Сейчас в Архангельске

01:01 3 ˚С Погода
18+

Арктические народы в жизни и зеркале кинематографа: эвенки и тунгусский хоррор

Эвенки – малочисленный тунгусо-маньчжурский арктический народ. Раньше их называли просто тунгусами. Про них писал Пушкин и его друг Кюхельбекер, они подарили нам слово шаман, к ним прилетел знаменитый метеорит. Какие они были, какими стали и как это показал отечественный кинематограф?

Эвенки Тунгусы История кино
Валерий Кондаков
14 марта, 2021, 09:14

Арктические народы в жизни и зеркале кинематографа: эвенки и тунгусский хоррор
Кадр из фильма «Злой дух Ямбуя». Источник: kinoafisha.info

Эвенки – малочисленный тунгусо-маньчжурский арктический народ. Раньше их называли просто тунгусами. Про них писал Пушкин и его друг Кюхельбекер, они подарили нам слово шаман, к ним прилетел знаменитый метеорит. Какие они были, какими стали и как это показал отечественный кинематограф?


И ныне дикой…

В стихотворении «Памятник» великий русский поэт А.С. Пушкин высказал уверенность, что память о нем сохранят разные народы: русские, финны, калмыки и «ныне дикие» тунгусы1.


353582_10_i_013.jpg

Тунгусский шаман с оленьими рогами на голове. Копия с рисунка Витзена (1705 год). Источник: history.wikireading.ru

Предки тунгусов – кочевые охотники и скотоводы, вероятно, пришли с верховьев Лены и южных берегов Байкала. Позднее на пол тысячелетия оттуда же отправятся предки якутов, и это движение разделит кочевые сообщества тунгусов на две группы: западных эвенков и восточных эвенов.

Кочевые арктические общества передвигались сначала за дикими оленями, охотясь на них, а позднее уже за стадами одомашненных животных. Кроме того, эвенки занимались рыболовством и промышляли пушного зверя. Кочевка производилась небольшими группами по три-пять семей, возглавляемыми авторитетными руководителями, нередко шаманами. Кстати, слово шаман, согласно одной из версий, имеет тунгусо-маньчжурское происхождение и происходит от корня «са» — знать, в частности в эвенкийском «садэми» — знать, «савун» — знания, «саман» — человек, любящий знания.


Фотография эвенкийского шамана. Источник: zaimka.ru

В случае необходимости, например, при иноплеменной угрозе, мужчины-охотники (и воины) объединялись под руководством одного вождя. Так произошло в XVII веке, когда на территории тунгусских кочевий появились русские землепроходцы. Русских интересовала пушнина – важный экспортный продукт. Отличные охотники тунгусы были не прочь выгодно обменять соболиные и беличьи шкурки, которые были им без особой надобности, на что-нибудь полезное типа металлических котлов.


Лесные тунгусы (1862 год). Источник: Wikimedia Commons


Однако, когда тунгусов стали облагать ясаком, начались недовольства. Тем не менее, оценив меняющуюся ситуацию и то, что русские ружья могут защитить их от воинственных якутов и коряков, тунгусские князцы решили сотрудничать с государственной системой. Одним из таких правителей был Гантимир, который в 80-х гг. XVII века принял православие и подданство Москвы. В обмен он добился права автономного управления народом, пообещав взамен охранять границы от монгольских набегов и предоставлять, в случае необходимости, обученных воинов. В следующем веке был создан пятисотенный Тунгусский казачий конный полк, включенный в середине XIX столетия в состав Забайкальского конного войска.


1267521244_rrirrryeryorsryeryor-rsrsrryorye.-ryiryessryos-1905-ri..jpg

Эвенк. Источник: russiahistory.ru

Смена власти в 1917 году и последовавшая Гражданская война предсказуемо не понравилась эвенкам: в 1924 году вспыхнуло Тунгусское восстание, подавленное в следующем году. Более лояльные советской власти якуты получили право сформировать свою автономию, в состав которой были включены территории многих тунгусских кочевий. Тунгусы получили от советской власти новое имя – эвенки, и алфавит сначала на основе латиницы, а затем идеологически верной кириллицы2.

