Коренные народы Таймыра в Дудинке и вокруг
Показывает и рассказывает фотограф Юлия Невская
Все фото: Юлия Невская
Дудинка – город в 400 км севернее Полярного круга, построенный на полуострове Таймыр, на правом берегу Енисея. Он является административным центром Таймырского Долгано-Ненецкого района.
История и культура Дудинки связана с развитием северного мореходства и коренными народами Арктики. Здесь расположен арктический порт Северного морского пути. Его начали строить в 1935 году для обеспечения всем необходимым зарождающегося Норильска.
И здесь же до сих пор проживают пять арктических этносов: ненцы, энцы, долганы, эвенки и нганасаны. Когда-то они все кочевали по тундре Таймыра. Сейчас часть из них стали вести оседлый образ жизни в небольших поселениях на полуострове и в самой Дудинке. Многие всё ещё продолжают жить по традиционному укладу и в населенные пункты заглядывают редко, – только пополнить запасы.
Тем не менее перед коренными народами остро стоит вопрос сохранения культуры и образа жизни. Их языки понемногу исчезают, а людей, живущих по традиции, становится все меньше.
Дом народного творчества коренных малочисленных народов севера «Чум» в Дудинке. Здесь проходит обучение традиционным ремеслам, а также можно увидеть вживую их жилища и кочевой быт. При встрече гостей проводится ритуал кормления огня.
Чум долган. Светлана и Василий – представители коренного народа долган, сотрудники дома творчества. Они оба живут в Дудинке, но при этом вносят вклад в сохранение традиционной культуры своего народа.
На шаманском бубне изображено устройство мира в представлении долган. По легендам коренных народов, мир делится на три уровня: верхний, нижний и средний. В среднем мире живут люди, передвигаться между мирами могут шаманы при помощи духов. Система верований арктических народов очень похожа на шаманизм других сибирских этносов.
Виолетта рассказывает о своем народе в ненецком чуме.
Традиционные расцветки ненецких костюмов. Каждый узор имеет символическое значение. Он может состоять из схематичного изображения невода, полного рыбы, следа белого медведя или иных важных для коренных народов объектов. У каждого арктического этноса свои цвета и покрой одежды. Такую одежду до сих пор используют в тундре, она привычна для кочевых народов, хорошо адаптирована под погодные условия и образ жизни.
Жилище народа энцев в доме народного творчества. Чум покрывали березовой корой только в летний период, зимой кору заменяли на мех. Энцы – один из самых малочисленных коренных народов, по последней переписи населения в 2010 году, их насчитывалось чуть больше 200 человек. Острог Мангазея был построен именно на территории энцев, они первые начали общаться с «пришлыми».
Зоя родилась в тундре в 1950 году. Она хорошо помнит, как семья жила, кочуя вместе со стадами оленей, какой был уклад и обычаи. Русского языка тогда не знали и говорили только на своем.
Чум нганасан. Светлана и Алексей в традиционных костюмах своего народа. У мужчин цельнокроеные парки с капюшонами, у женщин распашные.
Нганасанская игра лами, в которой нужно накинуть череп зайца на палочку. По легендам, именно эта игра определяла, каким делом будет заниматься в дальнейшем молодой человек или девушка. Попал парень черепом на палочку трижды – будет охотником, не попал – рыбаком. Попала девушка трижды – будет мастерицей, научится шить тонкие шкуры, а не попала – будет делать простую работу, шить унтайки и верхнюю одежду.
Чум эвенков. Татьяна рассказывает предания своего народа. По ее словам, в царские времена эвенков называли тунгусами. Именно на территории, населенной эвенками, в 1908 году был зафиксирован Тунгусский феномен. В народе его называют падением Тунгусского метеорита.
Эвенки – единственный коренной народ Арктики, который ездит верхом на оленях. Чумы эвенков обычно были меньше, чем у других народов, потому что в каждом жила только одна семья. Это делало их более мобильными.
Верования и культура коренных народов глубоко вплелась в окружающий мир и представления о нем всех жителей Таймыра.
***
Юлия Невская, специально для GoArctic