Сейчас в Архангельске

07:49 -7 ˚С Погода
18+

«Тыгын Дархан»: якутский фильм-эпос

В одноименном фильме Тыгын Дархан (роль исполнил Ньургун Бэчигэн) показан противоречивым, но мудрым правителем, который пытается объединить народ саха, поэтому неудивительно, что картина была впервые показана именно 4 ноября в День народного единства.

Якутское кино Историческое кино
Валерий Кондаков
18 декабря, 2021 | 08:51

«Тыгын Дархан»: якутский фильм-эпос
Постер фильма «Тыгын Дархан». 

Якутские фильмы неоднократно побеждали на российских и мировых кинофестивалях. В основном, это были низкобюджетные драмы. Впрочем, была в фильмографии Якутии и попытка снять дорогостоящий байопик о Чингисхане, которую нельзя признать успешной. Картина попросту затерялась среди массы фильмов о великом монголе.

Для второй попытки снять исторический блокбастер была выбрана национальная якутская тема – борьба за объединение племен в XVII в. Для экранизации был выбран роман «Тыгын Дархан» якутского писателя Василия Семеновича Яковлева (Далана), написанный в начале 90-х гг. Главным героем произведения был легендарный Тыгын (в русских источниках – Тынин) Дархан – правитель (тойон) хангаласского (кангаласского) племени якутов. Письменных источников об этом правителе известно немного, зато поздних легенд в избытке. Известно, что он, как и его отец и дед, воевал, в основном, с тунгусами (эвенками) – коренными жителями земель, на которые пришли будущие якуты, а в конце жизни столкнулся с русскими. В фильме есть лишь небольшое упоминание о том, что «оленные люди» (тунгусы) столкнулись с людьми с «железными палками, выпускающими огненные осы» (русские). В одноименном фильме Тыгын Дархан (роль исполнил Ньургун Бэчигэн) показан противоречивым, но мудрым правителем, который пытается объединить народ саха, поэтому неудивительно, что картина была впервые показана именно 4 ноября в День народного единства.



Премьера фильма. Источник: ЯСИА

Кинокартина «Тыгын Дархан» (2020 год, режиссер Никита Аржаков), как и многие эпические ленты, начинается со сцены набега. Правда, здесь набег осуществляет не супостат, а главный герой, который милостиво сохраняет жизни проигравшему правителю, всего лишь забирая его скот и людей. Мы узнаем, что таким образом Тыгын пытается сплотить весь народ «уранхаай-саха», и что ему уже удалось договориться со всеми правителями (тойонами) кроме Легоя (Легея) – главы барагонского рода. Тогда по старой доброй традиции Тыгын решает выдать за сына Легоя свою любимую дочь.

На праздник ысыах приглашается Легой и его близкие. Ставят много чумов, в котлах варят много мяса, камлаяют многим богам. Происходят соревнования между родами в прыжках, скачках и, конечно, борьбе. Все это время Легой находится рядом с Тыгыном. И вот кульминация праздника: церемония брака между дочерью Тыгына и сыном Легоя: девушка выбегает в степь, где ее нагоняет и овладевает ею жених. Однако, им оказался… сильный, но глупый чумазый рыбак. Таким своеобразным способом свободолюбивый Легой отказал Тыгыну.



Тыгын и Легой на празднике. Фото со съемок фильма.

В это время умирает отец Тыгына – Мунньан Дархан и его с почестями хоронят: устраивают поминальную трапезу с жертвоприношением лошадей. Тыгын, провозглашенный Дарханом, собирает совет и начинает готовиться к войне в Легоем: ведь, «если люди не понимают человеческих слов, их следует учить языком оружия». Проводится мобилизация, даже брата Тыгына – олонхосута (сказителя Олонхо) забрали в войско, впрочем, как бы мы иначе (по мнению режиссера) узнали о подвигах якутского полководца.

Для изготовления качественного оружия у Тыгын Дархана есть в горах своя секретная мастерская, куда он периодически приезжает и проверяет: весь ли металл тратиться на оружие, а не на изготовление украшений? Параллельно показывается семья Тыгына: одна дочь вынужденно вышла замуж за чумазого рыбака, другая – Юен, вопреки воле отца, сбежала со своим женихом Батасом на север, его старший сын – Марга озабочен лишь накоплением богатства, а два других сына – смелы, но это их единственное положительное качество.


https://www.dvhab.ru/kino/kino/images/big_snimok_ekrana_20201202_v_12.34.26.png

Тисани камлает. Кадр из фильма «Тыгын Дархан.

Тыгын, чтобы навестить свою дочь, переправляется на другой берег реки, который Легой считает своими владениями. Его люди устраивают провокацию, которая приводит к столкновению между союзниками Тыгына. Он пытается их помирить, но … получает стрелу в плечо и чудом остается жив, сбежав по подземному ходу. Следует отметить, что во время штурма укрепления использовали «якутского берсерка»: его напоили (уж не мухоморным ли настоем?), ввели в транс и направили на противника. Сцена, безусловно, напоминает эпизод из «Викинга» (2016 год, режиссер Андрей Кравчук): и там, и там берсерк используется для снятия осады, и это предсказуемо заканчивается безрезультатной смертью супервоина.


https://www.dvhab.ru/kino/kino/images/big_snimok_ekrana_20201202_v_12.35.16.png

Штурм укрепления. Кадр из фильма «Тыгын Дархан».

