Викинг Олег: русский актер, сыгравший норманна

Культура и искусство
Валерий Кондаков
3 Ноября, 2020, 05:39
Викинг Олег: русский актер, сыгравший норманна
Обложка к диску «Хагбард и Сигне». Источник: kinopoisk.ru

 

В шестом сезоне популярного сериала «Викинги» Данила Козловский исполнил роль легендарного правителя Руси – Вещего Олега. Приглашение русского актёра в популярный иностранный сериал не должно вызывать удивления, так как ранее он снялся в главной роли в блокбастере «Викинг». Несмотря на то, что фильм получил, мягко говоря, неоднозначные оценки историков и критиков, Данила Козловский стал олицетворением «русского викинга» иностранных шоураннеров.

Однако мало кто помнит, что более полувека назад один русский актёр уже исполнил главную роль викинга, да ещё и в скандинавском фильме.

 

Олег в роли Хагбарда

В 1967 году на мировые экраны вышел художественный фильм «Хагбард и Сигне» (другое название «Красная мантия», в нашем прокате иногда «Сага о викинге», режиссёр Габриэль Аксель). Главную роль в нём исполнил советский актер Олег Видов.

Олег Борисович Видов, родившийся в 1943 году в деревне Филимонки Московской области, умерший в 2017 году в Лос-Анджелесе и похороненный на кладбище «Голливуд навсегда», прожил необычную для советского актера жизнь. В детстве Олег жил в Монголии и ГДР, где научился хорошо говорить по-немецки, что очень помогло ему при исполнении ролей в различных иностранных проектах.

 

Олег Видов в образе князя Гвидона. Кадр из фильма «Сказка о царе Салтане» (1965 год, режиссер Александр Птушко). Источник: kp.ru

 

В январе 1962 года Видов поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии на актёрский факультет. Уже во время учёбы он стал сниматься в эпизодических ролях, а в 1965 году исполнил главную роль князя Гвидона в «Сказке о царе Салтане» Александра Птушко.

И вот этот молодой, только что закончивший ВГИК советский актер получает приглашение принять участие в датско-шведско-исландском проекте по экранизации эпизода средневековой хроники «Деяния данов» Саксона Грамматика. И не просто поучаствовать, а исполнить главную роль легендарного Хагбарда.

 

Скандинавские Ромео и Джульетта

«Деяния данов» (лат. Gesta Danorum) – хроника датского историка XII столетия Саксона Грамматика. Это шестнадцатитомный источник по истории средневековой Скандинавии и окрестных стран, значение которого сложно переоценить. Например, в 14-м томе содержатся уникальные сведения о дохристианской религии славян.

 

Страница из «Деяния данов». Источник: Wikimedia Commons

 

Возможно, из произведения Саксона Грамматика Уильям Шекспир подчерпнул сведения о ютландском правителе Амлете – внуке Хрёрика Метателя колец, которые позднее использовал при написании «Гамлета».

Помимо прочего в «Деянии данов» зафиксирована история о Хагбарде и Сигне. Хагбард и его братья враждовали с семьёй Сигне, но в период перемирия юноша и девушка встретились и полюбили друг друга.

Жених Сигне, которому она была обещана, в результате интриг снова рассорил семьи Хагбарда и Сигне. Братья Сигне убили братьев Хагбарда, вынудив последнего на месть. Объявленный вне закона Хагбард проникает к Сигне, где они подтверждают клятвы любви и верности.

В итоге Хагбард был схвачен, предан справедливому суду и повешен. Перед смертью, желая проверить крепость девичьего слова, Хагбард просит повесить свой красный плащ. Увидев это, верная клятве Сигне поджигает свой дом и умирает. После этого Хагбард спокойно даёт себя повесить.

Эта раннесредневековая история о любви и долге была очень популярна в Скандинавии и окрестных землях. Элементы этой истории были использованы Ю.П. Вронским при написании повести «Необычайные приключения Кукши из Домовичей», которая послужила основой сценария фильма «И на камнях растут деревья» (1985 год, режиссёр Станислав Ростоцкий)1.

