Сейчас в Мурманске

07:03 -9 ˚С Погода
18+

Национальные праздники в канун Дня летнего солнцестояния: праздник эвенов Хэбденэк на Чукотке и праздник якутов Ысыах Олонхо

Народные гуляния и обряды этого дня посвящены возрождению, благоденствию, новому этапу ежегодного цикла – «новому году»

Чукотка Якутия Якуты Эвены Праздник Ысыах
Анна Щетинина
21 июня, 2024, 17:17

Национальные праздники в канун Дня летнего солнцестояния: праздник эвенов Хэбденэк на Чукотке и праздник якутов Ысыах Олонхо

Хэбденек в Билибино. Фото: Центр досуга и народного творчества Билибинского района / prochukotku.ru


В России новый год когда-то тоже начинался весной – народные праздники всегда были тесно связаны с повседневным бытом, с сельскохозяйственным циклом, с полевыми работами, и сопровождались призыванием милости божеств и духов – где какие почитались. И все древние народы приурочивали к  к летнему солнцестоянию – самым длинным дням в году – отдых, встречи, развлечения и «подшаманивание» благосостояния на следующий период жизни.

При всей малоизученности календарных праздников и обрядов народа эвенов, наблюдается сходство летних обрядовых действий эвенов на празднике Хэбденэк и якутов на Ысыахе – оба праздника знаменуют начало нового круга жизни, оба посвящены солнцу и оба отмечаются похожими ритуальными действиями встречи солнца.

В дни летнего солнцестояния и эвены, и якуты, съехавшись из разных стойбищ и местностей, проводили время вместе: пели, молились, танцевали, соревновались, готовили угощения. На таких редких массовых сборах осуществлялись взаимный обмен, брачные сговоры, устраивались молодежные развлечения, спортивные состязания и прочие важные дела. Главный обряд – «проводы старого солнца» и «встреча нового». Одним из основных моментов являлось коллективное исполнение кругового танца – hээдьэ/хэйдэ у эвенов и осуохай у якутов. В прежние времена этот хороводный танец, призывающий благополучие и плодородие, продолжался до трех суток – весь период солнцестояния – в то время как одни танцоры отдыхали, их сменяли другие, горели костры и действо не прерывалось: древний круговой танец начинался и шел по движению солнца. 

В начале астрономического лета состоялись два праздника: маленький, камерный Хэбденек для эвенов города Билибино на Чукотке, где их живет 108 человек; и грандиозный национальный якутский Ысыах, к которому готовились четыре года, 3000 человек его проводили и 25 000 ожидалось в гости.


Хэбденек

В Чукотском автономном округе, согласно переписи, 1407 эвенов, и живут они в селах Омолон и Анюйск, городах Анадырь и Билибино. В небольшом национальном селе Омолон праздник нового года Хэбденек (с эвенского «весело») уже состоялся – это самое отдаленное село Билибинского района, расстояние от него до райцентра, Билибино – 400 км, до столицы, Анадыря – 780 км.



Хэбденек в Билибино. Фото: Центр досуга и народного творчества Билибинского района / prochukotku.ru


А в Билибино праздник отмечается по правилам, поближе к дню летнего солнцестояния. Считалось, что в этот период открываются двери между мирами, что помогает донести до высших сил личные просьбы. Обычно ритуально-обрядовые действия начинаются с рассветом.

Сначала проводятся обряды очищения и благодарения. Для каждого обряда готовится священный костер: костер очищения освобождает от старых напастей, болезней и неприятностей, а костер благодарения – дарует благополучие. В церемонии обряда очищения нужно обходить костер против часовой стрелки, а благодарения – по часовой. Потом участники обращаются к высшим силам, загадывая желания и повязывая цветные ленты на специальной веревке между двумя священными деревьями дэлбургэ. А с первыми лучами восходящего солнца происходит самая эмоциональная часть праздника – круговой танец хэйдэ.

В Билибино на празднике запланировано много событий – концерт, выступления и тематические конкурсы, традиционные обряды, дегустация национальной кухни – эвенских блюд из вяленой, жареной и засоленной рыбы и горячего чая на тундровых травах, сообщает ИА «Чукотка». На берегу реки Большой Кепервеем развернулось небольшое этностойбище – там место ритуальных костров. Во время праздника состоялись и соревнования по национальным видам спорта, выявляющие сильнейших в перетягивании палки и наиболее метких – в метании тынзяна.

«Бабушка мне рассказывала, что, когда устраивали Хэбденек, проходили увлекательные состязания в мастерстве танца и пения», – рассказала одна из хранительниц эвенских традиций. – «Было много участников, соревновались и мужчины, и женщины: поодиночке, парами, в общем кругу. Веселились до утра, не зная усталости. До того танцевали, что ветки на земле полностью стаптывались».




Группа эвенских женщин в национальных костюмах. Начало XX в. Источник: ddn24.ru


Эвены (самоназв.: эвен, орочел, ороч, илкан, ламут-наматкан) - коренной народ Сибири и Дальнего Востока (21,8 тыс. чел., 2010). Большая часть эвенов, согласно переписи 2002 года, живет в Якутии. В Чукотском автономном округе их 1407, и живут они в селах Омолон и Анюйск, городах Анадырь и Билибино.

Эвены и эвенки – два коренных малочисленных народа Севера. По образу жизни и обычаям очень похожи друг на друга. До революции русские первопроходцы называли эвенков – тунгусами, а эвенов – ламутами. Названия же «эвены» и «эвенки» два народа получили в 30-х годах прошлого века от советских этнографов, которые буквой «к» разграничили две группы единого в прошлом народа.

GoArctic, кстати, писал недавно о празднике эвенов Якутии.


