Золотая баба – загадочное божество Арктики

Культура и искусство Коренные народы Севера
Валерий Кондаков
2 Августа, 2021, 05:41
Золотая баба – загадочное божество Арктики
Золотая баба. Кадр из одноименного фильма.

Золотая баба (коми Зарни ань; хант. Сорни най; манс. Калтась-эква) – божество, которому поклонялись многие арктические народы. Она известна благодаря своей статуе, выполненной из драгоценного металла. Золотая баба неоднократно описывалась в письменных источниках, но так и не была найдена. В 1986 году на советские экраны вышел художественный фильм о поиске, обретении и утрате Золотой бабы.


Письменные источники

Первое упоминание о Золотой бабе, вернее о специфическом идоле, которому поклонялись жители Биармии (древнее наименование территории, располагавшейся примерно в районе Северной Двины), мы находим в «Саге об Олаве Святом». В ней описаны события XI века, когда викинги на реке Вине (вероятно, на Северной Двине) проникли в святилище местных жителей и увидели деревянную статую в золотой короне с серебряной чашей, наполненной монетами, на коленях. Да, это еще не Золотая баба, но уже статуя с драгоценными металлами.


Современная Золотая баба. Этнопарк «Легенда» в окрестностях горного курорта «Белокуриха-2». Источник: Олег Купчинский / facebook.com

В XIV веке о поклонении народа коми Золотой бабе упоминала Софийская первая летопись, сообщая о смерти Стефана Пермского. Позднее, уже в XV веке немец Ульрих фон Рихенталь сообщал в своей хронике о городе «за Русью», жители которого поклоняются Золотой старой бабе. В следующем веке о золотом идоле в образе старухи упоминали поляк Матвей Меховский, немец Сигизмунд Гербенштейн и многие другие. Причем Золотая баба в их произведениях оказывалась вблизи реки Оби. Возможно, речь идет о разных статуях или по мере продвижения православных миссионеров, язычники-финно-угры уходили вместе со своими божествами все дальше на восток.

Иностранцы описывают Золотую бабу как статую старухи с ребенком на руках и еще одним ребенком рядом, причем они считались ее сыном и внуком. Возможно, это была европейская попытка приписать северным народам «стихийное христианство» и связать Золотую бабу с Богородицей.


Золотая баба с ребенком. Источник: history.eco

В 1675 году русский дипломат Николай Спафарий сообщил важные сведения о том, что около пермского города Березов есть остяцкие капища, на которых и находятся Золотые бабы, правда представляют собой они деревянных идолов с серебряными и медными украшениями.

Если исключить сведения иностранных христианских авторов, то получается, что Золотая баба вовсе не золотая, а деревянная, но украшенная с помощью изделий из драгоценных металлов, да и ребенка у нее нет.

Многие ученые пытались отождествить Золотую бабу с какой-нибудь известной богиней. Некоторые предполагали, что она олицетворяла римскую Юнону или китайскую Гуаньинь, но русский исследователь Н.С. Трубецкой убедительно отождествил ее с верховной богиней-матерью мансийской мифологии Калтащ (Калтась), которую также называли «сорни-эква» (в переводе: «золотая старуха»). Причем слово «сорни» означает как золото, так и солнечный блеск, что объясняет наличие серебряных и медных украшений на деревянной статуе, ведь, при попадании лучей солнца, она начинала светиться.



Постер фильма «Золотая баба». Источник: kinopoisk.ru

Золотая баба в кинематографе

В 1985 году уральский писатель Сергей Плеханов в альманахе «Приключения-85» опубликовал историческую повесть «Золотая баба». Книга стала популярной в одночасье и в следующем году была экранизирована Свердловской киностудией. Режиссером выступил Виктор Кобзев, для которого фильм стал полноценным дебютом.

Фильм начинается с того, что в 1234 году вогулы (современные манси) собрали имеющиеся драгоценности и попросили местного кузнеца отлить им Золотую бабу (Калтась-эква). Затем повествование разом перескакивает на пол тысячелетия вперед. Губернатор Коврин (блистательный Альберт Филозов) «образованный человек, почти европеец» как он себя величает прознал о существовании золотой статуи. Тут же в его голове зародился коварный план по изъятию образа божества (для него просто золотого слитка) у вогулов. Для выполнения этой миссии он подрядил русского богатыря Нового времени – Ивана, взяв в услужение (фактически в заложники) его невесту Анну. Иван, по словам невзлюбившего его отца Анны, взбунтовал народ покинуть уральские заводы («горнозаводскую цивилизацию» по Алексею Иванову) и податься в старообрядческие скиты или к вольным вогулам.


https://resizer.mail.ru/p/edbfe834-c324-5e27-8ddb-15eaa8dbc6c1/AAACu1zZYnppF1gm87Zgivmi6MS_IV1vjMDiMXS2ZdNJ1hproAglInAqTiRD12raozcw8VqHjZ7gsUrEy57gJwnByAY.jpg

Вогулы. 1234 год. Кадр из фильма «Золотая баба».