 

Афиша к фильму «Хагбард и Сигне». Источник: kinopoisk.ru

 

Необычный режиссёр

Режиссёром кинокартины выступил Габриэль Аксель (1918-2014 гг.). Этот датский кинодеятель прославился фильмом «Пир Бабетты» (1987 год), который завоевал Специальный приз экуменического жюри Каннского кинофестиваля (1987), премию «Оскар» (1988), премию «BAFTA» (1989) и многие другие награды.

В 1968 году (на следующий год после премьеры «Хагбарда и Сигне») Габриэль Аксель выпустил документально-игровой фильм «Секс и закон» («Det kære legetøj», встречаются разные версии перевода), в котором призывал легализовать порнографию в Дании. Этот яркий образец «сексуальной революции» в кинематографе достиг своей цели, и в следующем году датская порнография стала легальной, что, в свою очередь, повлияло на эпоху порношика 70-х годов.

Интересно, что в 2012 году Габриэль Аксель вновь обращается к «Деянием данов»: он снимает «Принца Ютландии», где пытается показать «истинную историю Гамлета» без дополнений Шекспира.

 

Русский в главной роли

Решив экранизировать сочинение Саксона Грамматика, датский режиссёр занялся подбором актеров. На роли правителя и его жены он пригласил шведских актеров Гуннара Бьёрнстранда и Эву Дальбек, прославившихся работой с Ингмаром Бергманом. Для роли Сигне была выбрана юная, но уже очень популярная певица Гитте Хеннинг. Гитте впервые вышла на сцену ещё в 1954 году и с тех пор остаётся популярной в Дании, Швеции, Германии. В настоящее время она проживает в Берлине и продолжает концертную деятельность.

 

Гитте Хеннинг. Обложка диска. Источник: discogs.com

 

На роль Хагбарда был утверждён Олег Видов – русский актёр с «нордическим типом» внешности. Уж больно похож он был на «северного воина». А.Л. Птушко, ранее утвердивший Видова на роли Гвидона и Руслана (в «Руслане и Людмиле», позднее решение было изменено), предпочитал главных героев именно такого типа и видел в Олеге Борисовиче продолжателя «актёрской линии» Сергея Столярова, который к этому моменту состарился.

 

Красный плащ

Фильм «Хагбард и Сигне» достаточно близко к тексту показывает средневековую историю о любви и долге, зафиксированную Саксоном Грамматиком. Тон фильму задают прекрасно снятые холодные, какие-то меланхоличные скалы, морские волны и весь пейзаж летней арктической природы.

Фильм начинается с реалистичного поединка трое на трое, и кажется, что всё время нас ждут драки, но равенство соперников и охлаждающая сцена в бане примиряет два клана. С этого момента повествование ведётся по-северному неторопливо, появляется надежда на счастливую развязку, но неразделённая любовь и вызванные ей интриги приведут к трагедии. Внезапный, как выброс гейзера, новый поединок, повлёкший смерть братьев Хагбарда, не оставил последнему выбора. Как человек чести он совершил месть, а как влюблённый он не мог не прийти в ловушку.

Действия средневековых скандинавов подчас кажутся излишне театральными, но таково было видение режиссёра, и Олег Видов ни внешним видом, ни актёрской игрой не отличился от своих ровесников ни в лучшую, ни в худшую сторону.

Перед режиссёром, экранизирующим событие, зафиксированное в XII веке, но произошедшее гораздо раньше, вероятно, в V-VI веках, встала дилемма: реалии какого времени использовать?

 

Кадр из фильма «Хагбард и Сигне». Источник: cinemasojourns.com

 

Габриэль Аксель сделал выбор в пользу показа исторического периода, последовавшего за эпохой викингов. «Хагбард и Сигне» снята в стилистике фильмов Ингмара Бергмана про Позднее Средневековье («Седьмая печать» (1957 год) и «Девичий источник» (1960 год)). Вообще над всем фильмом довлеет «протестантская этика»: почти нет украшений на людях и в домашних интерьерах. Показанные бытовые предметы также более характерны для Позднего Средневековья и Раннего Нового времени. Женщины не прислуживают мужчинам, а пируют вместе с ними; жена сидит на одном троне с правителем.

Модель средневекового германского мира – длинный дом – в фильме Габриэля Акселя не имеет ничего общего с чертогом, где пировали викинги, он больше похож на протестантское жилище.

