Самый исторический русский фильм

Культура и искусство
Валерий Кондаков
16 Августа, 2020 | 05:21
Самый исторический русский фильм
Кадр из фильма «И на камнях растут деревья». Источник: nb.no

 

В последнее время большой популярностью пользуются сериалы и фильмы о викингах. Можно вспомнить канадско-ирландский сериал «Викинги» (выходит с 2013 года, создатель Майкл Хёрст), британский сериал «Последнее королевство» (выходит с 2015 года) и, конечно же, отечественную попытку снять исторический художественный фильм – «Викинг» (2016 год, режиссер А.Ю. Кравчук).

До этого было несколько периодов, когда режиссеры уделяли северным мореходам внимание. В конце эпохи немого кино в США вышел цветной фильм с саундтреком «Викинг» (1928 год, режиссер – Рой Уильям Нил), больше похожий на экранизацию оперы Рихарда Вагнера с рогатыми шлемами. Во время расцвета жанра пеплум были сняты американский фильм «Викинги» (1958 год, режиссер Ричард Флейшер), итальянский – «Атака норманнов» (1962 год, режиссер Джузеппе Вари), англо-югославский – «Корабли викингов» (1963 год, режиссер Джек Кардифф). Эти фильмы можно считать историческими лишь условно, так как достоверностью жертвовали в угоду зрелищности, но это того стоило.

В 80-е годы появляются первые фильмы о викингах, снятые непосредственно скандинавами: исландские «Изгнанник: сага о Гисли» (вариант названия – «Северная легенда», 1981 год, режиссер Агуст Гудмундссон), «Полет ворона» (1984 год, режиссер Храбн Гюднлёйгссон), «Тень ворона» (1988 год, режиссер Храбн Гюднлёйгссон). Они гораздо менее зрелищны, но значительно более достоверны с точки зрения истории. Эти фильмы, особенно работу Гудмундсона, в исторической среде принято рекомендовать (разумеется, с оговорками) как иллюстрацию к историческим материалам эпохи викингов.

К последней категории должен быть отнесен совместный советско-норвежский фильм «И на камнях растут деревья» (1985 год, режиссеры С.И. Ростоцкий и Кнут Андерсен). Фильм был снят по одной из частей повести Ю.П. Вронского (1927—2008 гг.) «Необычайные приключения Кукши из Домовичей».

 


С.И. Ростоцкий. Источник: 24smi.org

 

Творческий путь режиссера от Оттепели до Перестройки

Режиссером фильма с советской стороны выступил прославленный деятель кино Станислав Иосифович Ростоцкий (1922–2001 гг.). Когда Ростоцкому было пять лет, он посмотрел один из самых известных фильмов русского кинематографа – «Броненосец Потемкин» (1925 год, режиссер С.М. Эйзенштейн) и заинтересовался кино. В возрасте 13 лет на пробах к фильму «Бежин луг» Станислав Ростоцкий познакомился с его создателем, великим русским режиссером немецкого происхождения Сергеем Михайловичем Эйзенштейном (1898 – 1948 гг.). «Бежин луг» так и не вышел на экраны, его негатив был попросту смыт. Так тогда часто поступали с «неудачными» (с точки зрения критиков) картинами. Тем не менее, между Ростоцким и Эйзенштейном завязались дружеские взаимоотношения, Сергей Михайлович стал наставником Станислава.

В 1940 году Ростоцкий поступил в Московский институт философии и литературы, планируя затем пойти во ВГИК, но в феврале 1942 года был призван в действующую армию. После войны, где служил фотокорреспондентом и был тяжело ранен (в результате была ампутирована нога), он поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г.М. Козинцева).

Дипломную картину Ростоцкого «Пути-дороги», снятую в 1952 году, выпустили лишь после ХХ съезда КПСС в 1956 году. Позднее Станислав Иосифович снял ряд известных и знаковых картин: «Дело было в Пенькове» (1957 год), «Доживем до понедельника» (1968 год), «А зори здесь тихие» (1972 год), «Белый Бим Черное ухо» (1977 год), «Эскадрон гусар летучих» (1980 год).

В 1985 году он совместно с норвежскими коллегами срежиссировал «И на камнях растут деревья». После этого снял еще один фильм и удалился на покой. Как истинный уроженец Рыбинска, Станислав Иосифович очень любил рыбалку и остаток жизни провел за этим занятием на берегу Финского залива, недалеко от того места, где нашли последний приют два драккара из его фильма про викингов.1

С.И. Ростоцкий был одним из знаковых режиссеров постсталинского времени: имел две номинации на премию «Оскар» (1962 год, 1978 год), получил звания народного артиста СССР (1974 год) и почетного гражданина Выборга, и так далее.

Ростоцкий скоропостижно скончался 10 августа 2001 года, когда ехал из Высоцка в Выборг для участия в очередном кинофестивале в качестве президента.

 

Съёмочная группа

Режиссером с норвежской стороны выступил Кнут Андерсен (1931-2019 гг.) – автор нескольких норвежских фильмов, в том числе совместного с СССР «Под каменным небом» (1974 год, сорежиссер И.Ф. Масленников). Позднее Андерсен вспоминал, что совместная работа с Ростоцким была самым неудачным опытом, так как всем командовал советский режиссер, он даже запретил тому общаться с норвежскими актерами.

На главные роли были выбраны Александр Тимошкин и Петронелла Баркер. Истинных викингов сыграли Тур Стокке и Виктор Шульгин.