Иван (подобно другому герою-вору Бильбо Бэггинсу) согласился украсть Золотую бабу и обменять ее на невесту («бабу в обмен на бабу» как скажет губернатор). После того как побратим отца Ивана – старик-вогул отказался указать доступ к священному месту, главный герой чудесным образом наткнулся в тайге на вогула Алпу, которого соплеменники привязали к муравейнику для медленной и мучительной казни. Иван спас Алпу (подобно тому как Сухов спас Саида) и они стали побратимами. Удачным образом для Ивана вогульский шаман насильно удерживает невесту Алпы – Пилай, поэтому побратим соглашается помочь.


Иван да Анна. Кадр из фильма «Золотая баба».

Параллельно отец Анны стакнулся с Ковриным о браке последнего с его дочерью. Теперь им не нужен живой Иван и они послали по его следу матерого каторжника Жиляя. По пути герои, подобно Индиане Джонсу преодолевали многочисленные ловушки (самострелы, волчьи ямы и пр.). Заметно, что Кобзев был знаком не только с советской классикой (сталинское кинофэнтези, истерн «Белое солнце пустыни»), но и с голливудской продукцией: из фильма «Индиана Джонс и Храм судьбы» были позаимствованы ловушки на пути (с таежной спецификой) и сама идея о том, что шаман скрыл статую богини и теперь на народ вогулов обрушились несчастья (зверь ушел, дети болеют и пр.). Впрочем, небольшой зазор между двумя фильмами (два года) и проницаемый, но все еще железный занавес могли препятствовать знакомству Кобзева с шедевром Спилберга и Лукаса, а совпадения абсолютно случайны.


Вогульский шаман Воюпта. Постер фильма «Золотая баба». Источник: kinopoisk.ru

Когда два друга: русский и вогул наконец добрались до святилища в районе озера Водяной царевны («русалка по-нашему» как разумно заметил Иван), им снова повезло, так как все готовились к Медвежьему празднику. Вогулы убили «хозяина тайги» и теперь должны были с помощью шамана в рогатой короне убедить его дух, что это сделали не они, а кто-то другой.

Во время арктической мистерии в масках и шкурах с употреблением мухоморного настоя, Иван, Алпа, Пилай и попутно спасенный Жиляй (он таки угодил в ловушку) проникли в тайное пещерное святилище шамана вогулов. Там они похитили Золотую бабу, похожую на буддистскую статую Гуаньинь, и поучаствовали в гонках на каноэ с людьми шамана, которые выявили недостачу богини.


Алпа и Пилай. Постер фильма «Золотая баба». Источник: kinopoisk.ru

В этот момент вогулы определённо похожи на индейцев из фильмов с Гойко Митичем. Сходство еще больше усиливает образ губернатора Коврина, визуально похожего на … британского колониального офицера. После того как Жиляй обманул Коврина, последний убил его из мушкетона, но и сам утонул в водах быстрой горной реки. Туда же следом отправилась и Золотая баба. Однако последние кадры дают надежду на возрождение благосостояния вогулов: люди снова несут свои украшения Алпе – потомку великих мастеров, который вновь отольет Золотую бабу.


https://img06.rl0.ru/afisha/-x801q65i/s1.afisha.ru/upload/1680945/34kdGoAEB9-JEiQy-Mc4ifuuS3q4rfzPpikKogS1yYc.jpg

Губернатор Коврин. Кадр из фильма «Золотая баба».

Когда этот фильм только появился на советских экранах, он был очень популярным (я ходил смотреть его несколько раз). Да и сейчас этот приключенческий фильм смотрится очень неплохо: вогулы играют индейцев, русские с Урала ищут свободу и правду, а губернатор Коврин в прекрасном парике и европейской одежде – отличная иллюстрация теории «внутренней колонизации»: ведь он одинаково брезгливо относится к русским и вогулам, как британский офицер к индейцам и американским поселенцам до Войны за независимость.


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic


далее в рубрике