Ысыах

Якуты смогли сохранить наибольшее число обрядов и алгысов (текстов, призывающих высшие силы к благословению) своей традиционной культуры. Ысыах (якут. ыһыах) – это древнее коллективное обрядовое действо, посвященное возрождению нового цикла жизни, символом которого у народа саха является солнце. Народ саха всегда поклонялся солнцу и огню в их метафизическом смысле, корень «сах» слова саха означает огонь, солнечный свет или просто – свет.



Осоухай на Ысыах. Рекорд Гиннеса "Самый большой осуохай в мире" г.Якутск. 2012 / old.nlrs.ru


Исторически Ысыах состоял из трех священнодействий: первое представляло собой окропление из кубков с кумысом и восхваление богов; второе состояло из ритуального распития кумыса, посвященного божествам, в первую очередь, Юрюнг Айыы тойону; на третьей фазе ысыаха проводились игры – конные скачки, состязания борцов, бегунов, певцов, сказителей и запевал. В этот период исполнялся хороводный танец осуохай. Основой ритуальных игр ысыаха – соревнований и борьбы, исполнявшихся в ходе театрализованного церемониала празднования начала нового хозяйственного года – была идея космогонического созидания Вселенной.

По легендам, первый Ысыах был проведен одним из родоначальников народа саха (чье происхождение спорно и неоднозначно) Эллэем Боотуром 

Юрюнг Айыы Тойон (якут. Үрүҥ Аар Тойон, в переводе с якутского «светлый создатель господин» – верховный бог, глава верховного мира, божеств айыы и Вселенной в якутской и долганской мифологии. Создатель Вселенной и человека. В образе бога персонифицировано солнце. Проживает на девятом небе (представляется в качестве страны, в которой нет зимы и растет белая трава).



Белый шаман – алгысчыт, 2024 год. Фото: Андрей Сорокин, ЯСИА / ysia.ru


В соответствии с древними традициями ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь – сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. Рядом с сэргэ – алтарь с ритуальной посудой, которую наполняют кумысом. Это – основное место праздника, которое называется тюсюлгэ. Тюсюлгэ ограждается разноцветной салама из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. Ысыах начинается с древнего ритуала – благословения присутствующих и просьбы (алгыс) к верхним божествам ниспослать всем благодать. Для этого алгысчыт – белый шаман, которого сопровождают девять юношей и восемь девушек, повторяя слова благословления, разжигает огонь, преподносит божеству огня угощение, окропляет землю кумысом (ысыах – производное от якутского глагола «ыс» – «кропить», «окроплять») К просьбам к верхним божествам присоединяются и присутствующие: на заключительные слова алгысчыта все встают и поднимают руки вверх, повторяя вслед за ним: «Уруй! Айхал! Тускул!». Затем проводится обряд кумысопития. Кумыс в представлении саха является священным напитком и символом илгэ – белой благодати изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров. Во время ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс пьют из национального сосуда – кубка, который называется чорон.



Ысыах / old.nlrs.ru


Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, который означает жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве. В хороводе присутствует ведущий (осуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен, посвященных окружающей реальности и возводящих хвалы происходящему вокруг. Как и древние эвены, древние якуты тоже поддердивали горение риткаотных косиров.

Как было упомянуто, игры на ысыах имеют ритуальный характер, но существуют и шуточные состязания: кто больше съест пищи или выпьет кумыса, тому будет больше счастья в новом году. В программу праздника, как правило, включены соревнования в национальных видах спорта: якутские национальные прыжки, борьба хапсагай, мас-рестлинг, стрельба из лука, поднятие и перенос камня, бег, якутская вертушка и конные скачки.

Ысыах стал визитной карточкой Якутии. В этом году Ысыах Олонхо в Амгинском районе традиционно начался с обряда встречи солнца. В местности Муона Чараҥа собрались сотни людей, чтобы получить благословение и зарядится энергией и силой на год вперед.



Ысыах Олонхо в Амгинском районе, 2024 год / ysia.ru


Праздник открылся театрализованным представлением государственного цирка Якутии по мотивам Олонхо «Сын кобылицы Дыырай Бэргэн». Во время выступления артисты исполнили зрелищные трюки, в представлении были задействованы ростовые фигуры, летающие кони и масштабные декорации.



Ысыах Олонхо в Амгинском районе, 2024 год / ysia.ru


Кузнец из Усть-Алданского улуса Прокопий Колодезников представил конское убранство, для изготовления которого потребовалось шесть килограммов серебра. Работа выполнена по мотивам старинных убранств, хранящихся в музеях района. 



Ысыах Олонхо в Амгинском районе, 2024 год / ysia.ru


Впервые на празднике были проведены скачки со стрельбой из традиционного якутского лука – в необычных скачках приняли участие воспитанники конно-спортивного клуба «Импульс». В дальнейшем этот вид спорта планируют включить в спортивные соревнования на Ысыахе.На конных скачках одержал победу скакун из Амгинского района: на  дистанции 2400 метров первым пришел скакун Гольфстрим Ван Анатолия Баишева и победитель получил 1,2 млн рублей. Приз за второе место – 800 тыс., за третье – 600 тыс. рублей.



Ысыах Олонхо в Амгинском районе, 2024 год / ysia.ru


Два года мастерицы Амгинского района воссоздавали национальную одежду и украшения народа саха XVII-XX веков по работам народного художника Якутии, заслуженного деятеля искусств Михаила Носова, – и представили их на празднике.



Ысыах Олонхо в Амгинском районе, 2024 год / ysia.ru


На празднике прошло дефиле – конкурс национальных костюмов. Интерес вызвали фантазийные и традиционные наряды народов Севера.

Подробнее – в репортажах ЯСИА: здесь и здесь.

далее в рубрике