Постепенно советские эвенки перешли на оседлый образ жизни: вековой жизненный уклад разрушался, ассимиляция, в основном, якутская, стирала национальные особенности. В настоящее время традиционные виды деятельности, в том числе кочевое оленеводство, сохраняются лишь в труднодоступных северных регионах, а большая часть эвенков ведет современный образ жизни, из привычных занятий практикуя лишь охоту.


800px-Flag_of_Tungus_Republic.svg.jpg
Флаг Временного Центрального Тунгусского Национального Управления («Тунгусская республика» 1924 – 1925 гг.). Источник: Wikimedia Commons

Интересно, что примерно половина всех эвенков (порядка 38-39 тысяч человек), проживает на территории Внутренней Монголии (Китайская Народная Республика). В 1957 году они также получили общее имя – эвенки, а вот письменности не имеют до сих пор (иероглифами записывать эвенкийские слова максимально сложно). Эвенкийский язык не преподают в Китае даже факультативно. Им запрещено охотиться, но сохранилось оленеводство. К тому же, китайские эвенки занимаются оседлым скотоводством и этнотуризмом.


Эвенки на экране

Когда отгремело Тунгусское восстание и был свернут НЭП, в Новосибирске появилась своя киностудия «Киносибирь». Одним из первых фильмов, снятых там, был «Тунгус с Хэнычара». Режиссер и сценарист фильма Мануэль Большинцов встретился с молодым местным писателем Михаилом Никитиным и решил экранизировать рассказ последнего «Хэнычар река».

Большинцов хотел снять экзотическое по форме, но советское по содержанию кино, поэтому съемки большинства сцен проводились на натуре: в стойбище близ Туруханска на реке Нижняя Тунгуска. Для фильма была выбрана документальная манера съемки, а на главные роли были приглашены три непрофессиональных актера-тунгуса: Иван и Лазарь Лихачевы и Поля Майуль.


Кадры из фильма «Тунгус с Хэнычара». Источник: kino-teatr.ru

По сюжету тунгус-охотник Кевебуль Кима продал все добытые шкурки скупщику, но денег все равно не хватало, что грозило голодной смертью всей семье. Однако новая советская власть позволила тунгусу изъять излишки продуктов из лабаза скупщика пушнины. Тот, руководствуясь дореволюционным законом, обвинил Кевебуля в воровстве, но появилась экспедиция Комитета народов Севера, заступилась за тунгуса и организовала госфакторию.

Картина, снятая за 14 месяцев и 75 тысяч рублей, была достаточно популярной у зрителей и критиков Советского союза, и даже была продана за границу: в США и Германию.

При этом отмечалось, что для успеха кинокартине недоставало цельности: американцам не понравилась агитационная составляющая, а части советских критиков, напротив, мешал «американско-приключенческий («джеклондоновский») дух»3. Вероятно, по-другому и снять было нельзя: если нет просоветской агитации, то об отечественном прокате можно было забыть, а если в фильме нет «духа вестерна», то зрители, избалованные американским зрелищным кино периода НЭПа, не стали бы его смотреть.


Постер на украинском языке фильма «Мститель». Источник: kinorium.com

В 1930 году на студии «Ленсоюзкино» был снят фильм «Мститель» (режиссер Борис Шпис), сценарной основой для которого послужила тунгусская легенда.


Съемочная группа и актеры фильма «Мститель» в Ленинграде. Источник: zaimka.ru


По сюжету кинокартины еще до событий 1917 года старший тунгусского рода был заключен под стражу по ложному обвинению русских купцов. Возвратившись, он стал готовить самого младшего в роду для мести русским.

Время отмщения настает, и мальчик уходит в город, но ситуация уже изменилась: в купеческом доме заседает Совет. Мститель-неудачник, ошеломленный переменами, возвращается в стойбище убежденным сторонником новой власти.


На съемках фильма «Мститель» в Ленинграде. Источник: zaimka.ru

Кинокритики посчитали фильм неудачным: в вину создателям вменялись изображения «национальной вражды к русским», «мстительность эвенков», «положительная роль шамана», «отсутствие классовой борьбы» и пр. Впрочем, к достоинствам картины были отнесены показ богатого этнографического материала и «прекрасная игра действующих в ней туземцев»4.

В настоящее время оба ранних тунгусских фильма считаются утраченными. К сожалению, кинематографическим тунгусам не удалось закрепится на экране в качестве «российских индейцев», иначе бы историки кино говорили о новой разновидности «истерна» или «красного вестерна».