 

Эйнар и Сигни. Кадр из фильма «И на камнях растут деревья». Источник: smartfacts.ru

 

Сюжет

За основу сценария была взята детская книга о приключениях мальчика Кукши, которая была существенно переработана. В итоге классический сюжет фильма о викингах – похищение мальчика и его попытки вернуться на Родину, превращаются в сагу об Эйнаре Счастливом, которого усыновляет предводитель отряда викингов. Увеличение возраста главного героя позволило создателям отобразить любовную линию, на которую накладывались линия борьбы за власть, линия коварства и колдовства и многие другие, образуя клубок, являвшийся основой раннесредневековой скандинавской жизни.

Также отдельно стоит сказать о великолепных кадрах, показывающих норвежские фьорды. Во многом красота северной природы обеспечила любовь советского зрителя.

В фильме нет однозначно отрицательных героев, у каждого из них собственная правда и свой путь. Также следует отметить малое количество боевых сцен, что нехарактерно для фильма о викингах, к тому же они сейчас кажутся медленными и незрелищными. Ведь тогда еще не было военно-исторических реконструкторов, и во второстепенных ролях данов и норвегов снялись советские самбисты и каскадеры.

 

Место фильма в истории

В Норвегии картина «И на камнях растут деревья», получившая в прокате название «Добыча дракона» ("Dragens fange"), была встречена прохладно; хотя Александр Тимошкин получил приз «Серебряная ладья» на VI Норвежском национальном фестивале. Считается, что «потомкам викингов» не понравилось, как изобразили их предков – было мало драк и, в целом, им, зрителям голливудских блокбастеров, фильм показался незрелищным.2

Выйдя в советский прокат, картина «И на камнях растут деревья» собрала в кинотеатрах почти 20 миллионов зрителей и получила приз «За вклад в развитие советских исторических фильмов» на 19-м Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате. Тысячи мальчишек и девчонок бегали на этот фильм по нескольку раз. Норвежская природа, красота Петронеллы Баркер, мужество и любовь к родине славянского юноши – все это поразило советских подростков. Простое и в тоже время исторически точное (по состоянию на середину 80-х годов) изображение раннесредневековых деталей способствовало возрастанию зрительского интереса к истории славян и их северных соседей.

Многие археологи и медиевисты вспоминали, что просмотр этого фильма повлиял на их выбор профессии. Современные военно-исторические реконструкторы также с теплотой вспоминают детские впечатления от картины и рекомендуют ее к просмотру тем, кто заинтересовался древними мореходами после просмотра популярного, но неисторического сериала «Викинги».

 

Харальд. Кадр из фильма «И на камнях растут деревья». Источник: kino-teatr.ru

 

Археологи в личных беседах неоднократно хвалили то, как показано в фильме оружие, доспехи, одежда и бытовые предметы, которые выглядели вполне аутентичными эпохе. Поступки героев фильма, которые нам кажутся необоснованными, вполне характерны для того времени. Иногда кажется, что Ростоцкий, экранизируя сочинение Вронского, на самом деле, иллюстрировал скандинавскую сагу.

Конечно, исходя из современного уровня исторических знаний, мы видим некоторые несоответствия: например, сплошь миролюбивый характер славян, которые, на самом деле, были активными участниками морских и речных набегов на соседей, незащищенность славянских поселений, обилие мужских украшенных очелий и т.д. Тем не менее, по-прежнему это самый исторический фильм на раннесредневековую тематику, снятый советским/российским режиссером.

Главная заслуга в том, что это получилось самое историчное русское кино, принадлежит главному консультанту фильма Арону Яковлевичу Гуревичу (1924-2006 гг.). Он был профессором, доктором исторических наук (1962 год, диссертация «Очерки социальной истории Норвегии в IX—XII вв.»), и, главное, ученым, который умел интересно описывать историю викингов.

При этом надо понимать, что часто в консультанты выбираются именитые ученые, но к их словам режиссеры попросту не прислушиваются. Например, консультантом российского фильма «Викинг» выступил доктор исторических наук В.Я Петрухин – специалист в средневековой истории викингов и славян, но это почти не помогло отобразить в фильме историческую действительность.

Режиссёр «И на камнях растут деревья» С.И. Ростоцкий, как ученик Эйзенштейна – автора важнейших исторических фильмов «Александр Невский» и «Иван Грозный», – умел работать с историческими консультантами.3 Тандем Ростовцев-Гуревич обеспечил фильму место в истории, показав сочетание интересного сюжета и исторического подхода.

 

Постскриптум

Фильм вышел в 1985 году, когда началась Перестройка. Наступила эпоха перемен, время других фильмов. До этого в эпоху «умирающих генсеков» удалось снять и в 1985 году выпустить исторический фильм «И на камнях растут деревья» и гораздо менее исторический, но более зрелищный фильм «Русь изначальная» (режиссер Г.Л. Васильев), которые стали культовыми в среде интересующихся славянской историей.

 

***

Автор: В.В. Кондаков, историк. Специально для GoArctic

 

Примечания:

1 После съемок два корабля были подарены городу Выборгу и на долгое время нашли свое пристанище на набережной. Сейчас возле гостиницы «Дружба» можно увидеть их немного измененные копии.

2 В этом советско-норвежский фильм повторил судьбу советско-финской картины «Сампо», которая также не пользовалась большой любовью финского зрителя. Вероятно, обе картины получились «слишком русскими».

3 Несмотря на то, что Ростоцкий был учеником Козинцева и Эйзенштена, в фильме, на мой взгляд, чувствуется влияние фильмов А.А. Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублев».

далее в рубрике