Как проходит чукотский Новый год – Пэгытти, наступивший в самую длинную ночь в году, – с 21 на 22 декабря
Праздник посвящён восхождению «ритуальных» звезд: в традиционной астрономии – это Альтаир и Таразед в созвездии Орла, для чукчей – «пёстрое скопление» – Пэгытти
Созвездие Орла. Три звезды в линии головы орла справа налево: Таразед, Альтаир и Альшаин. © Vito Technology, Inc. Источник: starwalk.space
С 21 на 22 декабря, когда происходит зимнее солнцестояние – астрономическое событие, знаменующее самую длинную ночь в году, – наступает чукотский Новый год Пэгытти. Праздник, в переводе с чукотского, называется «пёстрое скопление» или «сборище», и посвящен восходящей в эту ночь паре ярких звёзд (Пэггытын) – это Альтаир и Таразед в созвездии Орла, которые вместе со звездой Альшаин выстраиваются в линию. С этого момента световой день начинает прирастать, знаменуя новый световой цикл и обещая оленеводам возможность будущего изобилия оленьих стад, подобных звёздным скоплениям, – в честь чего проводились специальные ритуалы. В этот период и дикие олени меняли направление движения с юга на север. Чукчи были уверены, что в ночь Пэгытти нельзя думать о плохом: встречать новый год нужно было только с добрыми пожеланиями, – тогда он будет сулить удачу и радость. Обязательным элементом празднования были жертвоприношения, задабривание духов. История праздника, представленная на портале «Илькэн», записана в литературной обработке со слов чукчанок – представительницы старейшего чукотского рода Омолонской тундры М.В. Процкой и уроженки Колымской тундры Нижнеколымского района А.П. Слепцовой.

Чукчи-оленеводы. Фото: Алекс Миловский / GeoPhoto
Пэгытти, как и другие праздники, тесно связан с представлениями чукчей о том, что небесные светила имеют непосредственное влияние на земную жизнь, и с укладом их быта, с оленеводством. Помимо Пэгыттын (пары звёзд – Альтаир и Таразед), чукчи поклонялись Полярной звезде – Эн’эр, считая её покровительствующей людям в их благих делах.
Чтобы успеть к восходу Пэгыттын, оленеводы, кочуя, торопились – обычно ритуал встречи происходил на одном и том же месте, и Полярная звезда – Эн’эр помогала найти путь в любом направлении: по ней определяли дорогу, маршруты. К празднику готовились заранее – обучали лучших беговых оленей, подбирали самых тучных для приготовления и жертвоприношения, шили пеструю, яркую одежду. Прикочевав на место, ставили яранги, подгоняли стадо, разводили ритуальные костры с помощью специальной «огнивной» доски. У каждой семьи была своя сакральная доска для разжигания огня: передавать огонь от нее можно было только между родственниками, иначе, как считалось, – в семью придет горе. Наряду с амулетами и семейными бубнами, «огнивная» доска была символом охраны стада оленей, «хозяином» стада: своей формой она напоминала фигуру человека, углубления от сверления являлись как бы глазами, а на «шею» привязывали веревку с фигурками, обозначавшими оленей.

Чукчи-оленеводы. Фото: Алекс Миловский / GeoPhoto
Забив выбранных для этого оленей, разделывали туши, варили кровь и готовили священное блюдо – нарезанные на мелкие кусочки мясо и жир с желудком (рорат). Их раскладывали на деревянном блюде (к’эмэн’ы), и каждый, подходя к костру, брал щепоткой мясо с блюда и бросал в огонь, приговаривая при этом слова благодарения или личные просьбы, а затем взятое с блюда мясо бросалось на четыре стороны света, с проговариванием пожеланий и просьб. Жир от варки мяса собирали в особые чашки, сделанные из ровдуги путем обжига, и раскладывали их по тундре как жертвоприношение – благодарение земле и звездам. Небольшие мазки жира наносили на лица – чтобы люди чувствовали себя здоровыми, бодрыми и спокойными (эргавтомн’ын). Вокруг жертвенных костров устраивались ритуальные танцы с исполнением песенных речитативов, основным посылом которых были пожелания добра и света.

Чукчи-оленеводы. Фото: Алекс Миловский / GeoPhoto
Бодрость и спокойствие духа были неотъемлемой частью тундровых людей. Вся их жизненная энергия и сила «исходила от неба и земли», и шаманы помогали людям находить точки соприкосновения, гармонию между земным бытием (вавыргын) и всемогущими силами природы, её добрыми и злыми духами. В новогоднюю ночь старейшины рассказывали легенды и древние сказания, шаманы камлали. Шаманы вообще играли большую роль в жизни чукчей – они лечили, были посредниками между людьми в сложных ситуациях, знали карту звездного неба, связывая вавыргын со звездами, которые были вечными спутниками жизни тундровых людей, где полярная ночь длилась полгода. По воспоминаниям чукчанок, самым оскорбительным словом в старые времена было акъаоравэтлъан: «плохой человек», с «плохими мыслями». А себя чукотский народ называл настоящими людьми: «лъиоравэтлъан», буквально – настоящий человек. В транскрипции это слово звучит как луораветлан, и GoArctic рассказывал об этом.

Чукчи-оленеводы. Фото: Афанасий Маковнев / GeoPhoto