Как празднуют Новый год в ямальских чумах
Новый год в России отмечают со времен Петра I, для коренных народов Севера этот день ничем не отличался от других
Фото: Сергей Карпухин / GeoPhoto
Даже в конце ХХ века в чумах Новый год, как правило, не праздновали. При этом дети коренных северян, которые учились в школах-интернатах, конечно, знали о празднике и о Деде Морозе, как и в других образовательных учреждениях страны, для них проводили новогодние утренники, пишет ИА «Ямал-Медиа».
Председатель региональной общественной организации по содействию КМНС «Минлей» Галина Ачембоевна Матарас до школы жила с родителями в чуме в поселке Яр-Сале ЯНАО. Она вспоминает, что Новый год в семье не отмечали, но в совхозе «Ярсалинский», где работал ее папа Ачембой Сэротэтто, для детей сотрудников выдавали подарки. В подарках были игрушки, конфеты и апельсины, которые дети тогда называли «яблоками с кожей». Но о самом празднике она узнала только в школе. Еще несколько опрошенных представителей коренных народов Севера старшего поколения рассказали примерно то же самое – Новый год в детстве отмечали только в школах-интернатах. На зимние каникулы родители забирали их в тундру, но обычно в это время года стояли такие морозы, что все усилия были направлены на выживание.
Интересно, что и у более молодых представителей КМНС, родившихся в кочевых семьях, похожие воспоминания. Как рассказала 37-летняя учительница из деревни Харампур Пуровского района Олеся Русакова, пока она жила с родителями в чуме, то про Новый год даже не слышала. По ее словам, в тундре в конце декабря темно и холодно, много забот по хозяйству – не до праздников. Что такое Новый год, тоже первые узнала в школе. Родители Олеси уже не каслают, но живут в чуме в 15 километрах от Харампура. Новый год – с елкой и гирляндой – уже отмечают, но «без оливье»: ненцы готовят блюда из оленины, рыбы, делают строганину. Кроме соли, в блюда не добавляют никакие приправы и специи, не делают зажарку из лука. Самым любимым своим национальным блюдом Олеся Русакова назвала мучной суп: варится оленина, затем в кипящий бульон постепенно добавляется размешанная в воде мука, из специй – только соль.
Фото: Александра Марчук / GeoPhoto
У коренных малочисленных народов Севера есть свои существующие веками особые дни, рассказала кандидат исторических наук, этнограф, автор книг и научных статей Галина Павловна Харючи. Они отмечают периоды жизни, связанные с природой. В ненецком языке нет термина «праздник». Про важные события ненцы говорят ӈарка яля – большой, особый день. Современные официальные праздники называют хэбидя яля – буквально: священный день. Календарный год у ненцев условно делится на два – зимний и летний. Начало зимнего и летнего года они отмечают благодарственными обрядами духам природы, чтобы эти периоды жизни прошли для них удачно.
Празднование Нового года в ночь на 1 января в чумах перестало быть редкостью. Но, перенимая новые традиции, ямальские тундровики берегут и свою национальную культуру. Они смогли сохранить привязанность к своим корням и продолжают вести традиционный образ жизни, как и их предки.
Подробнее – в материале ИА «Ямал-Медиа».