Сейчас в Архангельске

13:05
18+

Чукотка глазами антиковеда

Бедность культурного слоя, предполагаемое родство с японцами, вера в переселение душ и другие особенности чукотской истории

Чукотка Чукчи Петроглифы Наукан Искусство Чукотки Коренные народы Интервью
Алексей Егоров
4 октября, 2025, 09:40
Чукотка глазами антиковеда

Пейзажи в пойме реки Пегтымель. Фото: Георгиевский Игорь

Семь лет назад первую премию литературного конкурса имени Ю.С. Рытхэу в номинации «публицистика» получил историк-антиковед Александр Нефёдкин. Он автор тетралогии книг по истории и культуре Чукотки с середины XVII по середину XX веков.

О том, чем привлекла специалиста по мегаристам и элефантерии Чукотская земля, и что такого необычного он нашел в ее истории, мы поговорили с Александром Константиновичем в преддверии дня воинской славы России (21 сентября).



Александр Нефёдкин (слева) на презентации фильма «Книга тундры» в сентябре 2018 г. Фото из архива А. Нефёдкина


Как нарты вывели…

– Александр Константинович, обе своих диссертации вы защитили по военному делу эпохи античности. Как при таких интересах вы вышли на чукотско-эскимосскую тематику?

– Очень просто. Мне нужно было понять, как действовали древнегреческие колесницы, и я стал проводить аналогии с использованием нарт. Наибольшее число свидетельств о нартах связаны именно с Чукоткой. Дальше нужно было посмотреть, кто на нартах ездил, какой экипаж… Так и затянуло.

– Разве можно сравнивать столь разные устройства? На нартах по снегу ездят…

– А на колесах по снегу не поедешь. Поэтому сопоставление возможно. Просто оно ни к чему не привело. Все оказалось разным.



Чукотская нарта, из собрания Российского этнографического музея (Санкт-Петербург). Источник: commons.wikimedia.org


– В чем специфика источников, которые вы использовали при написании своих работ о Чукотке?

– Если говорить о вещественных источниках, то чукотская археология особенная. Из-за вечной мерзлоты слои не наслаиваются один на другой, а перемешиваются. Это создает известные сложности с датировкой находок. Культурные слои, в основном, обнаружены на побережье, где жили оседлые чукчи-зверобои. О кочевниках внутри Чукотки можно судить только по случайным находкам.

– С письменными источниками что?

– Самые ранние датируются серединой XVII века, когда на Чукотку пришли русские. Есть также фольклор и устная история. Кто-то помнит ранее не записанные фольклорные памятники, кто-то историю своей семьи.

– Чукотский эпос существует?

– Эпос есть, но он, как бы мы сказали, зарождающийся. То есть он не такой обширный, как, например, якутские олонхо или северные русские былины. «Легенды о Кунлелю» - так он называется. Кунлелю дословно переводится как «Одноусый». Судя по всему, это был исторический персонаж, живший в середине XVIII века. В 1955 году легенду о богатыре Кунлелю записал Петр Иванович Инэнликей, в будущем первый чукча - кандидат наук.


Нью-Йорк чукотского масштаба

– Что собой представляло чукотское общество в начале XVIII века?

– Сами о себе чукчи впервые свидетельствовали в 1718 году. Эти показания, записанные в Анадырском остроге (в окрестностях современного села Марково – ред.), можно экстраполировать и на более ранние периоды. Из них следует, что основную массу чукчей составляли кочевники-оленеводы, причем стада у них еще не очень крупные. Из-за дефицита пастбищ они начали теснить юкагиров на огромной территории от Колючинской губы до Анадырского залива.

– В количественном отношении население Чукотки что собой представляло?

– Сейчас в регионе проживает около полутора тысяч эскимосов. В XVII веке их было гораздо больше. Численность чукчей за все время наблюдений колеблется в районе 15 тысяч. Природные условия не позволяют большему числу людей прокормиться в этих местах. Стабильные поселения были только у эскимосов, постепенно они становились смешанными чукотско-эскимосскими. В Наукане в XIX веке жило порядка 400 человек. Это Нью-Йорк или Токио по местным масштабам. Унгазик (Старое Чаплино – ред.) населяло еще где-то 500 человек. Оба поселения в хрущевское время закрыли из-за удаленности и неудобства доставки туда продовольствия.



Наукан и памятник Семёну Дежнёву. Фото: Сергей Шокарев


– Откуда в регион пришли чукчи?

– С юга, естественно. С севера неоткуда было прийти. Конкретнее ответить на ваш вопрос пока не представляется возможным. Может быть, что-то даст исследование крови. Внятных генетических исследований на эту тему я еще не видел, а так мне приходилось читать о родстве чукчей с японцами. Когда пришли, тоже не совсем понятно. Пегтымельские петроглифы датируют между 1 тысячелетием до нашей эры и 1 тысячелетием нашей. Но непонятно, кто их сделал. Если эскимосы, то почему так далеко от побережья? А если чукчи, то почему изобразили байдары? Данный тип судов использовали эскимосы.