Тыманчи и его друг. Источник: 7days.ru

В следующий раз эвенки появились на советских экранах в 70-е годы5 в фильме «Друг Тыманчи» (1970 год, режиссер Анатолий Ниточкин). В кинокартине показана дружба мальчика-эвенка Тыманчи и волчонка Аяврика. Фильм был достаточно популярным, в основном из-за показа гонок на оленьих и собачьих упряжках, национальной эвенкийской свадьбы и прочих деталей быта. Он был включен в конкурсный показ на Международном кинофестивале в Монте-Карло, где заслуженно получил приз «Золотая нимфа» за «Лучший сценарий».


Без названия.jpg

Иллюстрация к книге «Злой дух Ямбуя». Источник: libsov.ru


Тунгусский хоррор

В 1977 году режиссер Борис Бунеев в Нерюнгрийском районе Якутии и соседних районах РСФСР снял художественный фильм «Злой дух Ямбуя». В кинокартине по старой доброй традиции снялись оленеводы местного совхоза «Золотинка», исполнившие роли эвенков. В главной роли начальника геодезической партии Григория Федосеева снялся актер Юрий Заборовский, в последствии известный чтец аудиокниг, к сожалению, умерший в прошлом году.


Григорий Федосеев и Семен Трифонов (эвенк Улукиткан). Источник: livelib.ru


В основу сценария была положена одноименная повесть Григория Федосеева (1899 – 1968 гг.) – писателя и геодезиста, работавшего на Средней и Нижней Тунгусках.

По сюжету фильма геодезическая партия вынуждена приостановить работу из-за очередной пропажи человека возле гольца Ямбуй. Начав собственное расследование со 2 до 23 сентября, Григорий Федосеев вместе с геодезистами и эвенками-оленеводами идет на Ямбуй. По мнению эвенкийского шамана Карарбаха, людей убивает злой дух Харги, вселившийся в медведя-людоеда. Федосеев и Карарбах принимают решение убить Зверя.


Без названия (1).jpg

Иллюстрация к книге «Злой дух Ямбуя». Источник: libsov.ru

Фильм «Злой дух Ямбуя» стал лидером советского проката 1978 года и получил премию Джека Лондона за лучший художественный фильм на I МКФ фильмов об Арктике во французском Дьепе. Кинокартина и правда получилась превосходным детективом с элементами мистического триллера (благодаря необычной манере операторской работы кажется, что таежные духи следят за героями). Главные герои-эвенки Карарбах и Лангара (сыгранные, кстати, актерами тувинского происхождения) по-народному мудры и близки с природой. Равноценными героями фильма являются животные: верный союзник-собака Загря и достойный противник-медведь. Прекрасная природа и суровый, но романтический быт эвенков-оленеводов и русских геодезистов дополнили арктический образ кинокартины.

Интересно, что в фильме практически не упоминается советская власть, как будто дело происходит не в 1949 году, а на сорок лет раньше: Федосеев взывает к тому, что эвенки православные, но получает ответ, что «твой Христос шибко далеко на небе, а в тайге духи живут, которые все видят, все знают».

В последнее время многие пишут о феномене якутского кино, однако в этих фильмах редко показывают представителей других (кроме якутов и русских) народов. Хотя в Якутии проживают более 20 тысяч эвенков, на экране они появляются крайне редко. Поэтому с таким нетерпением ждем фильм Петра Хики «Холодное золото», хотя в истории, положенной в основу картины, эвенки сыграли неоднозначную роль6.


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic


Примечания:

1 Большевики посчитали, что тунгусы перестали быть «дикими» с приходом советской власти, и переименовали их в 1931 году в эвенков.
2 Еще в XIX веке были попытки записать слова тунгусских диалектов, однако научную разработку словарей и учебников на эвенкийском языке необходимо связать с деятельность ленинградского лингвиста и этнографа Г.М. Василевич (1895 – 1971 гг.).
3 Источник
4 Источник
5 Не считая небольшой сюжетной линии тунгусской шаманки Синильги в четырёхсерийном телевизионном художественном фильме «Угрюм-река» (1968 год, режиссер Ярополк Лапшин).
Источник

далее в рубрике