Первая полноценная битва показана достаточно интересно: искусственного освещения почти нет, повсюду летает пепел, камера оператора Брежнева имитирует взгляд воина в центре сражения. Интересно, это такая задумка в стиле последнего сезона «Игры престолов» или попытка сэкономить бюджет? Оружие (пальмы (якут. – батыйа), копья и пр.) и доспехи (бригантиннные куяки), кольчуги, шлемы) выглядят аутентично. Впрочем, доспехи степняков разных веков (до массового распространения огнестрельного оружия) выглядят схоже, а уж за последнее время, когда снималось несколько фильмов о Средневековье, их в запасниках киностудий осталось предостаточно.


https://yakutia-daily.ru/wp-content/uploads/2020/12/img_20201203_192133-750x552.jpg

Тыгын Дархан во главе войска. Кадр из фильма «Тыгын Дархан».

Итак, потерпев первое поражение, Тыгын потерял свою шапку как символ власти, но не голову. Легой объявил Тыгына убитым и преподнёс дары старшему сыну – Марге. Жадный (или миролюбивый, в зависимости от трактовки) Марга подарки принял и признал главенство Легоя. Возвращение живого и относительно здорового Тыгына нарушило миротворческие планы и люди Легоя применили методы экономического принуждения: просто угнали скот.

Хангалассцы отвернулись от Тыгына, но он вместе всего лишь с двумя соратниками ворвался в укрепление Легоя и освободил свою мачеху, брата-олонхосута и сына, которые находились там в заложниках. Позднее к нему присоединился зять-рыбак. Теперь с ним была его семья, которой он все время жертвовал ради народа. Поражение Тыгын Дархана не принесло мир на якутские земли. После того, как у тойона Быксыгыра угнали скот и людей, Тыгын подговорил его идти за подмогой к родственникам, кочующим на севере.


https://skr.sh/i/171221/QZZSDVuJ.jpg?download=1&name=%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2017-12-2021%2014:55:34.jpg

Якутские всадники. Кадр из фильма «Тыгын Дархан».

Пообщавшись с соплеменниками, Тыгын совершает обряд у священных Кисилях и, наполнившись уверенностью в своей миссии по объединению народа саха, выступает в одиночку против войска Легоя. В самый последний момент ему на подмогу приходят его зятья с войсками. В кинематографии этот прием называется «всадники с гор»: когда поражение неминуемо, внезапно появляется сила, которая меняет ситуацию. Подобно тому как куклуксклановцы в фильме «Рождение нации» (1915 год, режиссер Дэвид Гриффит) спасли семью от растерзания (и дали название кинематографическому приему), войска зятьев Тыгына – буквально «всадники с гор» решили исход битвы.

Финальное сражение показано не менее эпично, только вместо пепла везде вихрился снег. В бою было место всем: и классическим крыльям (флангам) степной конницы, и лучникам с прямоугольными щитами на санях, и даже пехотинцам. Войско, а значит и объединительная идея, Тыгына победило, сам Дархан милостиво сохранил жизнь проигравшим. Его сестра-шаманка Тесани превратилась в птицу, так как ее миссия по установке мира была выполнена. На этом история обрывается, и, к сожалению, не хватает титров, что было дальше. Согласно историческим данным пришли русские казаки, а Легой принял их сторону, но по правилам эпического сочинения все могло быть иначе.



Якутские войны в зимней форме одежды. Кадр со съемок фильма. Источник: yakutmovie / twitter.com

Помимо добротных боевых сцен фильм полон кадров прекрасной природы Якутии. Вспомнить хотя бы сцену переправы коней через реку, схожую по красоте и масштабу с эпизодами показа природы из фильма «Территория» (2014 год, режиссер Александр Мельник).

Следует признать, что вторая попытка снять эпичное историческое кино, в целом, удалась, если не разбирать излишне театральную игру отдельных актеров и нелогичный (эпичный?) характер повествования. Распря между хангалассцами и барагонцами показана как попытка создать протогосударство (вождество). Такие образования неоднократно возникали на территории Степи, иногда они выплескивались за ее пределы и сталкивались с восточными и западными соседями. Самое известное и развитое из них – Монгольская империя, создатель которой сам поначалу пытался лишь воссоздать Уйгурский каганат. После успеха Чингисхана, многие захотели это повторить. Если фольклорный Чингисхан ориентировался на фольклорного Александра Македонского, то герои эпосов различных степных народов, в свою очередь, брали за образец повествования о великом монголе.


https://www.dvhab.ru/kino/kino/images/big_snimok_ekrana_20201202_v_12.33.06.png

Тойон Легой со своим наследником. Кадр из фильма «Тыгын Дархан».

Якутское кино во многом евразийское: и европейское, и азиатское (корейское, японское, монгольское), даже больше последнее. В «Тыгын Дархане» чувствуется влияние и «Викинга», и «Александра Невского» (1938 год, режиссер Сергей Эйзенштейн) (сцена, где Тыгын косит горбушей траву и узнает плохие вести, схожа со сценой, где Александр Ярославич ловит рыбу перед встречей с монгольским послом), но более всего фильмов «Кочевник» (2005 год, режиссеры Сергей Бодров-старший и Иван Пассер), «Монгол» (2007 год, режиссер Сергей Бодров-старший) и других многочисленных байопиков о Чингисхане.

Кинематографический Тыгын Дархан подобно Чингисхану (только на пол тысячелетия позже) хочет объединить народ и установить единый закон, переживает поражения и предательства, продолжает дело отца, имеет проблемы со старшим сыном-наследником и т.д. Отрадно, что Тыгын показан объединителем народа, а не борцом с тунгусами и русскими, что, возможно, «верно исторически, но не верно политически». Досадно, что Легой изображен однозначно отрицательным героем, а не своеобразным политиком той эпохи.



Три награды «Тыгын Дархана» на фестивале исторических фильмов в Великом Новгороде. Из открытых источников

***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

далее в рубрике