 

Кадр из фильма «Хагбард и Сигне». Источник: cinemasojourns.com

 

Даже первая сцена группового поединка показывает, что автор до конца не определился с тем, какую эпоху показать: воины сражаются верхом, но с мечами и круглыми щитами, хотя последние скорее характерны для пешего боя более раннего времени. Копья и тяжёлые доспехи, да хотя бы шлемы, не показаны. В качестве защиты – только длинная кольчуга с капюшоном. То есть нам показывают нечто среднее между позднесредневековым конным турниром и парным поединком у викингов.

 

Мгновения наготы на советском экране

Поскольку в главной роли снялся популярный советский актер, а фильм был историческим, то есть не нёс в себе «пропаганду капитализма», он демонстрировался в советском прокате в конце 60-х – начале 70-х годов. Только советские зрители старше 16 лет могли посмотреть этот образец скандинавского кино о викингах.

 

Кадр из фильма «Хагбард и Сигне». Источник: moviepilot.de

 

Многим зрителям фильм запомнился любовной сценой между Хагбардом и Сигне, когда на несколько секунд (вероятно, большая часть была вырезана по цензурным соображениям) появлялась обнажённая фигура Гитте Хеннинг. Режиссёр-пропагандист легализации порнографии не мог не вставить в исторический фильм небольшой фрагмент красивой женской обнаженной натуры2.

В 60-е годы Средневековье привлекало внимание виднейших режиссёров мира: Бергман снял «Девичий источник» (1960 год), Тарковский – «Андрея Рублева» (1966 год) и др. Снимались фильмы для фестивалей и для массового зрителя. Однако камерное, возможно излишне «холодное», малоэмоциональное кино «Хагбард и Сигне» не стало в СССР культовым, несмотря на главную роль «секс-символа» советского кино Олега Видова.

Скандинавам и другим европейцам кино понравилось. Историк исландского кино Биргир Тор Мёллер написал об эффекте, произведённом картиной и исполнителем на исландскую аудиторию, так:

«Голливудские викинги, вроде Кёрка Дугласа в „Викингах“ 1958 года3, для исландского глаза были потешно иноземными. Но именно викинги „Красной мантии“ в их романтичной и мальчишеской – на вкус некоторых, даже андрогинной – манере зажгли мечту об аутентичном фильме про викингов: то есть необработанном и неподслащенном, как сами исландские саги»4.

 

Роль в жизни Видова

Хагбард не стал лучшей ролью Олега Видова, но имел важное значение для его актёрской карьеры. Он снялся во многих популярных советских, немецких, югославских и прочих кинолентах, играл вместе с Арнольдом Шварценеггером в «Красной жаре» и в «Первом ударе» с Джекки Чаном.

Для советского кинозрителя он навсегда останется мустангером Морисом Джеральдом из фильма «Всадник без головы» (1973 год, режиссёр Владимир Вайншток).

 

ау.jpg 

Олег Видов знакомится с Маргрете II (правящей королевой Дании из династии Глюксбургов, главой Датского государства, верховным главнокомандующим Вооруженными силами Дании, главой Церкви Датского Народа и праправнучкой императора Николая I). Источник: IMDb

 

Однако именно роль Хагбарда привела Олега Видова на Каннский кинофестиваль 1967 года, где фильм участвовал в основном конкурсе и был удостоен специального упоминания за операторскую работу (Mention spéciale du grand prix Technique).

Поработав за границей, хорошо зарекомендовав себя, освоив английский язык, Видов понял, что хочет и может сниматься у лучших мировых режиссёров. Всего Олег Видов снялся в 69 фильмах и сериалах, из которых больше половины были иностранными (или с участием иностранных кинокомпаний), а первым участием в иностранном проекте и была роль Хагбарда.

 

***

В.В. Кондаков, историк. Специально для GoArctic

 

Примечания:

1 См. об этом фильме в материале

2 Интересно, что Олег Видов, эмигрировав в США, снялся в другом очень важном для отечественного киновосприятия фильме – «Дикая орхидея» (1989 год, режиссер Залман Кинг), который, во многом, стал откровением для советского зрителя.

3 Об этом фильме см. материал

4 Цит. по: А. Васильев. Выставка ерунды. Трубадур на марше

далее в рубрике