ae526300b31f3231_5c73e12abe549400b427bbf3/scale_1200

Фригг и Сигне. Кадр из фильма «Побег».

Пережив ночь и чудом избежав изнасилования, Сигне освобождается с помощью Фригг. Предательский хруст ветки будит грабителей, и девушки подобно сестрам из одноименного фильма Сергея Бодрова младшего начинают свой побег. Им удается разрушить переправу через пропасть, попутно отправив туда одного из бандитов, которых осталось пятеро: токсичная мать Дагмар, вооруженная арбалетом, ее возлюбленный Арвид, предпочитающий меч, лучник Грим (роль исполнил Кристиан Эспедаль, известный также как Гаал, вокалист норвежской блэк-метал-группы «God Seed»), вооруженный топором Скьялг и насильник-неудачник Локе.


https://www.film.ru/sites/default/files/styles/thumb_1024x450/public/movies/frames/escape_4_0.jpg

Банда Дагмар (еще в полном составе). Кадр из фильма «Побег».

Когда Локе настигает беглянок, они вынуждены сопротивляться и оказавшийся под рукой камень сократил количество бандитов до четырех. Девочкам удается добрести до хутора, где они встретили охотника Трюгве, который рассказал о том, что, когда Черная смерть пришла в эти земли, жители обвинили во всем Дагмар. Ее беременную вместе с дочерью как подозреваемых в ведьмовстве подвергли испытанию водой (связали и бросили в воду): вода приняла дочь, посмертно доказав ее невиновность, а тело Дагмар так и не было найдено. Она потеряла двух детей: дочь и нерождённого ребенка, и стала безжалостной атаманшей банды разбойников.


201510_535847109763732_1900611275_o.jpg

Скьялг. Промо-фото фильма «Побег».


Видя, как Фригг счастлива в компании Сигне и Трюгве, токсичная мать Дагмар еще больше озлобилась и убила своего возлюбленного Арвида, который хотел отпустить девочек. Оставшиеся бандиты убивают Трюгве и прижимают девочек к водопаду. Фригг, поверив словам раскаявшейся матери, возвращается к ней, а Сигне падает в водопад. Выжив она понимает, что должна спасти свою «сестру по несчастью», компенсировав потерю брата. Сигне превращается из жертвы в охотника: она хоронит Трюгве и забирает его оружие, проникает в лагерь, выманивает Скьялга и заставляет его напороться на рогатину. Затем Сигне убивает Грима, вспомнив наставления отца и выпустив стрелу из лука.


https://film-book.com/wp-content/uploads/2013/01/isabel-christine-andreasen-flukt-escape-01-1920x1080.jpg

Сигне. Кадр из фильма «Побег».

В завершении процесса мести был продемонстрирован женский ножевой бой, когда почти победившая Дагмар отвлекается на крик Фригг: «Мама» и Сигне вонзает арбалетный болт ей промеж лопаток. Замечу, что взведенный арбалет некоторое время находился под водой, но это чудесным образом нисколько не повредило его тетиве.

После этого две освобожденные сестры хоронят Тормода, и Сигне дарит Фригг амулет с вырезанной руной «Одал», которая означает (помимо прочего) «Семью». А семья, как говорил Доменик Торетто, это самое главное.


bdda58b709b621b6b01d544ea990849c.jpeg

Дагмар. Промо-фото фильма «Побег». 

После выхода фильма на экраны норвежские кинокритики отметили историчность костюмов и игру Ингрид Бульсё Бердал, но ругали за то, что актеры говорили на современном норвежском языке, а не на диалекте, характерном для того времени и места. На мой взгляд некоторые детали костюмов (например, шнуровка одежды Арвида и Дагмар) все же характерны для более поздних эпох, а некоторые – представляются откровенно фэнтезийными. Из откровенных «ляпов» можно отметить, что в некоторых кадрах видны протекторы обуви преследователей, а также лямка бюстгальтера Сигне.


https://www.film.ru/sites/default/files/styles/thumb_1024x450/public/afisha/FLUKT/450/01.jpg

Дагмар. Кадр из фильма «Побег».

На мой взгляд, как в большинстве фильмов, снятых в Арктике, следует отметить кадры с прекрасной северной природой. Ведь «Побег» снимался осенью в норвежском Сирдале. Кроме того, интересен образ Дагмар, которая после обвинения в ведьмовстве действительно стала ведьмой (интересно, что по режиссерской задумке бандиты должны были быть приверженцами дохристианской нордической религии, но позднее от этой идеи отказались) и токсичной матерью. Визуально Дагмар похожа на Лагерту (из сериала «Викинги»), вернее ее образ, возможно, повлиял на создание этого сериального персонажа, ведь первый сезон вышел на следующий год после премьеры «Побега».

Главный посыл фильма: семья – это самое важное, особенно в такое трудное время, хотя, к сожалению, материнская любовь может привести к настоящему преследованию, во всех смыслах этого слова.


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic


далее в рубрике