Этнографы из Музея антропологии и этнографии исследуют жизнь и быт оленеводов НАО
Второй год подряд в регионе работают научные сотрудники Центра арктических исследований МАЭ РАН

Фото предоставлено Татьяной Киссер. nao24.ru
Как ненцы-кочевники отмечают традиционные многовековые праздники? Как культура коми повлияла на жизнь ненцев НАО? В чем различия между четырьмя тундрами округа – Большеземельской, Малоземельской, Тиманской и Канинской?
Ответы на эти и другие вопросы ищут ученые-этнографы Центра арктических исследований Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук – доктор исторических наук Елена Перевалова и кандидат исторических наук Татьяна Киссер, пишет «Ненецкое информационное агентство – 24».
Весной этого года исследователи работали в СПК «Ненецкая община «Канин», летом – в семейно-родовой общине «Ямб то» и СПК «Индига».
Этнографическая деятельность в НАО проводится по программе Президиума Российской академии наук, посвященной коренным малочисленным народам России – с помощью гранта Российского научного фонда «Северность России и этнокультурный потенциал Арктики».
Итогом экспедиций станет серия публикаций о жизни европейских ненцев
«Мы много лет занимаемся коренными народами Арктики, работаем на Ямале, Таймыре, Чукотке, Кольском полуострове. Изучаем традиционное хозяйство и современный образ жизни кочевников Арктики, новые технологии, которые встраиваются в жизнь тундрового и поселкового населения. В НАО мы только начинаем исследования. В советские годы здесь часто были такие известные ученые-этнографы Кунсткамеры, как Григорий Вербов, Людмила Хомич», – рассказала Татьяна Киссер.
Исследователи подмечают любопытные детали. «Оленеводство как традиционное хозяйство везде разное, в каждом регионе – свои особенности. Но Ненецкий АО уникален еще и тем, что там четыре тундры, и у каждой свои формы оленеводства: где-то сменная, как на Тимане, – когда в тундре работают мужчины, а женщины живут в поселке; где-то очень традиционная, как в «Ямб то», где живут семьями», – отметила Татьяна Киссер.
В «Ямб то» ученых поразили яркие наряды местных женщин. «Они и сегодня носят кофты и сарафаны с передниками, еще в XIX веке заимствованными у коми-ижемцев. Но зимний вариант костюма у них ненецкий – паница (верхняя одежда), шапка, тобаки (обувь) из оленьих шкур и камусов. Сохранение традиционной одежды, как и языка, для оленеводов общины «Ямб то» очень важно. Глава общины говорит, что, «если девушка надела брюки, то в тундру она уже не вернется», – поделились исследователи.
Тиман и проблемы тундровиков
На Тимане этнографы жили неделю, побывали в двух оленеводческих бригадах кооператива из четырех. «В Тиманской тундре мы могли наблюдать и лов оленей на тандарах (открытых высоких местах без кораля), и выезд в стада на оленьих упряжках, и забой оленей на Ильин день для угощения богов свежей кровью и мясом», – отметила Татьяна Киссер.
Ученые изучают национальные праздники, – например, День оленевода; отношения коренного населения с недропользователями. Интересуют их и проблемы тундровиков. «Во всех бригадах не хватает пастухов, пока их держат лишь наличие личного поголовья и отсутствие работы в поселках».
«На Ямале оленеводы отмечают проблемы с землями: пастухов и оленей много, а пастбищ не хватает. Кто-то даже на Камчатку со своими оленями переезжает, чтобы было где пасти животных. В НАО хватает земель, люди не жалуются, но зато здесь кадровый голод. Молодежь не всегда хочет жить в тундре. Среди общих проблем – нехватка невест, на Ямале ее тоже отмечают. Есть разные и схожие черты, пока мы находимся в процессе наблюдений», – пояснила Татьяна Киссер.
В следующем году ученые планируют исследовать быт и традиции оленеводов на острове Колгуев, и, если получится, отправиться ямдать с кочующей семьей.