Пегтымельские петроглифы. Фото: Михаил Бронштейн


– Если чукчи пришли с юга, они, наверное, должны были контактировать и с другими народами этой части Дальнего Востока…

– Несомненно. В начале XVIII века они вытеснили с северного берега Анадыря юкагиров. А в 1756 году перешли реку и стали вытеснять уже коряков. Еще была группа заколымских чукчей, которая при Петре I ушла на запад, в верховья Енисея. Как вы понимаете, отношения были конфликтными. Один народ пришел на землю другого и претендует на нее... Причем в языковом плане у чукчей только с коряками есть родство. Носителей сразу обоих языков мало, но, говорят, они отличаются как русский и белорусский. Юкагирский и эскимосский – это абсолютно разные языки.



Пегтымельские петроглифы с байдарами. Источник: www.ec-arctic.ru


Чукотка родина всего?

– О ваших работах по истории Чукотки я узнал от Евгения Кайпанау. С его слов выходит, что чуть ли не все приспособления коренных народов для жизни в Арктике изобрели чукчи.

– Приведите пример.

– Снежные очки.

– Это явно эскимосы, потому что самые ранние образцы снежных очков найдены в археологических слоях эскимосских поселений.



Чукча Евгений Кайпанау в традиционных снежных очках. Фото из архива Е. Кайпанау


– Доспехи.

– Это общесибирская традиция. Костяные пластинчатые доспехи были у эвенков, эвенов, юкагиров, а у жителей Сибири - уже в начале новой эры. Вы знаете, мне кажется, что конкретно чукчам можно приписать тип хозяйствования, основанный на крупнотабунном оленеводстве. Хотя, с другой стороны, у коряков такое же…

– Религиозные воззрения у чукчей изначально какими были?

– Шаманизм. До сих пор чукчи кормят духов, несмотря на все усилия советской власти, а до революции христианизации. Конечно, не как в XIX веке, но вообще-то последний чукотский шаман умер в селе Ваеги сравнительно недавно, в 1993 году. Его звали Винилька. Это русская переделка чукотского имени Вэнивэн – «Колокольчик».

– Я слышал про особое отношение чукчей к смерти…

– Да, это особенность чукчей и коряков. Они верили в реинкарнацию, соответственно, могли наложить на себя руки, с нашей точки зрения, по пустякам. Из-за того, что с женой поругался, например. По этой причине брать аманатов (заложников) для получения ясака, - обычная практика для XVII – первой половины XVIII века, - в отношении чукчей не имело смысла. Они вешались в заключении при любой возможности.



Фрагмент Китовой аллеи (древнего эскимосского святилища) на о. Итыгран. Фото: А. Пашкевич. Источник: anpash.ru


Удивительно талантливые народы

– Александр Константинович, если бы вам нужно было на нескольких примерах показать культуру чукчей, чтобы вы назвали?

– Иероглифическое письмо, которое в конце 1920-х изобрел оленевод Теневиль, и которое дальше его семьи не пошло. Потому что чуть позднее алфавит на основе кириллицы разработали для чукчей в Ленинграде. Так, еще что? Всегда удивляет, какие все чукчи и эскимосы талантливые. Если не вырезает по кости, то поет или танцует. Или шаманит…

– Кстати, Евгений Кайпанау сказал, что резьбу по кости тоже изобрел его народ…

– Ну это явно эскимосы, тут даже и говорить нечего. Причем все эти поделки стали изготавливать в большом количестве не раньше середины XIX века, когда на них появился спрос со стороны китобоев. До этого вырезали для себя амулеты в мизерных количествах. Возвращаясь к вашему предыдущему вопросу, я бы еще отметил творчество Юрия Рытхэу. Его действительно много переводили на Западе в 90-е. В США Рытхэу называли «сегодняшним российским Лондоном».



«Вырезаю на досуге». Коллаж из фотографий из архива Е. Кайпанау


– Вы продолжаете заниматься чукотской темой?

– Я сейчас готовлю четвертое доработанное издание «Военного дела чукчей». Есть планы перевести с английского фольклорные тексты, записанные Владимиром Германовичем Богоразом в 1900-1901 годы, а также сделать второе издание «Героического эпоса народов Чукотки» с иллюстрациями в чукотском стиле чукотских же художников. В сравнении с другими регионами России Чукотка еще очень и очень плохо изучена.


 

Обложка книги с реконструкцией доспехов чукчей и эскимосов. Источник: chitai-gorod.ru


***

Алексей Егоров, специально для GoArctic

 



далее в рубрике