Сейчас в Архангельске

13:06 16 ˚С Погода
18+

Неформальная дипломатия коренных народов арктической Европы

Транскультурная торговля, ритуальные договоренности, нойды-дипломаты и разрешение конфликтов

Саамы Норвегия Финляндия Швеция Скандинавия КМНС История саамов Коренные народы
Денис Ивановский
29 мая, 2025, 10:05
Неформальная дипломатия коренных народов арктической Европы

Саамы в Норвегии, 1928 г. Фото: A. Giæver / CC BY-SA 3.0


О дипломатии арктических коренных народов Северной Америки читайте здесь.

Коренные народы арктической Европы – саамы, ненцы, коми, энцы, ханты и другие, несмотря на суровые климатические условия и географическую удалённость, не существовали в изоляции. Их связи друг с другом и с соседними народами были устойчивыми и разнообразными, формируя собственную модель межэтнического обмена, адаптированную к специфике Арктики.

 

Ярмарки коренных народов

Одной из ключевых форм взаимодействия была транскультурная торговля. Саамы, жившие на севере Скандинавии, регулярно участвовали в обменах с народами Восточной Европы и Западной Сибири. Они обменивали шкуры, рыбу, изделия из кости и меха на металл, соль, текстиль и инструменты. Торговля осуществлялась по устойчивым маршрутам, часть из которых сохранялась веками. Особое значение имели так называемые «ярмарочные пункты» – сезонные места встреч, где происходил обмен не только товарами, но и знаниями, техниками охоты, шаманскими практиками и формами социальной организации. Ярким примером таких точек служат места на устьях рек Печора и Обь, а также прибрежные поселения вдоль Белого и Баренцева морей.

На крайнем северо-западе ярмарочные функции выполняли летние собрания саамов в Финмаркене и на территории современной северной Норвегии. Эти мероприятия, хотя и не назывались ярмарками в классическом смысле, включали аналогичные элементы: обмен, переговоры, суды, брачные альянсы. Здесь можно было наблюдать тесное взаимодействие саамов с норвежцами, квенами (финноязычным населением) и шведами.

С 18-го века ярмарки начали регулироваться властями: в Норвегии вводились ярмарочные лицензии, а в России – подати и сборы с торговцев. Несмотря на это, коренные народы сохраняли элементы своей автономии в организации торговли: многие сделки происходили вне официального учета, на основе личных связей и доверия.



Шведские саамы. Источник: Swedish National Heritage Board / CC BY 2.0

 

Ритуальные переговоры

Взаимодействие между коренными народами Арктики охватывало не только торговлю. Особенно важно было избегать конфликтов из-за ресурсов – пастбищ для оленей, участков рыбалки, угодий, богатых пушным зверем. Решение таких вопросов часто происходило на регулярных встречах между родовыми группами, которые собирались в нейтральных местах в период летних кочевий или накануне промыслового сезона. В этих собраниях участвовали старейшины, охотники, знатоки маршрутов миграции животных и шаманы, обладавшие особым авторитетом. Один из этнографически зафиксированных примеров – договорённости между ненцами и хантами на территории среднего Приобья: представители ненецких родов допускались к зимней охоте в определённых лесных участках хантыйской стороны при условии соблюдения ограничений по отлову соболя и обязательного распределения части добычи в пользу местной общины.

Символические ритуалы и формы признания соглашений играли роль «культурных договоров». Вместо подписанных документов практиковались жесты, например, совместное принесение жертвы духам местности, обмен или коллективное приготовление пищи. Такие действия символизировали мир, согласие и взаимное обязательство соблюдать договорённости. Ритуалы имели обязательную структурную роль: нарушение подобных соглашений воспринималось как духовное преступление, способное повлечь бедствия, и потому дисциплинировало участников сильнее, чем внешнее давление.

Совместные охотничьи и промысловые экспедиции служили не только экономическим, но и дипломатическим механизмом. Один из задокументированных случаев – кооперация между саамами и русскими поморами в Мурманском крае в 18–19 веках: во время ежегодной рыбалки на треску саамские рыбаки допускались к участию в добыче, а взамен предоставляли информацию о ледовой обстановке и навигации в прибрежных зонах.



Семья саамов в Норвегии, около 1900 г. Источник: thevikingherald.com

 

Шаманы вместо дипломатов

Особую роль в арктической системе коммуникации играли шаманы. У саамов их называли нойдами. Часто именно они выступали посредниками в межродовых и межэтнических конфликтах. Интересны также упоминания о шаманах, которые путешествовали в рамках торговых миссий или в сопровождении караванов. В таких случаях они могли выполнять сразу несколько функций – защиту каравана, ритуальное «освящение» сделки, а также перевод и интерпретацию символических знаков между культурами. Это особенно актуально для ситуации, когда язык и кодекс поведения одной стороны были непонятны другой. Шаман в этом случае мог выступать своего рода культурным медиатором.

В истории коренных народов арктической Европы были случаи конфликтов с применением силы. Причины этих столкновений, как правило, были связаны с конкуренцией за ресурсы: пастбища, охотничьи и рыболовные угодья, маршруты кочевий, а также с нарушением устоявшихся соглашений или вторжением на сакральные территории. Однако такие конфликты были сравнительно редкими и, как правило, локальными по масштабу.



Саамский шаман-нойд. Гравюра 18-го века. Кнуд Лим / Wikimedia Commons


На Кольском полуострове известны эпизоды столкновений между различными саамскими группами из-за рыболовных участков и маршрутов торговли с русскими поморами. Один из таких инцидентов в 19-м веке произошёл у реки Йоканга, где в результате конфликта было ранено несколько человек, а несколько нарт (саней) с грузами сожжены. Интересно, что разрешение конфликта пришло через посредничество уважаемого шамана, обладавшего авторитетом у обеих сторон.

Важно отметить, что в арктической культуре конфликты почти всегда воспринимались как опасные для всей группы. В условиях крайнего климата и ограниченных ресурсов потеря единства могла привести к гибели. Поэтому даже при наличии насилия существовали чёткие механизмы восстановления мира: коллективные собрания, обряды очищения, компенсации (в том числе оленями, пушниной или рабочей силой), заключение браков между конфликтующими группами.

С усилением влияния государств и расширением границ Российской империи, Швеции и Норвегии, традиционные практики взаимодействия подвергались трансформации. Однако значительная часть межэтнических связей сохранялась вплоть до 20-го века. Саамы продолжали сезонные перекочёвки через границы, избегая административного контроля. Ненцы и ханты сохраняли родственные связи с другими арктическими группами, участвуя в общих промысловых и ритуальных практиках. Некоторые формы сотрудничества адаптировались к новым условиям – например, через участие в ярмарках, где уже присутствовали русские и финские купцы.


***

Денис Ивановский, специально для GoArcitc

далее в рубрике